Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности стратификации белорусского общества




Критерий социальной стратификации (Н.М.Римашевская) – материальная обеспеченность, приходящаяся на душу населения в месяц, исчисляемая в долларах (Беларусь; конец ХХ века):

1) богатые люди, обладающие доходом более 3 тыс. долларов в месяц в расчете на душу, составляют 1,5 - 2% от общей численности населения;

2) состоятельные (доход от 3 до 1 тыс. долларов на душу населения) – 9- 10%;

3) обеспеченые (доход от 1000 до 500 долларов) – 12%;

4) среднеобеспеченные (300-100 долларов) – 14%;

5) малообеспеченные (100-50 долларов) – 44%, в том числе нищие (социальное дно) – 7%.

В то же время результаты социологических опросов, проводимые Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, показывают, что в 1998 г. к богатым себя относили 0,7% населения страны, к среднему классу – 27,3%, к бедным – 52%, находящимся за чертой бедности – 12,8%; в 2003г. к богатым себя отнесли 0,5%, к среднему классу – 43,3%; к бедным – 44%; находящимся за чертой бедности – 5,8%.

24. Социальная общность и социальная группа: сущность и общие типы.

.социальная группа – это совокупность людей, объединенных общим социально значимым признаком, определенным образом взаимодействующих между собой..

Социальные группы можно разделить на статистические и реальные. статистическими группами – совокупностями людей, выделяемыми на основе определенной характеристики, поддающейся измерению. Например, горожане – это люди, живущие в населенных пунктах, формально зарегистрированных как города.

Ре­альная группа обладает, как правило, набором харак­теристик, за которыми скрывается имманентная (внутренне присущая) данному со­циальному субъекту сущность.

В зависимости от величины выделяют малые и большие социальные группы. К малым группам относятся такие, в которых взаимоотношения людей происходят на уровне непосредственных контактов. Они, как правило, малочисленны. Отличительные признаки таких групп – близость субъектов, интенсивность их взаимодействий, устойчивое и продолжительное функционирование, высокая степень совпадения общих ценностей, правил и норм поведения.

Средние социальные группы представляют собой сравнительно устойчивые общности людей, работающих на одном предприятии или организации, являющиеся членами каких-либо общественных объединений или проживающих на одной достаточно большой, но ограниченной территории (жители района, города, области). Первый вид носит название производственно-организационных групп, второй – территориальных

К большим социальным группам относят устойчивые совокупности значительного количества людей, действующих совместно в социально значимых ситуациях в масштабах страны (государства) или их объединений. К ним относятся классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические объединения (народности, нации, расы), демографические объединения (молодежь, старики, мужчины, женщины) и др. По отношению ко всем ним «социальная группа» – родовое, собирательное поня­тие.

Формальная группа представляет собой объединение людей, деятельность которого регулируется на основе официальных документов

Неформальные группы не имеют нормативно закрепленных оснований своегосуществования. Они образуются на основе личной привязанности, уважения, общих интересов,

Первичная группа – это,как правило, малая группа, между членами которой устанавливаются прямые контакты,

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональ­ные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей.

социальная общность – это природное или социальное объединение людей, кото­рое характеризуется общим признаком, более или менее прочными социальными связями, целеполаганием, общим типом поведе­ния и умозрения.

25. Социальный институт: понятие, характерные черты и виды.

Социальные институты – совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальных учреждений, норм, социальных практик и традиций, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития социальных общностей и общества в целом.

Общие черты социальных институтов:

- Своды норм поведения, их кодексы (как письменные, так и устные)

- Действующие установки и образцы поведения

- Культурные символы

- Утилитарные черты культуры

- Наличие идеологи

Процесс образования социального института:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

4) появление процедур связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие и практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключений членов института.

Пять основных социальных институтов, обеспечивающих:

- потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

- потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты);

- потребности в добывании средств существования (экономические институты);

- потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования);

- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Основные функции социальных институтов:

1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;

2) регулятивная функция;

3) интегративная функция;

4) транслирующая функция;

5) коммуникативная функция

26. семья и брак как социальные институты и малые группы: специфика подхода социологии к их исследованию.

Семья как социальный институт выделяется из всей системы существующих в обществе институтов. Семья выступает основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные.

В социологии выделяются три основных типа семьи:

1. Традиционная (патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж – кормилец, жена – хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

 

2. Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозависимость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

Институты Функции Основные роли Физические черты Символиче­ские черты
семейно-брачные забота, выхаживание и воспитание детей отец мать ребенок дом обстановка   кольца обручение свадьба

 

 

27. Социология образования как специальная социологическая теория: предмет, объект, функции, категории

. Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.

предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".

 

Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования

Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную. В то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы:

образовательные социализация лю­дей, приобщение к базисным цен­ностям и практи­кам учитель ученик школа колледж учебник диплом степень  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.