Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические характеристики допроса




Вопрос 31

Допрос можно рассматривать с различных точек зрения, с процессуальной, криминалистической, судебной, психологической. Допрос считается самым психологизированным следственным действием. В нем, как ни в каком другом следственном действии, во-первых, следует учитывать различные психологические закономерности, индивидуальные особенности его участников, а, во-вторых, использовать именно психологические методы воздействия. Каковы же психологические характеристики допроса как следственного действия?

1. Допрос - это беседа, формы которой строго регламентированы нормами уголовно-процессуального права.

2. Участники допроса находятся в заведомо неравном положении: стороны: допрашивающий и допрашиваемый обладают разными правами и обязанностями, отстаивают разные интересы (особенно это относится к недобросовестным свидетелям и потерпевшим, еще в большей степени к обвиняемым).

3. Получение показаний, полно и объективно освещающих интересующие следствие факты, нередко сопряжено с определенными трудностями. Это связано, с одной стороны, с влиянием объективных и субъективных факторов, которые в той или иной степени влияют на полноту и правильность воспроизведения показаний. С другой стороны, недобросовестный свидетель, потерпевший, а еще чаще подозреваемый и обвиняемый преднамеренно оказывают противодействие следователю, отказываясь от дачи показаний или давая заведомо ложные показания.

4. Во время допроса возникают ситуации, в которых необходимо применение следователем психологического воздействия. Это и приемы активизации памяти свидетелей и очевидцев, способы снятия эмоционального напряжения потерпевших, методы оказания воздействия на обвиняемых, подозреваемых с целью разоблачения ложных показаний. Для этого, в первую очередь, следователю следует установить психологический контакт. Поэтому от следователя требуются развитые коммуникативные умения и навыки. В арсенале средств воздействия следователя его властные предписания, воспитательные меры, процессуальные средства принуждения.

5. Во время допроса происходит взаимовлияние его участников, нередко возникают конфликтные ситуации, перерастающие в конфликт. Поэтому следователю необходимо владеть способами противодействия различного рода воздействиям со стороны не только допрашиваемых, но и заинтересованных лиц, а также приемами разрешения конфликтов.

6. При подготовке и производстве допроса необходимо учитывать, как индивидуальные особенности допрашиваемого (возраст, пол, социальное положение, процессуальное положение, уровень интеллектуального и общего развития и др.), так и его психическое состояние во время допроса (состояние здоровья, эмоциональное состояние, переживания, связанные с преступлением и др.).

Все перечисленные характеристики доказывают первостепенную важность именно психологических знаний следователя для успешного решения задач расследования преступлений.

Показания свидетелей и потерпевших формируются в процессе взаимодействия личности с различными объектами окружающей действительности, изменяясь под влиянием различных факторов и закономерностей. На показания же обвиняемого накладывает отпечаток деятельность по подготовке, совершению преступления и сокрытия следов.

Как же формируются показания? Для уяснения сути их формирования в судебной психологии принято деление процесса их формирования на стадии или этапы. Профессор Дулов А. В. различает 12 стадий, однако, более общепринятыми и обоснованными является деление на 4 этапа, имеющих более четкое разграничение:

1. Получение, накопление и первичная обработка информации.

2. Запечатление, сохранение и переработка информации, ее непроцессуальное воспроизведение.

3. Воспоминание, словесное оформление и воспроизведение информации.

4. Прием, переработка и процессуальное закрепление информации.

Первые два этапа формирования показаний относятся к допроцессуальным этапам. Имеется в виду, что на этих этапах лицо, ставшее очевидцем преступления, еще не находится в сфере действия уголовно-процессуального закона и эти этапы формирования показаний законодательно не регламентированы. Рассмотрим их более подробно.

1 этап: Получение, накопление и первичная обработка информации

Формирование свидетельских показаний начинается с ощущений и восприятий. Вспомним, что ощущение - это отражение в сознании отдельных свойств предмета при непосредственном действии раздражителя.

Ощущения зрительные, слуховые, вкусовые, мышечные и т. п. возникают лишь тогда, когда раздражитель достигает определенной силы. Следует помнить, что существует минимальная величина раздражителя, вызывающего новые ощущения и учитывать явления адаптации. Ощущения возникают не сразу. Существует определенный период между началом действия раздражителя и появлением ощущения, так называемый латентный период.

Способность к ощущениям у людей индивидуальна. Она может быть пониженной и повышенной, а также носить патологический характер. Величина порога ощущений зависит от привыкания к определенным условиям - адаптации, которая может иметь и положительное, и отрицательное значение для точности показаний. Так, привыкание к темноте повышает возможность различить слабоосвещенный предмет, а привыкание к душной атмосфере помещения может воспрепятствовать обнаружению запаха табака.

Восприимчивость к отдельным раздражителям у одних и тех же людей бывает переменной в зависимости от их физического и психического состояния, что необходимо учитывать при проверке показаний свидетеля, когда возникает сомнение в его способности видеть, слышать или иначе ощущать описываемое явление.

Знание закономерностей ощущений важно, поскольку показания могут основываться именно на них - отражении отдельных свойств предметов. При получении подобного рода информации не следует стремиться довести ее до целого образа предмета, поскольку он может оказать ошибочным и пустить следствие по ложному пути.

Восприятие - это отражение в сознании предмета или явления в целом, даже если отражается отдельные его свойства.

На процессы ощущения и восприятия оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся освещенность, удаление, быстротечность события, погодные условия. К субъективным факторам относятся индивидуальные особенности воспринимающего: индивидуальные особенности воспринимающего, состояние его органов восприятия в момент получения информации, физическое, физиологическое и эмоциональное состояния, преднамеренность восприятия.

Особенностью является апперцепция, т. е. зависимость восприятия от прошлого опыта человека. Чем больше опыт, тем более полны и достоверны показания. В этом отношении наибольшую значимость приобретают восприятие событий и явлений профессионалами, обладающими профессиональными знаниями и большим практическим опытом. Так, по делам о дорожно-транспортных происшествиях показания водителей-профессионалов и инспекторов ГАИ о скорости и механизме пришествия наиболее объективны.

На процесс приема и переработки информации в значительной степени могут влиять эмоции и чувства, в некоторых случаях вносящие искажения в восприятие. Формирование показаний нередко происходит в критических ситуациях, вызывающих в человеке различные сильные эмоциональные реакции: стресс, фрустрацию, страх.

Стресс или напряженность возникает при опасности в условиях физической и нервной перегрузки, при необходимости принимать быстрые и важные для личности решения. Жертва преступления: изнасилования, избиения или же очевидец смерти лица при убийстве, даже дорожно-транспортном прошествии испытывает состояние напряженности. При этом все психические процессы могут быть заторможены: ухудшается работа слуха, зрения, движения заторможены, мышление замедленно.

Таким образом, процесс восприятия предметов, явлений, людей обуславливается не только наличными раздражениями периферических органов чувств, но и всем опытом воспринимающего.

Нарушение функций какого-либо из органов чувств влечет за собой искажение восприятия, могут иметь место иллюзии (ошибки, обманы).

Процесс возникновения иллюзий имеет свои закономерности. Они проявляются:

Вследствие оптического несовершенства глаза и некоторых свойств различных анализаторов (сетчатка, рефлексы нервов).

Вследствие особых условий, при которых происходит наблюдение.

Из-за ложного суждения о видимом: обман наступает при неправильном осмысливании зрительного образа.

К ошибкам, возможным на этой стадии формирования показаний помимо оптических, слуховых и других искажений, относятся также неверные оценки размеров, расстояний, количества, неправильные суждения о соотношении, последовательности и дру-гих связях между предметами и явлениями.

Полнота и точность чувственной информации зависит от объема и характера внимания, эмоциональной окраски восприятий, содержания деятельности воспринимающего, его установок.

Весьма пагубно на точность восприятия действует испуг, особенно, когда сам объект восприятия носит угрожающий характер.

Обычно люди склонны преувеличивать пережитые опасности. Кроме того, острые переживания суживают сознание и снижают полноту и точность отражения. Общеизвестно влияние аффектов на возникновение ошибочных представлений потерпевшего.

Неправильное понимание может быть обусловлено и отноше-нием свидетеля к происходящему. Так, очевидец нередко воспринимает какой-либо жест или движение как действие, связанное с нападением или защитой, в зависимости от принадлежности свидетеля к одной из сторон. Иногда восприятие может быть искажено вследствие симпатии или предубеждения. Доказано также, что мысль, противная убеждениям свидетеля, усваивается труднее, чем соответствующая этим убеждениям.

Нередко ошибки возникают при восполнении пробелов в воспринятом материале из-за «подмены действительного обычным». Стремясь к образованию логически цельной карти-ны происшедшего, свидетель, если часть ее не была им воспринята, заполняет имеющиеся пробелы данными, почерпнутыми из своего опыта, и расценивает их как естественные, обязательные и для данного случая.

Ошибочная интерпретация обусловливается тем, что в процессе осознания воспринятого свидетель, располагая данными, которые допускают различные истолкования, останавливается на одном из возможных вариантов, дорисовывая недостающие детали в своем воображении и проникаясь уверенностью в том, что эти воображаемые детали также наблюдались.

В общем, нет ни одной психической закономерности, которая не оказывала бы какого-то влияния на материал будущих показаний, и наличие таких влияний должно выясняться и оцениваться следователем и судьей.

2 этап: "Запечатление, сохранение и переработка информации, ее непроцессуальное воспроизведение"

Память определяется как запоминание, сохранение и воспроизведение индивидуального опыта. Поэтому большое значение имеют свойства памяти воспринимавшего, способности сохранять и воспроизводить воспринятое. Индивидуальность памяти личности проявляется двухсторонне, во-первых, в особенностях ее процесса, т.е. в том, как осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение, во-вторых, - в особенностях содержания памяти, т.е. в том, что запоминается.

В процессах памяти индивидуальные различия выражаются в скорости, точности, объеме, прочности запоминания, длительности сохранения и готовности (быстроте) к воспроизведению, которые определяются условиями жизни, воспитанием и биологическими особенностями.

Накопленная информация запоминается в той связи, в какой она воспринималась. Эта связь представлений, имеющая значение для последующего воспроизведения, называется ассоциацией.

Запоминается не все, так как ассоциативные связи образуются избирательно. Запоминается преимущественно то, что вызвало глубокие переживания (эмоциональный фактор) или имеет существенные словесные значения (словесно-логический фактор).

На формирование представления влияют интерес свидетеля к тем или иным сторонам происходящего, понимание им ситуации, объем и направленность внимания. Запоминание может быть преднамеренным (произвольным) и непроизвольным. Преднамеренное запоминание встречается в следственной и судебной практике, когда свидетель, понимая значение происходящего, предвидит возможность будущего допроса и сознательно стремится сохранить в памяти определенное событие. Показания таких свидетелей зачастую отличаются точностью и полнотой.

Но большей частью следователю приходится иметь дело со свидетелями, непроизвольно запомнившими факты. Непроиз-вольное запоминание не обязательно должно быть не-полным и неточным. Многочисленные исследования показали, что оно способно давать обильный и достоверный материал для свидетельских показаний, а при активной, содержательной и осмысленной деятельности свидетеля может быть даже надежнее произвольного.

При произвольном запоминании происходит осмысливание образа, отбор и обобщение главного в нем, а если нужно, то информация заучивается. В этом случае при словесном оформлении воспринятого и мыслей о нем, особенно если воспринимавший знает, что ему предстоит давать показания и мысленно вспоминает или же делится своей информацией и переживаниями по поводу ее с окружающими.

При непроизвольном же запоминании закрепление впечатлений происходит само собой, без усилий со стороны воспринимающего. Допрашивать приходится чаще именно таких лиц, но практика показывает, что и такое запоминание обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе.

Именно на непроизвольное запоминание большое влияние оказывают эмоции. Когда явление и события затрагивают чувства, то мыслительная деятельность воспринимавшего протекает более активно, заставляет постоянно возвращаться к пережитому. Однако, как отмечалось, слишком бурное переживание событий может оказывать отрицательное воздействие как на само восприятие, так и на сохранение его в памяти или же существенно искажает его.

На сохранении воспринятого в памяти сказываются и многие другие обстоятельства. Воспоминания бледнеют, стираются и вовсе утрачиваются под влиянием напряженной умственной работы, большого количества интересных событий и обилия новых восприятий. Когда их материал сходен или связан с расследуемым событием, возникает опасность смешения восприятий, подмены части информации, полученной из одного источника, све-дениями, почерпнутыми иным путем (беседы с другими свидете-лями, слухи, сообщения прессы и т.п.).

Забывание,- процесс, обратный запоминанию. Существует кривая, полученная в результате экспериментальных данных. Забывание информации, не основы, а деталей особенно интенсивно в течение первых двух часов. Спустя 9 часов сохраняется 40% информации, спустя 24 часа - 35%, через месяц - 30%.

В связи с этим понятны рекомендации о безотлагательном допросе очевидцев. Чем раньше лицо будет допрошено, тем с большей вероятностью от них будет получены полные и достоверные показания. Но из этого общего правила бывают исключения.

Иногда показания, данные непосредственно после события преступления, являются неполными, непоследовательными. Это объясняется явлением реминисценции. Сущность ее в том, что происходящий сразу же после восприятия процесс торможения делает первоначальное воспроизведение недостаточно продуктивным. В течение последующих 2-3 дней происходит сопоставление и усиление в памяти частей и элементов воспринятого, их смысловых связей. Явление реминисценции имеют довольно большую распространенность у детей и у 40,5% взрослых. Поэтому рекомендуется проводить повторные допросы ввиду недостаточной полноты.

Явление реминисценции лишний раз подчеркивает, что воспринятая информация подвергается определенной переработке, выражающейся в подборе и отборе материала, выявлении и обобщении главного, появлении новых элементов, привнесенных из прошлого опыта и утраты части признаков, что обусловлено интересом воспринимавшего к тем или иным сторонам происшедшего, степени понимания ситуации, объемом и направленностью внимания. Чем больше опыт, знания, шире интеллект воспринимавшего, тем точнее информация после ее переработки в сознании.

Следует учитывать, что на стадии переработки возможно искажение информации в результате внушения и самовнушения. Это имеет место, когда воспринимавший учитывает мнение знакомых, родственников, неполная информация может додумываться, неясные места заполняются воображением и желаемое или предполагаемое выдается за действительное.

Однако, несмотря на возможность определенного искажения или потери информации общепризнанно, что человеческая память при обычных условиях обладает достаточной точностью и достоверностью, что и позволяет считать показания одним из основных видов доказательств по уголовным делам.

Процесс припоминания имеет место уже при получении свидетелем вызова на допрос. Однако это не механическое возобновление ранее воспринятого материала.

Думая о предстоящем допросе, свидетель мысленно возвраща-ется к прошлому, стремясь наиболее точно вспомнить, как было дело, рассказывает об этом своим близким. Замечая пробелы в своих воспоминаниях, он часть из них оставляет не восполненными или вспоминает забытое позднее. Известная часть пробелов памяти неосознанно восполняется иными представлениями, на основе опыта и знаний свидетеля, подобно тому, как происходит заполнение пробелов в восприятиях. Иногда отдельные детали совмещаются во времени и пространстве, их действительная последовательность или взаиморасположение нарушается, происходит замена одной части воспоминаний другой, объединение того, что произошло раздельно, и разъединение того, что факти-чески было связано между собой.

Такая работа мысли приводит свидетеля к построению суждений и умозаключений, которые сам он расценивает как информацию якобы воспринятую им непосредственно. На самом же деле она зачастую является производной.

3 этап: воспоминание, словесное оформление и воспроизведение информации.

Этот этап относится к процессуальному этапу формирования показаний, возникает при производстве по уголовному делу. Он начинается с момента воспроизведения (репродукции), т. е. процессе изложения на допросе ранее воспринятой информации. При этом совершается целенаправленное восстановление в сознании воспринятых обстоятельств.

Запечатленный материал в памяти человека содержится в различной готовности к воспроизведению. Различают актуальный слой запечатлений (для воспроизведения этой части информации достаточно только намерений лица) и латентный слой запечатлений (для воспроизведения этой части информации требуются специальные приемы).

В первом случае достаточно предложения дать показания и это предложение по принципу условного рефлекса, вступая в закономерную связь с процессами, обеспечивающими воспоминания допрашиваемого, приводит к воспроизведению нужной информации.

В психологии изменения, которым подвергаются запечатленный и затем воспроизводимый материал, называется реконструкцией. Реконструкция не является полным, но, по сути, правильным отражением воспринятого.

Латентный слой воспоминаний - это временно забытая информация, а также та часть сведений, которая была воспринята на уровне первой сигнальной системы. Здесь важную роль играют воспоминание и припоминание. Припоминание происходит в процессе воспроизведения, в ходе дачи показаний. Не случайны рекомендации уголовно-процессуального кодекса о начале допроса со свободною рассказа, так как это способствует активизации латентного стоя воспоминаний.

Из этого следует важный тактический вывод: не следует без крайней надобности прерывать свободный рассказ допрашиваемого, так как вопрос рассеивает его внимание, нарушает ход мысли, мешает припоминанию фактов.

Точность передачи информации зависит от того, насколько хорошо владеет свидетель устной и письменной речью, от богатства его языка, способности правильно выражать свои мысли. Но даже при высокой культуре речи нередко наблюдается значительная разница между тем, что думал свидетель, и тем, что он сказал.

Словесное оформление помимо содержания информации включает в себя оценку допрашиваемым точности и достоверности своих показаний. Уверенность или неуверенность в правильности сообщенного свидетель выражает словами "по-видимому", "смутно припоминаю", "кажется", "ясно помню". Эти речевые оттенки могут свидетельствовать о (возможности ошибок, о большей или меньшей степени точности показаний, что должно учитываться при определении пределов их проверки).

Нужно, однако, иметь в виду, что субъективное отношение свидетеля к сообщаемой информации далеко не всегда отвечает действительному положению вещей и очень часто определяется свойствами его личности (самоуверенность застенчивость и пр.).

Теорией и практикой разработаны специальные приемы оказания помощи допрашиваемому в припоминаниях забытых фактов. Они заключаются в постановке вопросов и словесных описаниях, активизирующих у свидетеля ассоциативные связи, применении на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моделей и макетов, а также предъявлении свидетелю различных объектов в расчете на пробуждение ассоциаций и оживление памяти.

В тех же целях с участием свидетеля могут проводиться и специальные следственные действия (осмотр вещественных доказательств или места происшествия, выход на место, предъявление для опознания и др.).

Однако помощь свидетелю в припоминании забытых фактов не должна содержать никаких элементов внушения. Внушение может быть в виде:

1.Прямых утверждений допрашиваемого, сопровождаемое требованием или увещанием подтвердить или опровергнуть тот или иной факт.

2.Вольных или невольных подсказок в виде намеков, наводящих вопросов, в которых уже содержится часть ответа.

З.В виде мимики, жестов, реплик, замечаний следователя, в которых он явно выражает свое отношение к показаниям.

Внушению более подвержены люди впечатлительные, робкие, стеснительные, а также находящиеся в состоянии утомления. Некритическая внушаемость может быть подмечена у всех без исключения людей, но в очень разной степени: у детей много более, чем у взрослых; у людей утомленных и истощенных сильнее, чем при хорошем самочувствии; при сниженном тонусе коры мозга, при страхе, растерянности, неуверенности сильнее, чем в спокойном, бодром состоянии.

Очевидно, что в подобных состояниях усиливается возможность внушающего воздействия следователя и, несомненно, снижается результативность допроса. Поэтому допрашивающему важно следить за проявлением собственного поведения, эмоционального состояния и, когда эго нужно, стараться быть непроницаемым.

При допросе нельзя не учитывать внушающего воздействия на допрашиваемого общественных настроений, различных толкований, которые введутся вокруг расследуемого события, давления заинтересованных лиц, влияния газетных сообщений, если они тенденциозно освещают факты.

4 этап: Прием, переработка и процессуальное закрепление информации.

Этот этап многими исследователями психологии допроса вообще не выделяется как отдельный, зачастую опускается. По сути дела он является оборотной стороной третьего этапа, т. е. воспоминания, словесного оформления и воспроизведения информации допрашиваемым, так как относится целиком и полностью к другой стороне, к деятельности допрашивающего, психологическим особенностям по оформлению третьего этапа. Прием, переработка и процессуальное закрепление информации идет почти параллельно третьему этапу, имеет крайне незначительный разрыв во времени между воспроизведением и закреплением информации.

Однако выделение этого этапа в самостоятельный диктуется своеобразными психологическими закономерностями, понимание которых помогает избежать ошибок при приеме, переработке и закреплении информации.

Недопонимание и ошибочность понимания сказанного на допросе встречаются довольно часто. Допрашивающий неправильно понял свидетеля и записал в протокол искаженную мысль. Допрашиваемый неправильно понял допрашивающего и дал неверный ответ.

Неправильное понимание допрашивающим допрашиваемого обуславливается несколькими причинами:

-допрашивающий просто чего-то не расслышал, а поспешность, не терпение и невнимательность помешали понять сказанное;

"опережающее внимание", т.е. выработанная спецификой работы ускоренная реакция в ходе допроса, умение понимать с полуслова. Уже восприняв минимальный объем информации, допрашивающий начинает обрабатывать вероятностную, будущую информацию, зачастую не уяснив подлинного смысла сказанного, что таит опасность искаженного восприятия слов и мыслей допрашиваемого;

предвзятостью, предубеждением, увлечением определенной версией, приводящей к тому, что допрашивающий слышит не то, что сказано, а то,

восприятием не всего сказанного, обусловленного тем, что производя переработку полученной и в большинстве случаев избыточной информации, допрашивающий производит отбор существенного, отбрасывая, на его взгляд, сведения, не существенные для дела. В результате неправильного определения значимости утрачивается часть нужной информации;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.