Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система Федеральных органов управления промышленностью и энергетикой




Понятие и виды государственной гражданской службы. Должности гражданской службы. Категории и группы государственных должностей гражданской службы. Классные чины гражданской службы.

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ – это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов. Государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов.

Федеральный закон от № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации и ее субъектов;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, работа в государственных организациях уже не рассматривается как государственная служба. Это обычная наемная работа, не имеющая ничего общего с государственной службой. Статус лиц, которые ее выполняют, определяется трудовым законодательством. Специальное законодательство о государственной службе на них не распространяется.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ классифицирует государственную службу на следующие виды, составляющие ее единую систему:

1. государственная гражданская служба;

2. военная служба;

3. правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

В соответствии со статьей 71 Конституции РФ федеральная государственная служба относится к исключительному ведению Российской Федерации, то есть правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации. Осуществление правового регулирования государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Практическая организация региональной государственной гражданской службы находится в ведении соответствующего субъекта РФ.

Государственная гражданская служба РФ – это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, занимающих должности государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба – это служебная деятельность, направленная на обеспечение полномочий органов, которые осуществляют государственно-управленческие функции для разрешения экономических и социальных задач. В правовом статусе государственных гражданских служащих не устанавливаются ярко выраженные задачи по осуществлению функций правоохраны, военной деятельности и военного управления.

Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти. Таковыми органами являются Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, аппараты Палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, федеральные государственные органы, подведомственные Президенту РФ и Правительству РФ, а также иные органы в соответствии с законодательством РФ (например, старший специалист 1 разряда прокуратуры Тяжинского района, ведущий специалист Тяжинского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Кемеровской области).

Государственная гражданская служба субъекта РФ является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Государственная гражданская служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ, поэтому для выяснения правового положения государственной службы каждого субъекта РФ следует изучать и анализировать соответствующие законы субъектов Федерации. Принимаемые в субъектах Федерации законодательные акты не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ. Как правило, законы субъектов РФ о государственной (также и о муниципальной) службе соответствующих субъектов РФ фиксируют важнейшие блоки государственно-служебных вопросов и отношений.

Военная и правоохранительная служба – это виды государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

Для военной и правоохранительной службы характерен ряд признаков:

- ее содержание – обеспечение безопасности граждан, общества и государства, защита основных прав граждан публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка;

- свой профессиональный долг эти служащие обязаны выполнять даже в условиях повышенного риска для собственной жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках;

- наличие специальных правовых актов, регулирующих организацию и прохождение службы, правовое положение служащих;

- наличие системы специальных званий и внешней атрибутики (форменной одежды, служебных знаков, погон);

- проведение специальных обязательных занятий в служебное время (огневая, строевая, физическая подготовка), обязанность служащих участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и иных плановых мероприятиях;

- более строгая дисциплина и единоначалие, которые предполагают установление строжайшей персональной ответственности за выполнение служебных обязанностей;

- повышенные требования как при приеме, так и при прохождении службы (по возрасту, медицинским показаниям и так далее);

- особые правила привлечения к юридической ответственности.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ дается определение военной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

Военная служба осуществляется в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках МВД России, в железнодорожных войсках, в органах ФСБ России, пограничных войсках, в воинских формированиях системы МЧС России, в иных войсковых формированиях.

Для военной службы главная цель – защита страны от посягательств других государств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал страны. Отличие военной службы от любой другой в том, что она комплектуется не только на добровольной основе, но и на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву.

К гражданам, поступающим на военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ дается также определение правоохранительной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания и классные чины.

Правоохранительную деятельность осуществляют служащие: подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД России, таможенных органов РФ, противопожарной и иных служб МЧС России, органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной фельдъегерской службы РФ.

Правоохранительная служба призвана защищать права и свободы граждан и организаций, обеспечивать общественную безопасность, вести борьбу с преступлениями и административными правонарушениями.

Большинство сотрудников правоохранительных органов являются должностными лицами, представляя такую разновидность должностных лиц, как представители власти. Как представители власти сотрудники правоохранительных органов наделены широкими властными полномочиями, и в том числе правом применять принудительные меры, пресекать неправомерные действия. Они имеют специальные удостоверения, знаки отличия, форменную одежду, а во многих случаях и огнестрельное оружие.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории и пять групп. К категориям должностей относятся следующие:

- Руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

- Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

- Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

- Обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие должности; главные должности; ведущие должности; старшие должности; младшие должности.

Правом на замещение вакантной должности гражданской службы обладают гражданские служащие (граждане), которые соответствую установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности. К числу квалификационных требований относятся: требования к стажу государственной службы или стажу работы по специальности, требования к уровню образования, требования к профессиональному уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы.

Требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности включают:

- для высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

- для главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

- для ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

- для старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу.

В число требований к уровню образования входит: наличие высшего профессионального образования для замещения должностей государственной гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей государственной гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы; наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы.

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации.

В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

Классные чины гражданской службы, предусмотренные частями 5, 6 и 7 настоящей статьи, присваиваются представителем нанимателя.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы определяются указом Президента Российской Федерации.

Промышленность — добывающая и перерабатывающая — всегда являлась ведущей и определяющей сферой экономических интересов государства, ибо именно промышленный комплекс призван обеспечивать самые разнообразные общественные и индивидуальные потребности в соответствующей продукции. Особое значение в силу этого приобретают проблемы организации управления промышленным производством в условиях перехода к рыночным отношениям. Именно в промышленной сфере происходят значительные организационно-правовые изменения, по замыслу которых отечественная промышленность во всем ее видовом многообразии должна быть гарантом глубоких социально-экономических преобразований в стране, а также экономической независимости России. Этим целям посвящен законодательный и иной нормативно-правовой материал последних лет, на основе которого строится действующая система государственного управления промышленностью.

Имеются в виду в первую очередь Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий на товарных рынках» и т.д. 1 Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации управление федеральной государственной собственностью; установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического (включая промышленное) развития; установление правовых основ единого рынка; федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, оборонное производство. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится разграничение государственной собственности (в сфере промышленного производства). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 71—73 Конституции Российской Федерации).

Соответственно Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью в сфере промышленного производства (ст. 114 Конституции Российской Федерации). Оно, в частности, учреждает государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует руководство ими, определяет первоначальный состав советов директоров, особенности приватизации государственных предприятий, организует управление казенными (государственными) промышленными предприятиями, решает вопросы конверсии государственных предприятий и т.д. В его аппарате действуют Промышленный департамент и Департамент оборонных отраслей промышленности.

На федеральном уровне действуют также межотраслевые координационные центры, осуществляющие ряд функций и полномочий применительно к отраслям промышленного производства (например, Минэкономики России, Госкомпром России, ГКАП России, Госкомимущество России). Однако их компетенция значительно шире, то есть имеет общеуправленческий характер.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации решают широкий комплекс вопросов, относящихся к регулированию деятельности промышленных объектов, отнесенных к их собственности, тесно взаимодействуя при этом с федеральными органами исполнительной власти.

Вместе с тем функционирует система специализированных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления соответствующими отраслями промышленного производства как на федеральном, так и на региональном (территориальном) уровнях.

Однако, несмотря на значительное число федеральных и региональных исполнительных органов, осуществляющих свои функции применительно к объектам промышленности, управляющее воздействие со стороны государства на промышленность и ее отрасли все в большей степени приобретает характер общего регулирования. Сфера полномочий непосредственного управления (распорядительство) соответственно резко сокращена. Даже в отношении объектов военно-промышленного комплекса (ВПК) государство в значительной мере действует не как собственник-монополист, а скорее, в качестве контрольно-надзорной инстанции; оно определяет основы федеральной политики развития соответствующих отраслей и контролирует ее реализацию. Соответственно главное в механизме государственного управления промышленностью сейчас заключается в регулировании, координации и контроле (надзоре) по наиболее принципиальным вопросам развития отечественного промышленного производства в его государственной, муниципальной, акционерной и частнопредпринимательской формах.

Управление промышленностью (ее отраслями) рассредоточено по нескольким организационно-правовым формам. Это — традиционные для отраслевого управления промышленные министерства; действует также система промышленных комитетов; часть отраслей промышленности находится в ведении министерства и других органов исполнительной власти непромышленного профиля.

Наиболее значительны и показательны при этом функции и полномочия Минтопэнерго России, действующего на основе федерального закона «О естественных монополиях».

Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России) осуществляет руководство функционированием и развитием топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Оно также призвано координировать деятельность предприятий и организаций электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, газификации, газоснабжения и газового хозяйства, систем нефтепродуктообеспечения и магистральных нефте-газо и нефтепродуктопроводов. В рамках топливно-энергетического комплекса действуют крупнейшие производственные объединения, типа Российского акционерного общества «Газпром», АО «Нефтяная компания «ЮКОС», акционерных компаний «Транснефть», «Транснефтепродукт», государственной корпорации «Роснефть», государственной компании «Росуголь» и т.п.

Положение о Минтопэнерго утверждено Правительством Российской Федерации 27 января 1996 года. В соответствии с ним министерство осуществляет свою работу в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях согласования и учета интереса топливно-энергетических отраслей и регионов.

Минтопэнерго России разрабатывает и осуществляет государственную энергетическую политику; обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в различных видах энергии, их рациональное и безопасное (в экологическом и технологическом плане) использование и сбережение во всех сферах потребления; обеспечивает эффективное и устойчивое функционирование топливно-энергетического комплекса, организует разработку основных направлений его развития; участвует в разработке и реализации отраслевых программ демонополизации; осуществляет государственное регулирование деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса путем разработки нормативных актов, стандартов, норм и правил в области эксплуатации, ремонта и строительства предприятий комплекса и контроля за их соблюдением; решает совместно с органами государственной власти и управлении субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления вопросы размещения и строительства крупных предприятий топливно-энергетического комплекса.

К его функциям относится разработка и проведение государственной политики в области проектирования и сооружения предприятий топливно-энергетического комплекса; обеспечение государственного энергетического надзора, государственного контроля и надзора за рациональным использованием нефти, газа и продуктов их переработки, за качеством торфа, а также государственного надзора за объектами топливно-энергетического комплекса в части обеспечения безопасности мореплавания, подводно-технических работ, эксплуатации гидротехнических сооружений и предупреждения загрязнения водной среды нефтью.

Минтопэнерго России призвано обеспечивать меры по соблюдению требований охраны недр и других природных богатств при осуществлении предприятиями комплекса хозяйственной деятельности, а также необходимые условия повышения экологической безопасности действующих предприятий и соответствие экологическим нормам вновь вводимых и реконструируемых предприятий. Оно активно участвует в процессе лицензирования порядка, сроков и условий вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных месторождений нефти, газа и угля, контролирует выполнение условий разработки месторождений по действующим лицензиям, разрабатывает предложения по формированию тарифов, цен на топливно-энергетические ресурсы и другую продукцию отраслей комплекса.

Оно осуществляет государственное регулирование развития и использования сырьевой базы комплекса; разрабатывает и утверждает обязательные для всех потребителей энергетических ресурсов правила их технической эксплуатации; участвует в государственной экспертизе запасов месторождений нефти, природного газа, газового конденсата и угля; создает подразделения ведомственной военизированной охраны и т.д.

Минтопэнерго России организует и координирует деятельность отраслевых предприятий (акционерных обществ), заключает производственные контракты с ними, совместно с ними определяет порядок управления системами энергопродуктопроводов и федеральной энергетической системой.

В структуре аппарата Минтопэнерго России функционируют департаменты: угольной промышленности; нефтяной промышленности; электроэнергетики; нефтепереработки; машиностроения для топливно-энергетического комплекса; энергоресурсосбережения; нефтепродуктообеспечения и топлива.

В качестве федерального органа исполнительной власти действует также ^ Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК России), основной задачей которой является регулирование естественных монополий в сферах транспортирования нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам и услуг по передаче электрической и тепловой энергии; государственное регулирование тарифов на энергию.

Еще одним промышленным министерством является ^ Министерство Российской Федерации по атомной энергии (Минатом России). Его функции и полномочия связаны с осуществлением государственного регулирования и межотраслевой координации в области атомной промышленности и атомной энергетики.

В системе государственного управления промышленностью действует также ряд отраслевых (или межотраслевых) промышленных комитетов с соответствующими территориальными (региональными) органами управления. В их числе — Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности (Госкомоборонпром России). Главное в его управленческой деятельности связано с проведением федеральных программ конверсии в порученных отраслях, а также с осуществлением межотраслевой координации как в рамках оборонных отраслей, так и за их пределами, то есть в промышленных и иных хозяйственных отраслях иной ведомственной принадлежности. Госкомоборонпром руководит, в частности, федеральными предприятиями авиационной промышленности и т.д.

Комитет Российской Федерации по машиностроению (Роскоммаш), действующий на основе положения о нем, утвержденного Правительством Российской Федерации 1 апреля 1993 года. Он осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию в области автомобильной, приборостроительной, станкостроительной и инструментальной, электротехнической промышленности, строительного, дорожного и коммунального, тракторного и сельскохозяйственного, тяжелого, энергетического и транспортного, химического и нефтяного машиностроения.

Роскоммаш разрабатывает предложения по формированию государственной научно-технической политики развития машиностроения и участвует в ее реализации, а также в формировании заказов на поставку продукции машиностроения для государственных нужд; совершенствует внутриотраслевые, межотраслевые и межгосударственные операционные связи предприятий машиностроения; участвует в формировании политики приватизации и акционирования предприятий и организаций машиностроения; организует работы по отраслевой стандартизации выпускаемой машиностроительной продукции.

Роскоммаш подготавливает предложения по формированию промышленной политики России и организует ее проведение в отраслях машиностроения; получает из федерального бюджета ассигнования на реализацию целевых программ по своему профилю; анализирует деятельность предприятий и организаций машиностроения и разрабатывает на их основе предложения по вопросам ее государственного регулирования; участвует в разработке и реализации политики экспорт и импорта продукции машиностроения; разрабатывает предложения по формированию цен на продукцию машиностроения; представляет интересы Российской Федерации в международных организациях.

Комитет Российской Федерации по металлургии (Роскомметаллургия) осуществляет государственное регулирование в металлургической промышленности и межотраслевую координацию в области металлургии на основе утвержденного Правительством Российской Федерации 21 января 1993 года положения о нем.

Роскомметаллургия разрабатывает и реализует государственную политику в области металлургической промышленности; проводит комплексный анализ деятельности порученной отрасли; готовит предложения по созданию, реорганизации и ликвидации предприятий и организаций, созданию акционерных и других компаний в металлургической промышленности; формирует отраслевые заказы на разработку научно-технической продукции; разрабатывает отраслевые особенности приватизации предприятий; разрабатывает предложения по привлечению иностранных инвестиций, по соблюдению антимонопольного законодательства и регулированию необоснованного роста цен на редукцию; разрабатывает и осуществляет отраслевые программы охраны окружающей среды.

Комитет Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности (Роскомхимнефтепром) на основе утвержденного 21 января 1993 года Правительством Российской Федерации положения о нем осуществляет государственное регулирование и координацию в химической, нефтехимической, агрохимической и микробиологической отраслях промышленности, составляющих химический комплекс.

Роскомхимнефтепром участвует в формирование заказов на поставку продукции химического комплекса для государственных нужд; координирует деятельность предприятий и организаций химического комплекса независимо от форм собственности; организует исполнение государственных программ конверсии оборонных производств в химическом комплексе; организует природоохранительную деятельность предприятий.

Кроме специализированных промышленных министерств и комитетов Российской Федерации отдельными отраслями промышленного производства руководят иные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (региональные) органы управления. Так, государственные предприятия промышленности строительных материалов находятся в ведении Министерства строительства Российской Федерации, которое координирует и регулирует их деятельность, участвует в их приватизации, содействует созданию рынка товаров промышленности строительных материалов, совершенствует экономические методы управления подведомственными предприятиями, участвует в их создании, реорганизации и ликвидации, утверждает их уставы, назначает их руководителей и т.д.

Государственный комитет Российской Федерации по промышленной политике (Госкомпром России) осуществляет государственное управление в области развития текстильной, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности.

Комитет Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности. В этой сфере деятельности Комитет осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию; разрабатывает и реализует государственную политику по увеличению производства продуктов питания, сокращению импорта сырья и продовольствия; организует работу по развитию производства специальных продуктов детского питания; готовит предложения по налогообложению предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности; оказывает поддержку предпринимательству и привлечению частного капитала для развития пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности; организует закупку сахарной свеклы, ее переработку и поставку производимого сахара в федеральные фонды; осуществляет ведомственный контроль за качеством продукции, выпускаемой предприятиями и т.д.

Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации осуществляет контроль за качеством поставляемой населению медицинской и фармацевтической продукции; организует лицензирование в области промышленного производства; разрабатывает нормативы и стандарты для производства лекарственных средств и медицинской техники и контролирует их соблюдение; координирует деятельность предприятий медицинской промышленности независимо от форм собственности; содействует организации негосударственных предприятий медицинской промышленности; осуществляет контроль за производством, оборотом и порядком использования наркотических средств.

Ряд управленческих функций и полномочий в отношении объектов промышленности осуществляет также Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом. В соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством Российской Федерации 4 декабря 1995 года, он управляет и распоряжается объектами федеральной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом, принимает по этим вопросам нормативные акты, назначает представителей государства в органы управления акционерных обществ (товариществ), акции которых закреплены в федеральной собственности, утверждает уставы федеральных унитарных предприятий и т.п. Однако в основном этот федеральный орган исполнительной власти призван обеспечивать проведение государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.