Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая основа местного самоуправления. 3 страница




§ 3. Конституции {уставы), законы н иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении

Важную роль в формировании правовой основы местного само­управления играют субъекты Федерации.

Во-первых, они осуществляют правовое регулирование вопросов орга­низации местного самоуправления.


Российская Федерация состоит из равноправных субъектов; респуб­лик, краеи, областей, городов федерального значения, автономной об­ласти, автономных округов. Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а иные субъекты — устав. Конституции и уставы субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и феде­ральным законам, которые имеют верховенство на всей территории Рос­сийской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Федерации положения об организации местного самоуправ­лении не должны противоречить основополагающим началам и прин­ципам организации местного самоуправления, закрепляемым Консти­туцией РФ и Федеральным законом 2003 п *06 общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации*.

Установление общих принципов организации местного самоуправ­ления относится к предметам совместного ведения Российской Федера­ции и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и прини­маемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Согласно Федеральному закону 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, субъекты Федерации вправе осуществлять собствен­ное правовое регулирование по вопросам совместного ведения и до при­нятия соответствующих законов. Однако после принятия федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федера­ции должны быть приведены в течение трех месяцев в соответствие с принятым федеральным законом.

Вместе с тем необходимо учитывать, что Федеральный закон 2003 г., разграничивая полномочия федеральных органов государственной вла­сти и органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления, закрепил, что определение общих принци­пов организации местного самоуправления осуществляется указанным Федеральным законом. Что же касается органов государственной власти субъектов Федерации, то они регулируют вопросы организации местного самоуправления лишь в случаях и порядке, указанных в Федеральном законе.

Таким образом, организация местного самоуправления во многом определяется в рамках правового закрепления общих принципов орга­низации местного самоуправления, осуществляемого на федеральном уровне. И лишь в некоторых случаях, прямо указанных в Федеральном законе 2003 г., допускается и правовое регулирование вопросов органи­зации местного самоуправления законами субъектов Федерации. Так, законами субъектов устанавливаются:

наименование представительного органа муниципального образо­вания, главы муниципального образования, местной администрации с учетом исторических и иных местных традиций;

условия и порядок прохождения муниципальной службы (в соответ­ствии с федеральным законом);

порядок подготовки и проведения местного референдума; гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов му­ниципальных выборов (я соответствии с федеральным законом) и др.

Объем правового регулирования, осуществляемого сегодня субъек­тами РФ в области организации местного самоуправления, уменьшился по сравнению с тем, что предусматривал Закон об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления (1995 г.).

Конституции (уставы) субъектов РФ, основываясь на федеральном законодательстве о местном самоуправлении, закрепляют основы орга­низации местного самоуправления на своей территории, принципы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и орга­нов местного самоуправления, В законах субъектах РФ о местном само­управлении эти положения получают свое развитие и конкретизацию.

Во-вторых, органы государственной власти субъектов Федерации осу­ществляют правовое регулирование прав, обязанностей а ответственно­сти органов государственной власти субъектов и их должностных лиц в об­ласти местного самоуправления в случаях и порядке, установленных феде­ральными законами.

Эти полномочия органов государственной власти субъектов Феде­рации во многом обусловлены конституционным положением о том, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное само­управления (ст. 12) и основанным на конституционной норме требова­нием Закона 2003 г об общих принципах организации местного само­управления об обеспечении федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации госу­дарственных гарантий прав населения на осуществление местного само­управления.

Кроме того, Федеральный закон 1999 г «Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнительных орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации» прямо обязывает органы государственной власти субъектов Федерации содей­ствовать развитию местного самоуправления на своей территории (ст. 1). Необходимо также учитывать, что органы государственной вла­сти субъектов должны обладать и некоторыми контрольными полномо­чиями в отношении муниципальных образований и их органов в случа­ях, предусмотренных федеральными законами.

С учетом этого федеральные законы закрепляют за органами госу­дарственной власти субъектов Федерации, соответствующие полномо­чия. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации«» устанавливает, в част­ности, что при формировании конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации муниципального района (го­родского округа) одна треть ее членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федера­ции по представлению высшего должностного лица субъекта (ст. 37), Федеральный закон 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции^ предусматривает возможность осуществления в установленных законом случаях избирательных действий (которые в соответствии с законом должно осуществлять соответствующее должностное лицо местного самоуправления) высшим должностным лицом субъекта Фе­дерации. Соответствующее правовое регулирование осуществляется и другими федеральными законами, основываясь на которых субъек­ты Федерации устанавливают соответствующие права, обязанности и ответственность своих органов государственной власти, должностных лиг; в области местного самоуправления.

Так, Закон Сахалинской области «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Сахалинской области» устанавливает, что органы государственной власти области способствуют становле­нию и развитию местного самоуправления, обеспечивают гарантиро­ванное Конституцией РФ, федеральными законами, уставом и законами области участие граждан в решении вопросов местного значения, принимают программы поддержки местного самоуправления, создают условия организационно-правовой и финансово-экономической са­мостоятельности местного самоуправления* создают и развивают сис­тему подготовки и повышения квалификации муниципальных служа­щих (ст. 57). Регулируя взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления, Закон Сахалинской облас­ти предусматривает возможность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления совместных координаци­онных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов как временных, так и постоянно действующих. Данные органы создаются для решения отдельных вопросов, разработки и реализации долгосроч­ных планов и программ, организации постоянного взаимодействия орга­нов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 58).

В-третьих, органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответст­венности органов и должностных лиц местного самоуправления по пред­метам ведения субъектов Федерации, а также в пределах полномочий ор­ганов государственной власти субъектов Федерации по предметам совме­стного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В данном случае речь вдет об участии органов государственной вла­сти субъектов Федерации в правовом регулировании компетенции орга­нов местного самоуправления в различных сферах жизни, подведомст­венных субъектам* К примеру, Законом Омской области 2004 г. «О регу­лировании земельных отношений в Омской области» установлены полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, а Законом Волгоградской области 1999 г «Об об­разовании» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере образования, Закон Хабаровского края 2004 г «О порядке и сро­ках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправле­ния и к должностным лицам местного самоуправления» устанавливает, в частности, обязанность органов и должностных лиц местного само­управления по систематизации и обобщению обращений граждан с це­лью своевременного выявления и устранения причин} порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования своей работы (ст. 9).

В-четвертых, органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирования прав> обязанностей и ответствен­ности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществ­лении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Федерации в порядке, уста­новленном Федеральным законом 2003г. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Законами субъек­тов Федерации органы местного самоуправления могут наделяться от­дельными государственными полномочиями субъектов Федерации. На­деление органов местного самоуправления указанными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Делегируе­мые отдельные государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления, как правило, муниципальных районов и го­родских округов, если иное не установлено законом субъекта Федера­ции. Закон субъекта Федерации, предусматривающий наделение орга­нов местного самоуправления отдельными государственными полно­мочиями, должен содержать: вид или наименование муниципального образования, органы которого наделяются соответствующими полно­мочиями; перечень прав и обязанностей органов местного самоуправле­ния, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; условия и порядок пре­кращения осуществления органами местного самоуправления передан­ных им отдельных государственных полномочий, а также другие поло­жения, предусмотренные ст. 19 Федерального закона 2003 г. Как пока­зывает практика, субъекты Федерации принимают законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями: по государственной регистрации актов гражданского состояния; в области физической культуры и спорта; в облает создания и функционирования комиссий по делам несо­вершеннолетних и защите их прав;

по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан и др.

При этом одни субъекты принимают отдельные законы по каждому виду передаваемых государственных полномочий, а другие — принима­ют один закон о наделении органов местного самоуправления отдель­ными государственными полномочиями в разных сферах жизни. Так, Закон Тюменской области 2004 г. «О наделении органов местного само­управления отдельными государственными полномочиями» наделяет органы местного самоуправления следующими государственными пол­номочиями, входящими в компетенцию органов государственной вла­сти Тюменской области:

а) в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения и организации оказания специализированной медицинской помощи;

б) в сфере архивного дела;

в) по государственной регистрации актов гражданского состояния;

г) по совершению нотари­альных действий в населенных пунктах, где отсутствует нотариус;

д) в сфере создания и организации деятельности административных ко­миссий и в других сферах.

Субъекты Федерации обеспечивают контроль за соблюдением законо­дательства о местном самоуправлении. В частности, создаваемые в субъ­ектах конституционные (уставные) суды призваны обеспечивать соот­ветствие нормативных правовых актов субъектов по вопросам местного самоуправления, нормативных правовых актов муниципальных образо- ваний конституции (уставу) субъекта Федерации.

Осуществляемое на основе Федерального закона 2003 г. реформиро­вание организационно-территориальной структуры местного само­управления, финансово-экономического и правового обеспечения функций местного самоуправления включает в себя формирование субъектами Федерации во многом новой системы правового регулиро­вания местного самоуправления на региональном уровне. Решение этой задачи усложняется тем3 что система местного самоуправления неодно­кратно подвергалась реформированию, изменялась ее законодательная база. Субъекты Федерации в течение длительного времени занимались поисками оптимального механизма взаимодействия с муниципальными образованиями, сформировали в целом правовую основу организации и деятельности местного самоуправления. Федеральный закон 2003 г. ставит перед субъектами новые задачи в области правового регулирова­ния местного самоуправления, жестко разграничивая полномочия в этой сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Но вместе с тем надо учитывать, что корректировка системы правового регулиро­вания местного самоуправления должна осуществляться в рамках кон­ституционной модели местного самоуправления. Муниципальная демо­кратия — неотъемлемая часть процесса формирования и развития наше­го государства как правового и демократического. Они основывается на незыблемых основах конституционного строя (и частности, на поло­жениях ст. 3 и 12 гл.! Конституции РФ), на международных гарантиях, закрепленных в ратифицированной Россией Европейской хартии мест­ного самоуправления. При этом нужно взвешенно относиться к тому, что уже сделано в этой области, выявляя те ценности, которые следует сохранить в процессе совершенствования местного самоуправления, его законодательной базы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.