Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Понятие воспитания. Сущносные хар-ки воспитания




 

  1. Воспитание в широком смысле - процесс и результат развития личности происходящий в процессе усвоения социального опыта. В этом случае можно рассматривать воспитание как социализацию. Социализация – это процесс и результат усвоения индивидом социальных норм и ценностей, необходимых ему для жизни в обществе.
  2. Воспитание в специальном узком педагогическом смысле есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Воспитывать — это значит направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

l Влияние на личность может проходить в процессе непосредственного воздействия на личность воспитанника (при этом существуют субъект – объектные отношения) – это может происходить в процессе использования методов внушения, убеждения, беседы…

l Влияние может означать взаимодействие воспитателя и воспитанника и тогда речь будет идти о S-S отношениях (например, участие в коллективной творческой деятельности)

l Влияние может идти опосредованно, через создание условий, соответствующей среды S – условия – S (например загородный детский лагерь)

l Влияние может представлять собой управление деятельностью воспитанников, включая функции анализа, планирования, организации и контроля.

 

В проекте «Закона об образовании» воспитание рассматривается как–специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.

 

 

Тема 16. Цели воспитания и их классификация.

 

Цель – представление о предполагаемом конечном результате деятельности. А.Н. Леонтьев считал, что цель является системообразующей характеристикой деятельности, в том числе педагогической, воспитательной.

Существует 3 основные цели в воспитании:

  • идеальная – некий идеал, к которому стремиться общество, школа, педагог (например, всестороннее гармоничное развитие личности)
  • результативная цель – прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе ученика (выпускника) и который планируется достичь за определенный промежуток времени. Результативная цель должна быть направлена на развитие личности, формирование интеллектуального, нравственного, эстетического, коммуникативного, физического потенциала личности; на овладение системой ЗУНов, способов творческой деятельности, приемами, методами самопознания и саморазвития; должна быть сопряжена с интересами и ценностными установками членов коллектива, общества; должна обеспечиваться необходимыми ресурсами; цель должна быть конкретной, реальной, достижимой, диагностируемой.
  • процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования определенных качеств выпускника (учащегося). Эти цель могут быть сформулированы следующим образом: использовать воспитательные возможности народных праздников, национальной культуры для…, ввести в расписание уроки общения для формирования и развития коммуникативной культуры, обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых школьных дел для…

Цели воспитания могут быть стратегические и тактические:

- стратегические цели ставятся на достаточно длительный период. Они предполагают этапность в их достижении, конкретных организационно-педагогических мероприятий, направленных на их реализацию. Эти цели и этапы отражаются в целевых воспитательных программах.

- тактические цели предполагают определение ближайшей перспективы и прогнозируют результаты проведения конкретного воспитательного мероприятия или дела.

Выделяются цели общие и индивидуальные.

При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных, решаемых воспитанием задач. Задач может быть много: общих и частных, перспективных и ближайших.

В рамках одной воспитательной системы цель воспитания одна. Именно цель и средства ее достижения отделяют одну систему воспитания от другой.

Целеполагание в воспитательном процессе – это способ выдвижения и обоснования педагогических целей, отбор адекватных целей, формулирование задач, конкретизирующих цель, путей их достижения, проектирование ожидаемого результата (определяется программа будущего, предположение о будущем). Целеполагание предполагает постоянный анализ эффективности процесса и в соответствии с этим коррекцию педагогических воздействий и целей.

Выдвигая и формулируя цели воспитания педагог должен руководствоваться имеющейся у него педагогической информацией:

- Закон об образовании РФ

- документы правительства, министерства образования по вопросам образования

- основные тенденции развития общества

- интересы и потребности детей и родителей

- уровень воспитанности детей

- уровень развития детского коллектива

- возможности образовательного учреждения

- собственные интересы и возможности

- особенности социальной среды

Цель воспитания зависит от ряда объективных причин: закономерностей физиологического развития организма, психического развития, достижений философской и педагогической мысли, уровня общей культуры, идеологии и политики государства. Цели подчиняются содержание, организация, формы и методы воспитания.

Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.

Цель образования высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа[1].

Воспитательные результаты можно рассматривать как уровневые[2].

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

 

 

Тема 17. Понятие о «содержании воспитания» Основные направления воспитания.

Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;

- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

- физической культуры, навыков здорового образа жизни.

Содержание воспитания – это система знаний убеждений и навыков качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.В основе содержания процесса воспит. лежат следующие идеи:

· Реализм цели воспитания - это разностороннее развитие человека, которое опирается на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – это освоение человеком базовых основ культуры (виды воспитания). Это культура жизненного самоопределения.

· Совместная деятельность педагогов и учащихся - поиск совместно с детьми нравственных образцов духовной культуры, культурной деятельности и выработка собственных ценностей, норм и законов жизни составляющие содержание работы педагога, обеспечивающую активную личностную позицию школьника в воспитательном процессе.

· Самоопределение - способствует формированию целостности личности, т. е человека с твёрдыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. В гормонии человека с самим собой должны идти не только профессиональное самоопределение, но и гражданские и нравственные, личные характеристики, как субъектов собственной жизни и собственного счастья.

· Личностная направленность воспитания – в центре воспитательной работы находится сам ребёнок. Надо развивать его индивидуальные склонности и интересы своеобразие характера и чувства собственного достоинства.

· Добровольность – детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если педагог, опирается на интерес ребёнка, чувства товарищеского и гражданского дола, стремление к самодеятельности и творчеству.

· Коллективистская направленность – воспитание должно подготавливать личность к 3 главным ролям в жизни: гражданина, работника, семьянина.

Классификация видов воспитания

1. по объекту воспитания: экономическое, гражданское, интеллектуальное, интернациональное,

правовое, прогностическое, духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое.

2. по содержанию: трудовое, умственное, физическое.

3. по формам: - воспитание в специальных учебных заведениях: школьное - семейное, конфессиональное, внешкольное - по месту жительства.

4. по отношению воспитателя к воспитаннику: демократическое, свободное, авторитарное.

Тема 18. Понятие о методах, приемах, средствах воспитания. Классификация




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.