Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №60 История развития благотворительности, меценатства, спонсорства




Харашкин Данила

Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.

Россия имеет давние традиции благотворительности. В ее развитии можно выделить несколько этапов.

I этап – IX-XVI вв. За этот период Россия прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм благотворительности.

II этап – начало XVII в. до реформы 1861 г. Происходит зарождение государственных форм призрения, предпринимаются попытки в развитии двух типов социальной помощи: форме учреждения (богадельни, приюты, служебные дома) и в виде пособий, обеспечения земельными наделами и т. д. Осуществляются нововведения в социальной сфере – основываются «Общество благородных девиц», «Шляхетский кадетский корпус» и т. д.

III этап – 1860-е гг. XIX в. до начала XX в. Характеризуется новыми подходами к разработке и реализации социальной политики государства. Особое развитие получают частная благотворительность, меценатство, начинается процесс превращения призрения в подлинно общественное дело.

IV этап – важное место в истории благотворительности отводится периоду с 1917 г. до середины 1980-х гг. В это время создавались и совершенствовались различные формы поддержки детей-сирот, женщин, обучения населения грамотности, молодежные организации и т. д.

V этап. Период с конца 1980-х гг. настоящее время. Начинается процесс бурного развития благотворительных организаций (фондов, ассоциаций, союзов, объединений.) Первые фонды появились в России в конце 1980-х гг. Ими были Детский фонд, Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья и ряд др. Они накопили большой опыт благотворительной деятельности. Так, Детский фонд был создан в 1978 г. Он стал первой независимой общественной организацией со времен революции, оказывающей безвозмездную помощь детям-сиротам и инвалидам. Его деятельность была построена на принципах благотворительности, т. е. сбора пожертвований от населения, предприятий и реализация за счет этого социальных программ. За последние годы возникло много новых благотворительных организаций, деятельность которых направлена на разработку и выполнение целевых программ оказания социальной помощи различным категориям населения, формирование источников финансирования, а также на совершенствование личности, осуществление принципа социальной справедливости и улучшение качества жизни в целом.

 

Меценат - лицо:

* обладающее властью и/или богатством; и

* оказывающее покровительство и материальную поддержку мастерам искусства или определенным начинаниям в художественной жизни.

Меценатством богатые люди занимались издавна. Так, при раскопках в Феспиях (Древняя Греция) археологи нашли каменную плиту, в которой говорится о передаче крупной коллекции разнообразных предметов искусства местному храму, проводившему раз в пять лет общегреческие торжества поэтов, музыкантов, артистов.

Однако символом меценатства стал приближенный императора Августа, древнеримский государственный деятель Гай Цильний Меценат (родился между 74-64 гг. – умер в 8 г. н.э.), чье имя как покровителя науки и искусства стало нарицательным. Меценат покровительствовал лучшим поэтам своего времени – Горацию, Вергилию, Проперцию.

История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей.

Значительный взлет меценатской деятельности наступил во время царствования Екатерины II, ее долголетнее правление было ознаменовано самыми щедрыми наградами, послужившими источником возникновения многих крупнейших состояний. Наступил расцвет коллекционирования и собирательства.

Самым знаменитым меценатом XVIII в. стал сын знаменитого полководца П.А. Румянцева-Задунайского Николай Петрович Румянцев (1754-1826), государственный деятель России (сенатор, министр иностранных дел, председатель Государственного совета). Румянцев оказался тонким ценителем прекрасного – он собрал огромную коллекцию книг, старинных рукописей, географических карт, монет, медалей. Николай Петрович коллекционировал не только предметы материальной культуры. Он субсидировал деятельность кружка, в который входили историки и археографы (Е. Болховитинов, А.Х. Востоков и др.).

Большой вклад в культуру внес С.И. Мамонтов (1841-1918), сделавший капитал на железнодорожном строительстве, помогавший художникам и артистам, создавший в середине 90-х гг. XIX в. Московскую частную оперу, где расцвели таланты Ф.И. Шаляпина, С.В. Рахманинова.

Перечень имен российских меценатов очень широк, поэтому невозможно упомянуть всех русских купцов и промышленников, дворян, тративших личные средства на науку, искусство, благотворительность, не думая о прибыли. Остается только удивляться, как только "бизнесмены" рубежа конца XIX – начала ХХ вв. могли и успевали заниматься делами фирмы и меценатством. Вместе с тем необходимо помнить, что меценатством занимались люди совершенно различные по складу характера, но поставившие перед собой единую идею – процветание России.

Спонсорство - это один из возможных видов поддержки различных сфер общественной жизни, одну из форм социальных инвестиций. Это не альтруизм, не филантропия, не меценатство. Известный английский специалист по PR Сэм Блэк даже считал, что «правильнее всего определить спонсорство как один из видов предпринимательской деятельности». В российской практике относительно спонсорства нередко бытуют две крайности. Одна крайность – когда начисто упускается из виду необходимость общности интересов и к спонсору идут, фактически как к меценату: просить у него средства на решение некоммерческих или даже собственных проблем. Этакий «социально-культурный наив», который не несет ничего, кроме обид и взаимонепонимания. Другая крайность – когда бизнес под видом спонсорства производит примитивную покупку рекламных и других услуг.
Все это следствие элементарной неосведомленности в области маркетинга и PR, но также и смысловой путаницы, которая царит всюду, начиная с законодательства. Еще в начале становления нового российского донорства, когда слово «спонсор» звучало very cool, и его произносили к месту и не к месту, оно фактически употре*лялось как синоним благотворительности.

Затем российское законодательство достаточно четко определило понятие «благотворительная деятельность», менее конкретно -«спонсорство», и совсем не было определено «меценатство». Соответственно, нечеткий правовой статус деятельности приводит к вопросам в области налогообложения. А активная практика использования слова, как знака двух различных и, подчас, противоположных видов деятельности, создает массу смысловых проблем. Поэтому мы постоянно встречаемся с тем, что оперируя понятием «спонсорство», журналисты, консультанты, фандрейзеры, чиновники, активисты некоммерческих организаций, экономисты и бухгалтеры, подразумевают под этим благотворительность и меценатство. И наоборот!

Закон Российской Федерации «О рекламе» (1995 г.) трактует спонсорство как «осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсируемый вклад признается платой за рекламу…». К сожалению, эту редакцию определения нельзя назвать удачной. Закон фактически относит спонсора к рекламодателям, а информацию о нем – к рекламе. Что касается конечной «инвективы» статьи: «Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого», то вряд ли на этих условиях состоялась бы вообще история спонсорства в современной России. А она тем не менее есть — хоть и недолгая, но интересная.

 

Источники:

1. Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: словарь-справочник от А до Я / авт. – сост. М.Л. Макальская, Н.Н. Бобровская. — Изд - во "Дело и Сервис", 2003.

2. Лопухина Е.М. Самые знаменитые меценаты России. - М.: Вече, 2003.

3. Закон РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях" №135-ФЗ от 11.08.1995//Российская газета.1995. 17 июля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.