Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая система. Понятие и особенности изучения




Система — это по­рядок, обусловливающий единство элементов в нее входящих

Экономическая система — это условно выделенный фрагмент экономических отношений между людьми, в ко­тором реализуется процесс производства и по­требления благ.

Одним из основных элементов порядка, который свойственен лю­бой системе или явлению, которое рассматривается как система, является наличие так называемого информо-логического диполя.

Информологический диполь — это совокупность параметров объекта, характеризую­щая его с количественной и качественной стороны.
Отношения по поводу производства и потребления чрезвычайно многообразны, поэтому и экономиче­ская наука включает в себя целый комплекс дисцип­лин, которые рассматривают эти отношения в различ­ных аспектах и с различных точек зрения. Можно

изучать:

• теорию этих отношений (политэкономия, микро- и макроэкономика, теория управления и т.п.);

• отдельные стадии этих отношений, а именно — про­изводство, обмен, распределение (производственный менеджмент, организация производства, мар­кетинг, налогообложение, госрегулирование и т.п.);

• способы оценки и учета экономических отношений

(экономическая статистика, эконометрика, бухгал­терский учет, финансы);

психологию и этику экономических отношений
Давая определение экономике как системе отношений, мы охарактеризовали ее:

как реальные экономические отношения (количест­венная составляющая диполя);

как совокупность знаний об этих отношениях, то есть экономической наукой (качественная состав­ляющая диполя).

Любая экономическая система есть специфический объект исследования.

Особенности:
1) Экономические системы как объекты изучения трудно типологизируются или, особенно на макроуровне, не типологизируются вовсе, поскольку существуют в единственном числе, например, мировая экономика или экономика России. Поэтому управленческие

решения, приводившие к успеху в одних экономических системах, зачастую неэффективны при экстраполяции их на другие системы.

2) Любая экономическая система находится в постоянном развитии. Таким образом, вы­явилась некая этапизация в развитии экономических систем. Помимо этапов, развитие экономических систем демонстрирует явную цикличность. То есть эконо­мическая система темпорально зависима.

3) Экономическая система находится в по­стоянном развитии, но в постоянном развитии нахо­дится и окружающее пространство. Поэтому примене­ние экономических моделей, построенных на известном упрощении «при прочих равных условиях», весьма ограничено, поскольку таковых не может быть в силу постоянной трансформации экономических сис­

тем и окружающего пространства.

4) Особенность экономической науки в том, что теоретические основы, положенные в основу управленческих решений, трудно поддаются экспери­ментальной проверке.

5) Коэволюционность экономических отно­шений обусловливает огромное количество факторов, которые необходимо учитывать при разработке управленческих решений и которые находятся в поле зрения ученых и практиков различ­ных специальностей. В такой ситуации необходимо использование методов (анализ и обобщения должны иметь меж- и транс- дис­циплинарные особенности), позволяющих сформировать

объективное обобщенное решение, и результаты про­веденных исследований были бы одинаково понятны специалистам различных научных дисциплин и руко­водителям, принимающим решения.

3. Понятия организация, предприятие, фирма, учреждение. Внешняя среда предприятия.

Организация - это группа людей, сознательно объединенных на длительное время для достижения общих целей.

Цель организации:

1) создание благ (учереждение)

2) создание неделимых благ (армия,полиция и.т.д)

3) создание правил обмена, производства благ (дума, власть,министерство)

4) создание ценностей (церковь)

5) создание благ, с получением прибыли (предприятие, фирма)

6) получение прибыли (банда)

Банда- организация с единственной целью: получение прибыли.

Институты - система правил и ограничений; а также организация, которая внедряет эти правила, накладываемые на граждан и общество.

Предприятие - любая организация, где создаются блага с целью получения прибыли.

Термин «фирма» — экономический сленг; в россий­ской хозяйственной практике синоним термина «пред­приятие».

Термин «компания» обозначает фирму, имеющую черты общества е ограни­ченной ответственностью.

Любое предприятие, фирма (вне зависимости от ее размеров и характера деятельности и отраслевой при­надлежности) — сложная бизнес-система, находящаяся в непрерывном взаимодействии с другими системами как экономическими, так и неэкономическими; — под­система экономической системы более высокого уровня.

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

В экономических отношениях трудно переоценить роль организации под названием «предприятие», по скольку обмен и распределение возможны только при наличии благ, большая часть которых производится на предприятии.

Термин «корпорация» ис­пользуют для обозначения общества с участием двух и более акционеров. Корпорацию или компанию можно назвать предприятием, но не всякое предприятие мож­но назвать компанией или корпорацией.

Субъектами внешней среды, с которыми взаимодей­ствует отдельно взятое предприятие и, которые оказы­вают на него влияние, являются: потребители, по­ставщики, конкуренты, государство.

Потребители — главный ограничительный или стимулирующий элемент внешней среды. Потребителями являются другие предприятия, орга­низации, а также государственные органы, нуждающие­ся в целом ряде благ, необходимых им для функциони­рования в целях наиболее полного удовлетворения потребностей домашнего хозяйства.

Домаш­нее хозяйство — главный и конечный потребитель благ.

Поставщики - предприятия и отдельные лица, поставляющие ресурсы для обеспече­ния деятельности предприятия. С точки зрения пред­приятия, домашнее хозяйство поставщик важнейшего ресурса — рабочей силы.

Конкуренты - предприятия, произво­дящие аналогичные товары, товары-субституты (заме­нители) или комплиментарные (взаимосвязанные) то­вары.

Го­сударство в экономическом смысле — совокупность го­сударственных органов и учреждений, т.е. организаций или групп людей. Целью этих людей должно быть соз­дание условий существования и функционирования для всех участников экономических отношений.

Эти условия:

справедливое распределение и пере­распределение благ.

свобода предпринимательства и экономическая обособленность производителей как непременное условие эквивалентного обмена.

Государство прямо регулирует дея­тельность предприятия, устанавливая разнообразные

формы налоговых льгот, субсидий, юридического кон­троля на нерегулируемом рынке, ставки процента и т.п.

Косвенное влияние на деятельность предприятия оказывает состояние государства как надсистемы. Это состояние обусловлено экономическими, технически­ми и технологическими, социальными (социокультурными) и политическими факторами.

Экономические факторы обусловлены состояни­ем экономической системы страны.

Экономический рост одна из главных целей правительства наравне со снижением или сдержива­нием инфляции и корректировкой платежного балан­са. Экономический рост предполагает рост нацио­нального продукта на душу населения, следовательно,

достижение более высокого уровня жизни для всех.

Пла­тежный баланс — статистический документ, отра­жающий баланс внешнеэкономических операций страны за определенный период.

Уро­вень занятости или уровень безработицы сущест­венно влияет на деятельность предприятия. На пер­вый взгляд, безработица предполагает богатый рынок рабочей силы ввиду ее потенциальной доступности и низкой цены предложения. С этой точки зрения, среда бизнеса даже имеет какие-то выгоды от безработицы. Однако безработица негативно влияет на функциони­рование предприятия. Чем выше безработица, тем ниже платежеспособный спрос и тем больше проблем с продажей продукта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.