Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС.6 Соотношение земельного права с иными отраслями российского права: конституционным, административным, гражданским, экологическим, природоресурсным, финансовым




ВОПРОС 5 Система земельного права.

Под системой земельного права понимается внутренняя структура построения отрасли, порядок и последовательность расположения ее правовых институтов.

По своей структуре земельное право подразделяется на Общую и Особенную части.

Общая часть объединяет следующие правовые институты:

а) общие положения земельного права (предмет, цели и задачи, метод регулирования, принципы, источники, субъекты и объекты земельных отношений);

б) право собственности, вещные и иные права на землю;

в) управление земельными ресурсами (система и виды органов управления, полномочия органов управления, функции управления земельными ресурсами);

г) право землепользования (виды землепользования, принципы землепользования, права и обязанности землепользователей, возникновение и прекращение права землепользования и т.п.);

д) земельный процесс (порядок проведения землеустройства, осуществления государственного контроля, процессуальный порядок изъятия земельного участка для государственных, муниципальных и иных нужд);

е) организационно-правовая охрана земель (мелиорация,

рекультивация, защита земель от ветровой и водной эрозии, от

карантинно-вредных организмов и т.п.);

ж) договорные земельные отношения (разнообразные сделки с землей);

з) юридическая ответственность за совершенные земельные

правонарушения.

В Особенной части земельного права устанавливаются правовые режимы:

а) земель сельскохозяйственного назначения;

б) земель населенных пунктов (поселений);

в) земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения,энергетики, обороны и иного назначения;

г) земель природоохранного, природно-заповедного, оздорови-

тельного, рекреационного и историко-культурного назначения;

д) земель лесного фонда;

е) земель водного фонда;

ж) земель запаса.

 

Земельное право — самостоятельная отрасль российско гоправа. Для него характерно: а) наличие обособленной группы общественных отношений (земельных отношений);
б) наличие обособленных от других отраслей нормативных правовых актов, в т.ч. кодифицированных — Земельный кодекс РФ
в) наличие особого метода правового регулирования земельных отношений (сочетание административного и диспозитивного метода, метода экологизации и т.п.); г) большая заинтересованность государства в развитии земельного законодательства, в дальнейшем развитии и реализации земельной реформы.

Земельное право своими корнями уходит в конституционное право, поскольку именно последнее определяет государственные (конституционные) основы земельного строя России, важнейшие принципы земельного права и основные направления деятельности государства, его правомочных органов и граждан Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению землей.

Тесные связи земельное право имеет с административным правом, поскольку и в той и в другой отрасли содержится комплексный правовой институт ≪управление земельными ресурсами≫, устанавливающий виды и полномочия органов управления земельными ресурсами, а также основные направления их деятельности (функции). Кроме того, нормы, устанавливающие административную ответственность за земельные правонарушения, содержатся как в земельном, так и в административном

законодательстве.

Современное гражданское законодательство имеет тесное соприкосновение с земельным правом. Впервые гражданским правом урегулированы общие положения о праве собственности и о других вещных правах на землю; оно определяет защиту права собственности на землю и других вещных прав,

основные виды, требования и условия договоров по поводу земли, общие принципы и условия возмещения вреда, причиненного нарушением земельного законодательства.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства (земельные правонарушения) представляет собой комплексный правовой институт уголовного и административного, трудового права, поскольку диспозиции (составы правонарушений и санкции) определяются нормами уголовного, административного и трудового законодательства.

Говоря о соотношении земельного права с природоресурсовыми отраслями (лесным, водным, горным и т.п.), важно отметить их общие задачи и цели (равно как и с экологическим правом) — обеспечение рационального использования и охраны, воспроизводство природных ресурсов, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности, экологической безопасности и экологических прав и интересов общества в целом. Здесь имеет место взаимопроникновение, взаимовлияние правовых норм, регулирующих, к примеру, лесные, водные и земельные отношения. Это объясняется тем, что правовой режим земель лесного фонда, земель водного фонда соответственно

соподчинен правовому режиму лесов или правовому режиму

вод, а их общие социальные, экономические ценности (земель,

лесов, вод) защищаются экологическим правом.

ВОПРОС 7 Конституция РФ как источник земельного права. Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.
В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»); разграничение государственной собственности, в том числе и на землю (п. «г»); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»); земельное законодательство (п. «к»). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Предусмотрено прямое действие федеральных законов на всей территории РФ. Специальным указанием на прямое действие федеральных законов подчеркивается, что в РФ не признается установление субъектами Федерации каких-либо дополнительных условий для вступления в силу федеральных законов. Эта норма, естественная для государства с федеративным устройством, — своеобразная реакция на правотворчество некоторых субъектов РФ, которое отличалось в последние годы чрезмерной независимостью.
В случае отсутствия федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Однако после принятия федерального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие федеральному закону.
В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Так, в ст. 114 Конституции РФ (п. «в») сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, что, естественно, имеет прямое отношение к обеспечению охраны земель. Правительство РФ осуществляет также управление федеральной собственностью, т.е. вправе управлять землями, находящимися в федеральной собственности.
Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления, которые согласно ст. 12 не входят в систему органов государственной власти, в сфере регулирования земельных отношений. Согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в которой могут находиться и земли (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).
В ст. 74 Конституции РФ выражен принцип приоритета обеспечения интересов охраны природы, в том числе и охраны земель в сфере регулирования единого экономического пространства, единого рынка. Конституция РФ предусматривает, что на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Исключением из этого общего правила являются случаи, когда ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
В Конституции РФ закреплены особенности правового регулирования земельных отношений. Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма закрепляет два важнейших принципа правового регулирования земельных отношений: принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель и принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.
Учитывая роль и значение земли в жизни общества, особенности земли как природного объекта, в ч. 3 ст. 36 Конституции РФ специально установлено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это означает, что земельные отношения должны регулироваться особым специальным федеральным законодательным актом — Земельным кодексом Российской Федерации.
Конституция РФ (ст. 67) определяет также сферу действия земельного законодательства — это территория Российской Федерации, включающая в себя территории ее субъектов. Кроме того, земельное законодательство регулирует отношения, связанные с использованием земель, занятых внутренними водами и территориальным морем. В этой же статье Конституции предусмотрено, что границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
Конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст. 8 Конституции РФ выражен принцип равенства всех форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 (ч. 2) Конституции РФ допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В современных условиях формирования рыночной экономики велика роль ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право частной собственности граждан и их объединений, право иметь в частной собственности землю. В этой же статье определены пределы осуществления земельным собственником своих правомочий. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Право частной собственности на землю согласно ст. 17 Конституции РФ рассматривается в качестве естественного и неотъемлемого права человека, принадлежащего ему от рождения. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В ст. 35 Конституции РФ отражен принцип защиты права частной собственности. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Очень важное значение для регулирования земельных отношенийимеет положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это означает, что в земельном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда изъятие может допускаться только по решению суда, а не какого-либо иного органа. Кроме того, предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Значение этой конституционной нормы заключается в том, что частный земельный участок может быть изъят при соблюдении следующих условий. Во-первых, изъятие допустимо только для государственных нужд. Во-вторых, убытки должны быть возмещены собственнику до момента фактического изъятия. И в-третьих, размер возмещенных убытков должен быть равноценным, т.е. справедливым, соответствующим рыночным ценам за данный земельный участок. Эти положения должны быть закреплены в земельном законодательстве.
Большое значение для защиты права частной собственности на землю имеет конституционное определение пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина. Они могут быть, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


Конституционные основы обеспечения охраны земель. Для развития земельного законодательства велика роль конституционных нормоб обеспечении охраны земель как природного объекта. Трудно переоценить в связи с этим впервые в нашей истории закрепленное в ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право обеспечивается путем реализации механизма, закрепленного в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»* (в ред. от 2 июня 1993 г.), а также рядом специальных земельно-правовых и иных норм.

* ВВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457; 1993. № 29. Ст. 1111.

Наряду с этим правом ст. 58 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В земельном законодательстве эта обязанность получает свое выражение путем возложения на всех субъектов земельных отношений конкретных обязанностей по рациональному использованию и охране земель.

Ряд принципов земельного права вытекает из положений Конституции РФ, поэтому их принято называть конституционными. Это:

1) принцип всемерной охраны и рационального использования земель и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ);

2) принцип разнообразия форм и видов собственности на землю и равновеликая защита всех форм и видов собственности на землю (ст. 8, 9 Конституции РФ);

3) принцип свободы хозяйствования на земле и невмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей (ст. 36Конституции РФ);

4) принцип владения, пользования и распоряжения землей без ущерба окружающей природной среде (ст. 36 Конституции РФ);

5) принцип программирования использования и охраны земель (ст. 41 Конституции РФ);

6) принцип приоритета экологического благополучия граждан при использовании земель (ст. 42 Конституции РФ);

7) принцип многообразия субъектов государственного регулирования земельных отношений (ст. 72 Конституции РФ).

В нормах земельного законодательства закреплены и иные отраслевые принципы, к числу которых следует отнести:

а) принцип приоритета сельскохозяйственного землепользования;

б) принцип государственного контроля за соблюдением

(исполнением установленного порядка использования и охраны) законодательства;
в) принцип равенства участников земельных правоотношений в защите своих прав и интересов.__




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.