Кр. спроса на обществ. благо имеет нисходящий вид. Совок. спрос определяется путем суммирования кр-х инд. спроса по вертикали.
D=SMB
D3
D2
D1
P,
МВ
Q
Рис. 13.7. Формирование
совокупного спроса на чистое общественное благо
QS
D=Sqi
D3
D2
D1
P
P
Q
Рис. 13.6. Формирование совокупного спроса на чистое частное благо
Кр. инд. спроса определяют пред. выгоду кажд. п-теля (D1 —выгоду перв. п-теля, т.е. MB1 и т.д.). Предел. обществ. выгода от потребления дополн. ед-цы обществ. блага складывается из суммы всех пред. выгод его потребления: MSB = МВ1 + МВ2 +... + МВп =(знак суммы ряд) МВ,
где MSB —пред. соц. выгода от потребления дополн. ед-цы обществ. блага; MBi — пред. выгода от потребления дополн. ед-цы обществ. блага, полученная i-м п-телем (i = 1, 2, … n).
Оптим. V выпуска чистого обществ. блага, соотв-ет объему, при кот. пред. обществ. полезность равняется пред. обществ. издержкам –пр-ва (MSC = MSB = £ MB). МRС —это кр. пред. обществ. издержек пр-ва ед-цы блага; (знак суммы ряд)МВ —сумма пред. полезностей, получаемых каждым из потребителей дополн. ед-цы блага; QE – эффектив. V предоставления обществ. блага.
Напр., если пред. обществ. издержки пр-ва определен. к-ва обществ. блага превыш. пред. обществ. выгоды, пр-во этого к-ва явл. выгодным. Если MSC>MSB, то пр-во нецелесообразно.
65. Пр-во обществ. благ и проблема «безбилетников».
Поскольку потребители получают выгоды от чист. обществ. блага независимо от того, платят они за него или нет, то у кого-то может возникнуть искушение воспользоваться этим благом даром. Такая сит-я наз. проблемой «безбилетника».
Пр-ма «безб-ка» —склонность п-телей уклоняться от участия в финансировании пр-ва обществ. благ. Чаще всего это происходит в больш. группах п-телей, где труднее контрол-вать поведение кажд. индивида. Реш-е дан. пр-мы возможно путем интернализации, в т. ч. за счет:
•огранич-я доступа к благу посредством введения платы, заключ-я частн. контрактов при потреблении коллектив. благ;
•пр-ва обществ. благ за счет добровол. пожертвований орг-ций и частн. лиц;
•создания орг-ций по совместн. Использ-ю блага.
В тех сл-ях, когда возникающие при потреблении благ внеш. эф-кты не поддаются интернализации (т.е. рынок терпит фиаско), предоставление обществ. благ должно регулироваться гос-вом. Финанс-е пр-ва обществ. т-ров и услуг осущ-ся за счет налогов и др. обязат. платежей, а благо в этом сл-е. предоставляется бесплатно. В обесп-ии обществ. благами с участием гос-ва ключ. роль играют не инд. предпочтения граждан, а реш-я установлен. полит. институтов.
Выбор механизма предоставления благ —посредством рынка или гос-ва—обусловлен соизмерением затрат и выгод, кот. сопровождается кажд. из способов пр-ва обществ. благ.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление