Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы экономической теории




Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Слово «метод» происходит от греческого metodos, что буквально означает «путь к чему-либо». Поэтому метод можно определить в самом широком смысле как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступает как средство последующего познания.

На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования (формально-логический, диалектический и др.), многие из которых сохраняют свое значение и в современной науке. Поэтому характеристику основных черт метода экономической теории начнем с анализа его простейших приемов, играющих решающую роль на ранних этапах развития науки.

Первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика. Формальная логика– это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.

Простейшей категорией формальной логики является понятие. Оно фиксирует мысль о предмете. Обычно понятие определяется через более широкое понятие путем добавления к родовому признаку видового различия. Суждение– это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Формой взаимосвязи суждений выступает умозаключение. Умозаключение представляет собой прием мышления, посредством которого из некоторого исходного знания получается выводное знание. Наиболее известной формой умозаключения является силлогизм.Он утверждает, что если свойство принадлежит каждому из предметов, образующих данный класс, то это свойство будет принадлежать и любому индивидуальному предмету, относимому к этому классу. Это называется аксиомой силлогизма.

Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания. Важнейшие из них – это анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определенные законы мышления.

Анализ – это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части, синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Будучи наипростейшим, метод анализа оказывается и наименее удовлетворительным. Это метод эмпиризма. Неправильно проведенный анализ может превратить конкретное в абстрактное, умертвить живое. Недостатки анализа в образовании понятий в какой-то мере снимаются синтезом. Однако ни анализ, ни синтез не раскрывают внутренние противоречия предмета и, следовательно, не отражают самодвижения, развития анализируемого объекта. Поэтому этот метафизический метод не в состоянии указать путь к нахождению начала исследования.

Аналогичными недостатками обладают и индукция с дедукцией. Индукция – это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему; дедукция – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному). Слабость индукции в том, что она не может строго обосновать общее, так как исходит лишь из рассмотрения части совокупности. Недостаток дедукции в том, что она не может строго обосновать общую предпосылку.

Важную роль в формальной логике играет сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Он широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории. Однако роль сравнения в познании нельзя переоценивать. Оно, как правило, носит поверхностный характер, отражая лишь первые шаги исследования. В то же время сравнение готовит предпосылки для проведения аналогии.

Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. В общей форме умозаключение по аналогии записывается следующим образом. Если и имеют общие свойства и имеет свойство , то и имеет свойство . Аналогия – это частный случай индукции. Она играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания. Многие открытия в политической экономии были сделаны по аналогии. Ф. Кенэ, например, предложил плодотворную аналогию между кровообращением в человеческом организме и движением товарных и денежных потоков в организме социальном. Это позволило ему построить первую макроэкономическую модель воспроизводства. Изучение механического равновесия привело А. Курно к идее экономического равновесия. Аналогия, таким образом, играет важную роль в рождении новых идей и формулировке гипотез. Она существенно облегчает понимание сложных процессов, являясь основой научного моделирования. Нередко аналогия позволяет правильно поставить проблему, определив направление дальнейшего исследования.

Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.

Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Она является целостным методом, органической системой категорий и законов. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития.

Исторический методисследования представляется логическим методом, только облаченным в историческую форму (т.е. исследующим логику развития предмета в форме конкретных исторических событий), а логический метод– историческим, взятым в необходимости (т.е. освобожденным от случайной исторической формы).

Системный метод исследования – детище XX в., однако, предпосылки его возникновения складывались еще в XIX в. в процессе перерастания формальной логики в математическую. Именно в этот период Д. Буль создает алгебру логики, а У. Джевонс и Э. Шрёдер – первую систему математической логики.

 

5. Микроэкономика; рынок; спрос и предложение; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос.

Микроэкономика - изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а также механизм их взаимодействия на товарном рынке и рынках факторов производства в условиях различных видов конкуренции,

Рынок – это система отношений между производителями и потребителями, по поводу производства распределения, обмена и потребления, материальных благ основаны на многообразных отношениях собственности относительном обособлении товаропроизводителей, свободном ценообразовании и конкуренции. Рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, под которой понимается транспортное и складское хозяйство, линии электропередачи и трубопровода, дороги и дорожное хозяйство, система связи и информации, финансово-кредитная система и т.д.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и по­требление. Для производства рынок поставляет необходимые ре­сурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и заку­пок товаров и услуг. Для распределения он является тем механиз­мом, который определяет размеры доходов для владельцев ресур­сов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть не­обходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Спрос представляет собой форму выражения потребности; это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги.

В экономической литературе стран Запада спросом называют то, что связывает покупаемые блага с теми жертвами, которые покупателю приходится приносить, приобретая эти блага. Таким образом, жертва - это плата, ибо, покупая ту или иную вещь, человек отказывается от многих других вещей, не удовлетворяет иные свои потребности.

При этом различают: индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, вы­раженные в денежной форме.

Совокупный спрос – это платеже­способная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий (фирм) и населения.

Рыночный спрос определяется суммированием величин спро­са, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах, т.е. спрос – это желание способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:

,

где – цена;

– количество товаров и услуг, реализованных по этим ценам.

Предложение - возможность и желание производителей предлагать для продажи на рынке.

Объем предложения представляет количество товара, кото­рое продавцы желают продать за некоторый период (день, ме­сяц, год) по определенным ценам.

Иначе говоря, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

Предложение, как и спрос, характеризуется с помощью шка­лы и графика. В них представлены разные количества продукта, которые производитель желает произвести и продать по каждой из данного ряда цен в конкретный временной период.

Среди неценовых факторов наибольшее воздействие на пове­дение покупателей оказывают следующие обстоятельства:

Цены взаимосвязанных товаров. Их называют еще сопря­женные товары, т.е. товары, взаимозаменяющие или дополняю­щие друг друга в процессе потребления; Доходы потребителей; Вкусы потребителей; Ожидания покупателей (потребительские ожидания); Размеры рынка (величина или объем предложения); Число покупателей (конкуренция потребителей); Реклама;

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.