Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития белорусской социологической науки




Теория символическогоинтеракционизма.

Символический интеракционизм: Г.Блумер, Дж.Мид

-Общество воспринимается как продукт повседневного взаимодействия индивидов, основанного на символической коммуникации.

-Люди полагаются на общепринятые символы и представления при взаимодействии друг с другом

Социологическая мысль в Беларуси имеет давние традиции, основы которых закладывались еще в XVIII-XIX веках в трудах Ф. Богушевича, К. Калиновского, А. Пашкевич и других известных ученых и общественных деятелей. В работах этих мыслителей закладывались основы белорусской национальной самобытности и особого белорусского менталитета. Социологическая мысль того периода носила теоретический характер, сливаясь, с одной стороны, с социальной философией, а с другой – с работами этнографического и демографического характера.

Октябрьская революция и гражданская война оказали свое воздействие на судьбу белорусского народа, получившего в рамках СССР некоторую государственную определенность. Одной из форм ее проявления стало создание самостоятельных научных центров, имевших социологические подразделения. Так, в Белорусском государственном университете была открыта кафедра социологии и первобытной культуры, где социологические дисциплины преподавали профессора В.И. Пичета, С. 3. Каценбоген, С.М. Василейский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры.

На базе Института белорусской культуры, преобразованного в 1929 году в Академию наук Беларуси, организуются систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации, которые проводят Е.Ф. Карский и С.М. Некрашевич. Динамику социальной структуры Беларуси исследуют В.И. Игнатовский и М.В. Довнар-Запольский, вопросами социологии семьи, религии занимаются С.Я. Вольфсон и Б. Э. Быховский, образования и воспитания – С.М. Василейский, А.А. Гайваровский и С. М. Ривес. Справедливости ради следует отметить, что теоретико-методологические установки белорусских социологов в целом не отличались оригинальностью, так как они либо воспроизводили идеи популярных школ западной социологии начала XX века, либо продолжали марксистскую социологическую традицию.

В историко-социологическом плане значительный интерес представляет опыт разработки методов эмпирических исследований. В частности, в 1927 году в Минске вышла первая в марксистской литературе и единственная в довоенный период монография С.М. Василейского «Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психотехнических исследований», посвященная систематическому анализу методов сбора и обработки эмпирической социальной информации. Особенно важную роль в развитии эмпирических социальных исследований сыграла система статистической информации. В Беларуси формирование органов государственной статистики завершилось уже в 1922 году. Многие статистические обследования и по предмету и по методу представляли собой по существу социологические исследования, в организации которых большую роль сыграли известные белорусские статистики А.В. Кибаев, М.Н. Кириевич, С.Н. Слунский и др. В Беларуси также проводятся исследования влияния социально-экономических условий труда и быта на физическое развитие молодежи, ценностных ориентаций и уровня культурного развития молодежи, мотивов выбора профессий, жизненных планов молодежи, престижа профессий, религиозности и антирелигиозных установок населения. Однако эмпирические социальные исследования 20-30-х годов в большинстве своем имели прикладной характер и были мало связаны с теоретическими концепциями.

К середине 30-х годов, по мере экспансии тоталитарного мировоззрения, социологические исследования как в стране в целом, так и в Беларуси стали постепенно свертываться. Обрушившиеся на белорусскую интеллигенцию в начале 30-х годов массовые репрессии привели не только к моральному, но и физическому уничтожению ее наиболее квалифицированного ядра. Фактически в 1937-1938 годах социология как специфическая отрасль научного знания перестала существовать. Оставшиеся в живых социологи были вынуждены переквалифицироваться, многие вообще ушли из сферы научной и педагогической деятельности. Великая Отечественная война также не лучшим образом сказалась на научных кадрах. До середины 50-х годов социологическая мысль в Беларуси практически полностью отсутствовала.

Новый этап развития социологических исследований в республике начинается только с середины 1960-х годов. В 1968 году в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований во главе профессором Г.П. Давидюком. Создание сектора, рост числа квалифицированных сотрудников дали возможность расширить тематику социологических исследований, в частности по таким темам, как социальные последствия научно-технической революции на селе, проблемы изменения духовной жизни крестьянства, научное управление и социальное планирование в городе и на селе.

Объективная потребность социального развития, рост престижа социологических исследований поставили перед президиумом Академии наук Беларуси задачу дальнейшего развития и укрепления социологических подразделений. В 1970 году в составе академического института философии и права был открыт отдел социальных исследований с секторами: социальное управление, социальное планирование, социальные проблемы села, которые в 1975 году были объединены в один отдел – управления социальными процессами.

В 1978 году в Институте философии и права Академии наук Беларуси был создан сектор методологических проблем социологических исследований, который возглавил Е.М. Бабосов. Работа сектора была связана с проведением социологических исследований республиканского масштаба, ориентированных на анализ и обобщение разных сторон и сфер жизнедеятельности рабочего класса, интеллигенции, крестьянства. Создание фундаментальных работ в области теоретической социологии и богатый опыт проведения прикладных социологических исследований республиканского масштаба обусловили необходимость организации в составе Академии наук Беларуси самостоятельного Института социологии (1990). Создание института способствовало укреплению базы социологических исследований, в рамках которых идет процесс освоения, критического осмысления и заимствования опыта мировой, прежде всего американской и западноевропейской, социологической мысли. Результаты исследований ведущих социологов Е.М. Бабосова, Г.Н. Соколовой, О.В. Кобяка и др. находят воплощение на практике.

Формирование рыночных отношений обусловило переход из традиционного русла социологии труда в сферу экономической социологии, где исследователями формируется концепция рынка рабочей силы. Его социальная направленность увязывается с эффективностью социальных механизмов, регулирующих все виды трудовых перемещений и способствующих реализации позитивных тенденций общественного прогресса.

Проблемами социологии политики и власти активно занимаются такие ведущие социологи как А.Н. Данилов, И.В. Котляров, Ротман Д.Г., Бущик В.В. и др. Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление – социология культуры (С.В. Лапина), серьезные достижения получены в области социологии науки (А.Н. Елсуков). Много внимания уделяется изучению социальных общностей, прежде всего пер-вичных социальных общностей – семьи, трудового коллектива, студенческой молодежи (С.Д. Лаптенок, В.Я. Кочергин). Сегодня набирает популярность тематика социальной ответственности личности и социальной организации перед обществом (В.А. Симхович, С.Н. Зень).

Беларусь начала готовить профессиональных социологов. Если в прошлые годы штат социологов в основном формировался за счет выпускников философского отделения исторического факультета БГУ, то с 1989 года – за счет социологов-профессионалов, которых стало готовить отделение социологии на философско-экономическом факультете БГУ (сегодня это факультет философии и социальных наук). Открытие отделения оживило социологическую мысль, позволило расширить диапазон исследовательских программ, усовершенствовать методики и технику социологических исследований и т.д. В 2008 году Белорусский государственный экономический университет осуществил первый набор абитуриентов для подготовки специалистов в области экономической социологии.

Важным шагом в развитии социологической мысли Республики Беларусь стало учреждение Белорусского отделения Советской социологической ассоциации (1976), которое в 1991 году было преобразовано в самостоятельную Ассоциацию белорусских социологов.

Белорусские социологи имеют тесные творческие связи с учеными разных стран мира, что позволяет надеяться, что социологическая мысль Беларуси развивается в общем русле мировой научной мысли, и ее достижения имеют не только региональное, но и международное значение.

12. Прикладное социологическое исследование: сущность и этапы проведения

Социологическое исследование – система теоретических и эмпирических процедур, которые позволяют получить новое знание об изучаемом объекте.

Этапы проведения социологических исследований

1. Подготовительный этап

-Обсуждение вопросов СИ с заказчиком

-Разработка программы СИ

-Разработка организационного плана

2. Полевой этап

-Разработка графика работ

-Решение организационно-технических проблем (финансы, печать методических документов и т.д.)

-Инструктаж руководителей опросной сети

-Сбор информации

-Контроль за работой

3. Подготовка к обработке и обработка информации

-Подготовка информации к обсчету (выбраковка, кодировка и т.д.)

-Ввод информации в ЭВМ

-Основная вычислительная работа (одномерное распределение, группировки и т.д.)

-Проверка вычислений, чтобы исключить ошибки ввода

-Дополнительные вычисления

4. Анализ информации и подготовка итоговых документов

-Работа с таблицами

-Проверка гипотез и качественный анализ информации

-Написание и техническое оформление итоговых документов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.