Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 61. Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности




Бриленкова А.В.

 

В Древней Руси дело призрения бедных и обездоленных находилось, прежде всего, в ведении церквей и монастырей. После принятия в 988г. христианства православная вера с ее обрядами, нормами благочестия и милосердия распространилась на древнерусские земли. Стали сооружаться соборы, воздвигаться монастыри.

С возникновением первых монастырей на Руси благотворительность стала важным направлением деятельности русской православной церкви.

Древние документы свидетельствуют, что заботу о людях, не имевших собственности и не способных по болезни или другим причинам прокормить себя, православная церковь считала своим долгом. Относящееся к XIII в. «Правило о церковных людях» содержит целый перечень благотворительных дел, которыми занимались церкви и монастыри.

Церковно-монастырская помощь нуждающимся осуществлялась в эпоху Древней Руси преимущественно в следующих формах: бесплатное кормление бедных и раздача хлеба; открытие богаделен и церковных больниц для немощных, больных; содержание сиротских приютов, выдача бедным людям церковно-приходских пособий, беспроцентных ссуд и др.

При некоторых церквях и монастырях устраивалось кормление нищих и убогих. Для этого отводились особые помещения. Нередко около монастырей возникали целые слободы нищих, получавших пропитание.

Для помощи странствующим и нищим при монастырях создавались приюты, где эти люди получали временное пропитание и ночлег.

Как в условиях Древнерусского государства, так и во время татаро-монгольского владычества церковь занимала ведущую роль в милосердной деятельности, направленной на материальную поддержку и оказание других услуг обездоленным людям. Для того чтобы нести на себе это нелегкое бремя, необходимо было располагать определенными экономическими возможностями.

Источниками ее доходов являлась десятина от всех доходов населения, пожалования от князей и бояр в виде земель «с челядью», целых сел; финансовые пожертвования, завещательные дары, плата за церковные требы.

В Древней Руси распространение получила практика завещаний в пользу церкви. Причем завещались не только денежные средства, но и земельные владения, дома, другое имущество.

Благодаря этому монастыри на Руси уже к концу XV в. были крупными и богатыми землевладельцами. Их сеть постоянно расширялась. Уже в XIII в. без учета монастырей, разрушенных в результате батыева нашествия, их насчитывалось свыше 100.

Церкви и монастыри своей проповеднической деятельностью формировали у древнерусских людей сострадательное и благосклонное отношение к бедным, нищим и страждущим. Этим они побуждали людей выполнить свой христианский долг милосердия.

С утверждением абсолютной монархии в России в развитии благотворительной деятельности православной церкви начался новый этап. Указом Петра I от 30 декабря 1701 г. правительство приступило к проведению реформы управления церковью, которая была направлена на ее полное подчинение государству. Известно, что годы правления Петра ознаменованы шагом вперед в реализации идеи социального призрения как отрасли государственного управления.

Указами 1721–1724 гг. был окончательно установлен порядок государственного управления церковью. Вместо Патриарха во главе церкви ставился «Святейший Правительствующий Синод» или Духовная коллегия.

Петровское правительство обращалось к помощи церкви, когда нуждалось в средствах на содержание госпиталей. Так, по указу Сената от 5 июля 1714 г. в церквях был вдвое увеличен венечный сбор, что объяснялось необходимостью улучшать финансирование лазаретов, лечение и питание раненных воинов.

В условиях государственно-бюрократического управления церковью многие давние благотворительные традиции регламентировались, добровольные милосердные деяния превращались в обязанность. В частности, 29 июля 1723 г. Синод своим официальным распоряжением включил в число обязанностей церковных приходов материальное содержание бедных прихожан. Церковным старостам предписывалось собрать благотворительные пожертвования верующих, продавать восковые свечи и использовать эти средства для призрения неимущих членов прихода.

В послепетровский период еще в течение 40 лет церковь участвовала в социальном призрении в соответствии с законами великого реформатора. Монастыри продолжали служить приютом для увечных, больных и престарелых военнослужащих. Эта повинность была подтверждена указами Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

Направляя отставных военных в монастыри, Военная коллегия, Коллегия Экономики, заведовавшая монастырским имуществом, а также Синод по возможности учитывали их экономическое положение. Например, в Троице-Сергиевой лавре в 1752 г. содержалось 800 бывших военнослужащих, а Курский Знаменский монастырь призревал 12 отставников. Однако монастыри продолжали засыпать правительство жалобами на свою экономическую несостоятельность и даже отсылали направленных к ним воинов обратно. Правительство Елизаветы Петровны пыталось путем «строгого повеления» заставить монастыри выполнять повинность призрения «служилых людей».

Вскоре после воцарения Екатерины II правительство осуществило секуляризацию церковных земель, т.е. передачу монастырских и церковных имений в государственное управление. Они были переданы в ведение Коллегии экономии. Подобная мера значительно ослабила экономическую силу монастырей. Учитывая эти и другие обстоятельства Екатерина II с 1764 г. прекратила использование монастырей как государственных заведений социального призрения.

В то же время екатерининское правительство продолжило линию Петра I на преимущественное развитие государственного призрения. Во второй половине XVIII в. еще более усилился контроль за церковной благотворительностью. Апогей бюрократизации государственной жизни в царствование Николая I, гипертрофированный централизм управления, подавление всяких ростков общественной самодеятельности – все это не могло сопровождаться все большим падением роли монастырей и церквей в области благотворительности. Практически до 60-х гг. XIX в. церковно-монастырская отрасль призрения находилась в состоянии кризиса.

В начале второй половины XIX в. вопрос о реорганизации дела социальной помощи нуждавшимся приобрел исключительную остроту. Предшествовавший опыт организации централизованного государственного призрения продемонстрировал свою ограниченность. Поэтому либеральные слои общества выступали против бюрократической опеки социально-каритативной деятельности, считали необходимым дополнить работу официальных государственных органов в области призрения потенциалом земских и городских институтов самоуправления, созданием различного рода благотворительных обществ, повышением роли такого центра милосердия, каким являлась русская православная церковь.

Либеральные реформы 70–60 гг., сделавшие первый шаг на пути создания в России правового государства, создали более благоприятные условия для благотворительной деятельности монастырей и церквей. И хотя реформы лишь в небольшой степени коснулись церкви, и она оставалась частью государственной организации, известная либерализация общественной жизни способствовала росту социальной активности духовенства в сфере благотворительности. Во второй половине XIX в. церковь получила возможность развивать давнюю традицию призрения нуждавшихся в монастырских и церковно-приходских богадельнях, странноприимных домах, лечебницах и других заведениях.

В 70–90-е гг. XIX в. в России действовало около 1000 монастырей. К этому времени они укрепили свое экономическое положение, ослабленное секуляризацией их земель екатерининским правительством. Им было разрешено приобретать недвижимое имущество. В результате монастырское землевладение и их денежные капиталы вновь стали непрерывно расти.

Конечно, в условиях подчинения церкви государству монастырская благотворительность регламентировалась официальными властями. По распоряжению правительства в 70-е гг. XIX в. создание при обители благотворительных и воспитательных заведений стало обязанностью каждого вновь открываемого монастыря.

История благотворительной деятельности православной церкви неразрывно связана с функционированием ее такого важного структурного звена, каким являлся церковный приход. До начала XVIII в. церковный приход соединял в себе функции административной, финансово-податной и территориальной единицы. Он обладал правом избрания священника на собрании прихожан. Как самоорганизующиеся объединения и относительно независимые в финансовом отношении организации, церковные приходы могли оказывать социальную помощь многим увечным, престарелым и сиротам, создавать богадельни и лечебницы.

В XVIII в. по мере развертывания государственной системы призрения и подчинения церкви государству церковный приход все более терял самоуправленческие права и ставился под жесткий бюрократический контроль.

«Либеральная оттепель» 60-х гг. XIX в. положила начало постепенному оживлению церковных приходов и их благотворительной деятельности. Широкую известность получило церковно-приходское братство при Христово -Рождественской церкви в Санкт-Петербурге. Его основатель Александр Гумилевский сумел объединить членов прихода на почве милосердия нуждавшимся, создать начальный капитал в 6 тыс. руб. В течение года братство открыло старческий дом, два детских приюта и библиотеку.ная благотворительность государственное призрение

Помощь церквей и монастырей нуждающимся была разнообразной, определяясь во многом их материальными и финансовыми возможностями. Наиболее распространенными формами такой помощи были: бесплатное кормление нищих и убогих; устройство особых приютов и богаделен для бедных, искалеченных, престарелых, странствующих; учреждение сиротских домов и приютов; устройство лечебниц для бедных и нищих и др.

Огромные массы народа стекались в трудные времена к Троице-Сергиеву монастырю вблизи Москвы. Во время смуты начала XVII в. в столице наступил страшный голод. По просьбе тогдашнего царя Василия Шуйского и патриарха Гермогена келарь Троице-Сергиева монастыря отец Авраамий, имевший значительные запасы хлеба, направил на рынок определенные количество ржи по низкой стоимости, чем на время сбил цены, спасая многих голодающих от гибели.

Раздачу хлеба бедным и нищим регулярно осуществлял в период средневековья Псково-Печорский монастырь. В отдельный период времени монастырю принадлежало около половины деревень всего Печорского края. Определенная доля урожая, собиравшегося с монастырских полей, раздавалась нуждающимся.

Наряду с хлебной милостыней церкви и монастыри практиковали и раздачу денег. Патриарх Никон, когда еще был новгородским настоятелем, велел всем бедным людям, приходившим к его церковной резиденции, каждое утро раздавать хлеб, а каждую неделю – небольшие деньги (престарелым – по две деньги, взрослым – по одной, детям – по полуденьги.)

Для немощных, больных, странствующих при монастырях открывали приюты и богадельни, где они получали временное пропитание и ночлег.

Следующей формой церковно-монастырской помощи нуждающимся было содержание сиротских приютов, школ, церковных училищ для бедных. Монастыри стали убежищем для многих сирот и брошенных детей. Не имея возможности спасти от голодной смерти своих детей, некоторые родители подбрасывали их к монастырским воротам. Монахи забирали подкидышей, организуя для них приюты, которые представляли собой особые избы, где дети получали ночлег, питание, одежду и необходимый уход. В таких приютах кроме подкидышей содержались осиротевшие дети монастырских крестьян и др. Они со временем выполняли посильную работу (обрабатывали землю, пасли монастырский скот, помогали на сенокосе). Количество сирот, содержавшихся в монастырях, были различным.

Сиротские монастырские приюты создавались многими обителями Москвы. Так, Чудов монастырь содержал несколько сиротских приютов, находившихся тогда в разных районах столицы.

Целую отрасль попечительской деятельности церкви составило создание и развитие сети церковно-приходских школ. В четырехклассных школах учащиеся получали не только навыки письма и счета, но и более широкую начальную подготовку. В таких учебных заведениях преподавали наиболее образованные и подготовленные представители монастырского духовенства. Наряду со школами в ряде монастырей создавались и специальные епархиальные училища.

Помощь нуждающимся оказывали и церковные приходы, которые образовывались там, где имелась церковь и были достаточные средства для содержания прихода, объединявшего определенное количество верующих.

Распространенными формами приходской благотворительности были: вспоможение в виде единовременных денежных пособий; выдача нуждающимся ссуд из церковной казны; учреждение приходских богаделен, приютов, церковно-приходских школ для бедных, сирот и др. Денежное пособие от прихода со временем стало приобретать форму натурального пособия продуктами и одеждой. В крупных городах этот вид приходской благотворительности трансформировался в выдачу небольших бедным к праздникам Рождества, Пасхи.

Приходы также практиковали выдачу ссуд нуждающимся из церковной казны, которая пополнялась добровольными еженедельными взносами и приношениями в натуральной форме (хлеб, зерно, семена, сено и пр.)

Некоторые приходы для призрения за одинокими немощными и пожилыми, хронически больными людьми создавали богадельни, которые содержались за счет прихожан. Здоровый и трудоспособный человек попасть сюда не мог. Ведь в приходе практически все знали друг друга. При таких богадельнях иногда открывали приюты для детей. Здесь призревались сироты и подкидыши. Организовывал и руководил всей этой работой церковный старости или же особый священник.

 

 

Список литературы:

1. Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси, журнал Наука и Жизнь, №10, 2006 год

2. Свердлов А.З. Курс лекций по социальной работе и благотворительности, Санкт-Петербург, 2001.


[1] Енгибарян Р.В. Конституционное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 492с

 

[2] Автореферат: «МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА», Пастухова Лариса Сергеевна

 


[i] Молодежь и будущая Россия. / Материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. М., 2008. С. 93-95.

[ii] http://vmo.rgub.ru/policy/young_org.php

 

Андрианова Т.Н.

Вопрос №62. Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки и подходы

Границы благотворительности

1. Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.) (Большой энциклопедический словарь, 2000 г.)

2. Благотворительность - действия и поступки безвозмездного характера, направленные на обще-ственную пользу или на оказание материальной помощи неимущим. (Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1983).

3. Благотворительность добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имуще-ства, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. (Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотвори-тельных организациях" от 11.08.95 г. № 135).

4. Благотворительность - это перераспределение ресурсов на решение социальных проблем. Не только денег, но и личного времени, энергии. (Беляева Н. Ю. "Коммерсантъ" от 8 июня 2001 г.) Мы выделили пять осей, по которым удобно проследить различие в позициях авторов этих и других оп-ределений.

КТО допускается в качестве благотворителя?

Индивид - семья - организация - государство

Полярные точки этой последовательности таковы:

a. благотворительность есть глубоко личный, интимный акт, этически нагруженный и представ-ляющий одно из проявлений нравственной зрелости человека. Жертвуя, благотворитель берет на себя личную ответственность как за акт помощи, так и отчасти за получателя пожертвования и за свои с ним отношения. Благотворительность приватна и не терпит ни формализации, ни вмешательства государства.

b. в отличие от милостыни, благотворительностью можно назвать только организованную помощь, организационно опосредованную специальными благотворительными институтами. Высшей формой благотворительности является социальная политика государства: граждане, уплачивая социальные налоги, совершают как бы коллективное пожертвование в пользу страждущих сооте-чественников, а государство распределяет эту помощь различными способами, один из которых система социальной работы.

КОМУ может предназначаться благотворительная помощь?

Отдельным людям - организациям - животным, природным объ-ектам, - природной среде в целом - культурным объектам

Благотворительна ли экологическая и культурная деятельность? Может ли получатель благотворитель-ности не быть человеком?

Лично знакомым (родственникам, соседям, друзьям) - "ближним" - незнакомым

ЧТО передает благотворитель, совершая благотворительное действие?

Деньги - имущество, товары, услуги - добровольный труд - помощь - любовь, сострадание, жертва

КАК реализуется сам акт благотворения?

Напрямую, лично - через специальные организации, посреднические институты

Благотворительность как предмет изучения различных дисциплин

Феномен благотворительности по-разному пытаются осмыслить, наполнить содержанием представители разных наук и отдельные исследователи. Представляем "развороты" темы благотворительности в раз-ных дисциплинах и областях знания. Не везде удалось однозначно сопоставить дисциплину и ракурс рассмотрения, так что представленное разделение в чем-то условно.

История

• Благотворительность как краеведение, часть истории края, местности.

• Персональная история. Биографии и деяния благотворителей и их семей.

• Материальная история зданий, памятников культуры, произведений искусства, являющихся да-рами благотворителей.

• Исторические формы и механизмы благотворительной деятельности.

• История деятельности благотворительных организаций.

Психология

• Мотивация частных и корпоративных благотворителей, добровольцев и работников посредниче-ских структур НКО, фондов.

• Особенности ценностной сферы активных участников благотворительного процесса.

• Благотворительное поведение как групповая норма. Влияние групповых норм, стереотипов, предписаний на благотворительные установки и поведение личности.

• Жизненная ситуация как объект благотворительности ситуационный анализ.

Социология

• Общественное мнение по поводу благотворительной деятельности.

• Благотворительность как социальное движение.

• Благотворительность как совокупность общественных институтов.

• Благотворительность как механизм снижения социальной напряженности.

• Благотворительность как фактор преодоления социальных эксклюзий.

• Благотворительность как социальный капитал и средство социальной мобильности.

• Благотворительность по отношению к различным социальным группам (сироты, заключенные, безработные, малообеспеченные и т. д.).

• Влияние благотворительности на общество в целом и на отдельные сферы общественной жиз-ни (например, на культуру).

• Социальная работа и благотворительность.

Политология

• Благотворительность как идеология (государственная политика, национальная идея).

• Благотворительность как способ укрепления доверия и кооперации в обществе.

• Благотворительность как проявление гражданского общества, арена взаимодействия общества и государства.

• Благотворительность как элемент политических PR.

• Благотворительность как орудие политических элит.

• Социальная политика государства и благотворительность (их соотношение, контроль, законода-тельное регулирование).

Экономика

• Объемы инвестиций в благотворительность.

• Источники финансирования благотворительной деятельности, эффективность подобных вложений.

• Рынки благотворительности.

• Посредничество в благотворительности и трансакционные издержки.

• Благотворительная деятельность и рынок труда.

Управление

• Маркетинговый взгляд (посреднические услуги по благотворительности как продукт; жизненный цикл и продвижение благотворительных продуктов).

• Менеджерский взгляд (благотворительность как технология управления организацией, фанд-райзинг, подготовка и проведение благотворительных мероприятий).

Благотворительность в трех секторах

Кроме многообразных ракурсов рассмотрения темы благотворительности в различных научных дисцип-линах можно выделить три специфические группы исследований, каждая из которых объединена общим объектом. Основной фокус этих работ направлен на то, каким образом и почему осуществляют благо-творительную деятельность представители каждого из трех секторов общества. Таким образом, общий объект исследования может стать еще одним основанием для классификации исследовательских работ.

Исследования благотворительности бизнеса

Благотворительная деятельность малого и среднего бизнеса исследуется достаточно часто, но при этом работы достаточно фрагментарны, ориентированы на особенности отдельных регионов и во многом от-ражают экономическую ситуацию в них. Чаще всего исследуется мотивация благотворительности бизнесменов: кому, на что и в каком виде и объеме они делают пожертвования. Исследования НКО (в том числе и благотворительных фондов) как посредников в благотворительной деятельности. Работ, посвященных деятельности организаций Третьего сектора как историческом аспекте, так и в современности, достаточно много, но далеко не все они направлены на анализ деятельности НКО как посредника благотворительности. Поэтому многие из исследовательских вопросов пока остаются без ответа. При этом исследователи первого направления рассматривают благотворительность членов царской семьи или правящих верхушек современных режимов как суррогат государственной социальной политики. Исследователей второго направления, в основном, волнуют вопросы "Кто и что должен делать, исходя из общего объема стоящих перед обществом социальных проблем? Должны ли эти два социальных агента дополнять, дублировать (страховать), подменять друг друга? В какой степени они должны и фактически согласуют свои усилия?" Кроме того, существует круг тем, касающихся отношения государства к благотворительности, благотво-рителям и различным видам благотворительных институтов. (Прежде всего, формальные моменты за-конодательный, экономический и политический климат; поддержка, безразличие или борьба как с явле-нием в целом, так и с теми или иными его проявлениями. Сила и механизмы государственного контроля над благотворительными институтами и потоками благотворительной помощи).

Методы исследования и исследователи

Если говорить о методах, которые применяются в исследованиях благотворительности, то, скорее всего, нельзя говорить о какой-то их специфике. Они традиционны для социальных наук в целом и для тех дисциплин, в рамках которых проводятся исследования. Среди исследовательских методов наиболее часто упоминаются опросы, интервью, анкетирование, фокус группы, контент анализ публикаций, анализ архивных документов и статистики, рассмотрение отдельных случаев (case studies). Большое число исследований базируется на сравнительном анализе (выявление региональных, этнических, гендерных, возрастных и других особенностей). Встречается биографический и ситуационный анализ, вторичный анализ данных, лонгитюдные исследования. Следует отметить, что представители благотворительных организаций достаточно часто предлагают раскрытие темы благотворительности через анализ собственного опыта на этом поприще, что может быть квалифицировано как метод включенного наблюдения. Гораздо более разнообразным и интересным является сообщество тех, кто занимается исследованиями благотворительности. Например, среди тех, кто проявил активный интерес к данной конференции, были представители научно-исследовательских институтов и вузов (студенты, аспиранты, преподаватели), работники музеев и школьные педагоги, чиновники различных ведомств, библиотекари и врачи, работ-ники почты и сотрудники МВД, сотрудники благотворительных организаций, фондов и независимых ана-литических служб, коллекционеры. Для многих из них исследования благотворительности являются об-ластью многолетнего профессионального интереса; нередко кто-то приходит к необходимости таких ис-следований из потребностей практики; для некоторых интерес к теме благотворительности является случайным. По сути уже сам состав исследователей говорит о всеохватности явления благотворитель-ности и потребности в его осмыслении, существующей в самых разнообразных кругах.

Есть круг вопросов, которые предлагает нам эта тема, а также более или менее популярные ответы на них. Некоторые ракурсы можно назвать разработанными, другие лишь намечены пунктиром. Есть массив исследовательских, аналитических, экспертных текстов по теме, тон которых колеблется от художественного и высоко моралистического до сухого прагматически-утилитарного. Достаточно широко и разнородно как поле наук и областей знания, считающих тему в той или иной мере своей, так и охват тех, кто исследует благотворительность.

Нам представляется, что тема эта, несмотря на свою кажущуюся узость, имеет сегодня большой потенциал прежде всего, в силу своей социальной значимости, практической актуальности и применимости, а также из-за междисциплинарности, не до конца еще раскрытой.

 

Источник:

Клецина, А.А. Российские грантодающие организации - опыт исследования/А.А.

Клецина, А.В. Орлова// Благотворительность в России- СПб., 2005.- С.350-377.

Клецина, А.А., Орлова А.В. Современные социальные исследования

благотворительности в России: трактовки и подходы/А.А.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.