КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс усвоения знаний: психический аспект
Организация процесса обучения
Усвоение знаний осуществляется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации, которые в своей совокупности представляют полный цикл учебно-познавательной деятельности учащихся. Восприятие определяется как реакция “схватывания” объекта изучения. Выделяют первичное восприятие, которое ограничивается только уровнем узнавания предмета изучения, и вторичное, оно уже рассматривается как реакция детального видения объекта изучения. Нередко на учебных занятиях учитель ограничивает деятельность учащихся только уровнем первичного восприятия, и тогда детальная проработка изучаемого материала переносится на дом. В опыте работы передовых учителей имеет место многократное повторение учителем изучаемого содержания. Так, В. Ф. Шаталов часто объясняет новый материал три раза, при этом каждый раз все больше и больше выделяя самое существенное. Некоторые учителя поступают иначе: объясняют два или более раз только той группе учащихся, которые не поняли материал. Осмысление знаний происходит в процессе аналитико-синтетической деятельности: анализа, синтеза, обобщений. При этом важно вычленение главного с целью установления существенных признаков изучаемого объекта и установления связей между ними. Важная роль в организации эффективного осмысления учащихся знаний принадлежит учителю. Однако результаты микроисследования, проведенного в российских школах (проанализированы 72 урока у 50 учителей по 10 учебным предметам), свидетельствуют, что педагоги не всегда качественно выделяют на уроках основные понятия и ведущие цели преподаваемой темы. Так, на 12% уроков такая работа совсем не осуществляется. На 37% уроков не было четкого выделения признаков новых понятий, что снижает уровень осмысления учащимися знаний.
Повышение уровня работы над осмыслением знаний на уроке на основе опоры на закономерности усвоения, опыт учащихся, введения дифференциации обучения является одним из важнейших и еще недостаточно использованных резервов урока. Запоминание знаний – это их запечатление в памяти. Выделяется запоминание: первичное, текущее и закрепление. Первичное запоминание имеет важную роль в обучении для безошибочного понимания и применения знаний по предметам. Его ещё называют стойким (сохраняется в памяти длительное время). Текущее, или непроизвольное запоминание, оно осуществляется как-бы само собой в процессе операций с предметом усвоения. Закрепление – это произвольное запоминание. Оно формируется в специально организованных педагогом условиях. Одна из целей обучения – дать учащимся прочные знания. Прочность знаний зависит от того, как был организован процесс обучения в целом и в том числе процесс запоминания. Установлено, что эффективность запоминания зависит от следующих факторов: - от уровня сформированности у школьников познавательных мотивов; - от характера и качества преподавания; - от уровня познавательной активности учащихся; - от установки учителя на запоминание существенного и основного из изучаемого материала; - от степени включения учащихся в систематическую самостоятельную работу по освоению учебного материала, решению новых задач. Пирамида запоминания по Ч. Бонвелу (см. схема 2) показывает, что эффективное запоминание учебного материала происходит только тогда, когда ученик включен в активную работу – мыслительные операции, объяснение и проговаривание, разрешение ситуаций и задач.
Схема 2
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |