Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность как педагогическая категория. Сущность развития. Факторы формирования личности, их взаимосвязь




Личность - человеческая способность самостоятельно принимать обдуманные решения, нести ответствен., независимо дей-ть. Личность – субъект социальных отношений и сознательной деятельности, и человек, как существо общественное. Формируется при совместной деятельности и в общении. Выгоцкий: личность – целостная психологическая система.

ЛИЧНОСТЬ ФОРМИРУЕТСЯ В ОБЩЕСТВЕ.

Основные функции личности: освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.

Индивидом рождаются, личностью становятся.

Развитие происходит по 3 направлениям:

1) биолог.,

2) психологич.,

3) социальном (интеллект, ум, таланты – физические и художественные).

 

Развитие человека детерминировано внутренними противоречими, психофизическими особенностями индивида, соц. ситуациями, мерой его собственной активности.

Ананьев: «Чел. Развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собств. практич. деятельности чел.» В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие – как обстоятельство, от которого зависит развитие, обстановка, в кот. Происходит развитие ребенка. Условия – те составные части или характеристики среды, в кот. развивается учащийся. сист. всех усл. жизнедеятельности образует среду обитания чел. В ней можно выделить подсистемы биологих., психологич. и соц. усл. Усл. биологич. развития явл.: сбалансир. питание, режим дня, благоприят природные и соц. факторы.

Средовые факторы формирования личности: макроф-ры (страна, общество, гос-во), мезоф-ры (этнос, регион, город, радио, ТВ), микроф-ры (семья, сверстники, учеб. организации)

Биологические ф-ры: природно обусловленные психич. особенности.

Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки – природная расположенность к той или иной деятельности. Разовьются ли задатки, зависит от соц. условий, обучения и воспитания. Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых усл. обуч. и воспит. зависят от ее собственных усилий, работоспособности

Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений человека под влиянием внешних и внутренних факторов.

Изменение личности происходит в следующих аспектах:

1) Физическое развитие.

2) Психологическое развитие.

3) Социальное Развитие (формирование нравственных чувств).

4) Определенный социальные роли (студент, ученик, муж).

 

Личность – человек, обладающий набором качеств, помогающих ему раскрыться в обществе. Развитие личности происходит по 3 направлениям: биологическому, психологическому и социальному. Развитие – это процесс прогрессивных внутренних и внешних изменений. Биологический фактор – один из наиболее мощных. Активность личности – включение ребёнка в деятельность и развитие. Деятельность – процесс осознанный и целенаправленный. Биологический, социальные факторы и активность личности вступают во взаимодействие и образуют систему факторов развития личности. Формирование личности – процесс и результат взаимодействия личности со всей совокупностью внешних условий. Психическое развитие (становление внутреннего духовного мира личности) и воспитание (целенаправленный процесс освоения детьми человеческой культуры) взаимосвязаны: развитие духовной культуры происходит под действием факторов воспитания, и воспитание будет эффективным лишь в соответствии с возможностями личности.

Индивид становится личностью лишь, когда у него формируется устойчивая система высших психических функций. Совершенствование внутреннего мира личности непрерывно и может идти всюду.

 

3. Задачи, функции, особенности организации работы классного руководителя на современном этапе развития школы.

Современный классный руководитель выполняет 3 функции:

1) Организация разнообразной деятельности в классе.

2) Забота о развитии каждого ребёнка.

3) Помощь детям в решении возникающих проблем.

Уделяется внимание эмоциональной подготовке групп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе, развитию детского самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребёнку раскрыть себя в отношениях с окружающими, включению учащихся в систему реальных социальных отношений.

Классный руководитель решает 4 типа задач:

1) Социальные задачи – защита ребёнка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей.

2) Диагностические задачи – знание своих учеников, их личностных качеств и индивидуальных характеристик.

3) Воспитательные задачи – ориентация ребёнка на вопросы добра и зла, его постановка в ситуацию жизненного выбора.

4) Задачи процессуального характера: выбор эффективных педагогических средств, планирование своей работы, контроль и коррекция деятельности, педагогика рефлексии. Воспитательная работа = воспитание в процессе обучения + стиль, тон отношений, психологический климат + внеучебная деятельность.

Вариативность классного руководства:

учитель предметник плюс классный руководитель.

кураторство, классная дама(только классное руководство)

В негосударственных школах бывают классные дамы, кураторы. Виды деятельности современного классного руководителя: диагностическая, прогностическая (прогнозирование работы с классом), проектировочная деятельность (разработка планов программы воспитательных работ), конструктивная (отбор видов и содержания), организаторская, коммуникативная, рефлексивная.

 

 

4. Содержание образования в современной школе

Обучение — процесс социально обусловленный, выраженный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда важнейшая социальная функция обучения заключается в формирова­нии личности, соответствующей социальным требовани­ям. Строительным материалом, источником «создания» личности служит мировая культура — духовная и матери­альная, отражающая все богатство накопленного челове­чеством опыта.

Процесс обучения в своей сущности есть целенаправлен­ный, социально обусловленный и педагогически организо­ванный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающи­ми состав духовной и материальной культуры человечества.

Потребности общества выступают в качестве объек­тивного фактора, влияющего на определение содержания образования. Изменения в развитии науки и техники так­же влияют на содержание обучения.

Под содержанием образования следует понимать ту си­стему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обуче­ния, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями разви­тия человека и в виде информации передается ему.

Можно выделить следующие составные части обще­ственного опыта: опыт физического развития человека, опыт эстетического отношения к жизни, опыт трудовой и профес­сиональной деятельности, опыт познавательной и научной деятельности, опыт нравственных отношений. Соответ­ственно выделяются основные направления содержания, воспитания и образования: физическое воспитание, эстети­ческое, трудовое, умственное, нравственное воспитание.

Составные части каждого направления содержания вос­питания:

ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, УМЕНИЯ, ОТНОШЕНИЯ, ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Знание в педагогике можно определить как понима­ние, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обоб­щения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, принципах, законах, закономерностях, фактах, идеях, сим­волах, концепциях, гипотезах, теориях.

Навыки --- состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, из приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, дове­денное до высокой степени совершенства.

Умения — это владение способами (приемами, дей­ствиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки.

Отношения ---- включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности.

Творческая деятельность--- обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуще­ствление основной цели воспитания — формирования всесторонне и гармонично развитой личности, т.е. обеспечивать и умственное развитие, и техничес­кую, и трудовую подготовку, и физическое, и нрав­ственное, и эстетическое воспитание.

 

Содержание образования должно строиться на строго научной ос­нове, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный мате­риал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жиз­ненной позиции.

Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также строиться на основе вза­имосвязи между отдельными учебными предметами.

В содержании образования теория должна соеди­няться с практикой, обучение — с производитель­ным трудом. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способство­вать профессиональной ориентации учащихся.

Об­щее образование имеет своей целью овладение ос­новами важнейших наук о природе и обществе, раз­витие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Техническое образование знакомит уча­щихся в теории и на практике с основными отрас­лями современного промышленного производства и формирует умения и навыки обращения с наиболее распространенными средствами труда.

Содержание образования фиксируется в учебных пла­нах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях. Учебные программы могут строиться по концентрическо­му и линейному принципам. При концентрическом спо­собе построения программ материал данной ступени обу­чения в более усложненном виде проходят на последую­щих ступенях обучения.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что материал каждой последую­щей ступени обучения является логическим продолжени­ем того, что изучалось в предыдущие годы или в предыду­щих учебных курса




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 5068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.