Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение и его факторы




Предложение - возможность и желание производителей предлагать для продажи на рынке.

Объем предложения представляет количество товара, кото­рое продавцы желают продать за некоторый период (день, ме­сяц, год) по определенным ценам.

Иначе говоря, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

Предложение, как и спрос, характеризуется с помощью шка­лы и графика. В них представлены разные количества продукта, которые производитель желает произвести и продать по каждой из данного ряда цен в конкретный временной период.

К основным неценовым факторам, влияющим на предложе­ние, относятся: цены на ресурсы; технология производства; налоги и дотации; цены на другие товары; конкуренция (количество продавцов на рынке).

Все эти факторы приводят к изменению предложения, что выражается в смещении кривой предложения: вправо, если произойдет увеличение предложения, и влево, если предложение сокращается.

Проанализируем перечис­ленные факторы более под­робно. Цены на ресурсы.Ресур­сы делятся на постоянные и переменные. К постоянным относят основной капитал (затраты на станки, маши­ны, оборудование, здания, сооружения и т.п.), перемен­ным ресурсам – затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и т.д. При этом, чем больше объем ос­новного капитала, тем (при прочих равных условиях) больше величина предложения любом уровне цен. Однако и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах ак­цент делается на влиянии переменных производственных ресурсов, определяющих издержки производства. Изменение стоимо­сти любого из производственных ресурсов, включая стоимость сырья, материалов, топлива или заработную плату, сдвинет кри­вую предложения. Если цена на такие ресурсы падает, то фир­мы будут стремиться предложить больший объем выпуска при всех значениях цены. Это значит, что производитель при тех же материальных затратах приобретет больше сырья, материалов и т.п., а значит, может увеличить масштабы своего производства.

Рис.2.5. Смещение кривых предложения

Кривая предложения сместится вправо, т.е. предложение товара выросло . При высоких ценах на ресурсы кривая предложения сдви­нется влево .

Технология производства. Под технологией понимается набор известных способов, приемов или методов производства товара или услуги.

Любое усовершенствование технологии, создающее возмож­ности для удешевления производства и сбыта продукции, при­водит к увеличению объема ее предложения при любой цене. Словом, продвижения в технологии сдвигают кривую предложе­ния вправо . Если происходит удорожание производства, кривая предложения смещается влево .

Налоги и дотации.Налоги – обязательные платежи из дохо­дов в пользу государства. Поэтому повышение налогов увеличи­вает издержки производителей, а, следовательно, угнетает, и со­кращает производство (кривая смещается влево). При уменьшении налогов картина противоположная (движение кривой предложения вправо).

Цены на другие товары или услуги.Такие цены отражаются непосредственно на объеме производства. Высокие цены на товары-субституты заставляют производителей частично перепро­филировать свое дело, организовывать многоотраслевой бизнес. Например, если растут цены на мясо птицы, то производители говядины сокращают ее производство, а часть ресурсов направляют на производство птицы.

Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что факто­ры, влияющие на кривую предложения, находятся в плоскости мотивации деятельности человека в экономике. Это еще раз доказывает, что товаропроизводители занимаются коммерческой и хозяйственной деятельностью не из альтруистических побужде­ний, а ради прибыли. Если цены на выпускаемую продукцию растут, значит, общество нуждается в товарах данного рода, «со­общая» производителям об этом покупкой товара по данной це­не. Если такой уровень цены возмещает затраты фирмы, то это служит точным критерием целесообразности производства и со­ответствия его спросу.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что конфигурация кривой предложения определяется главным образом издержками производства, которые в свою очередь определяются технологией и стоимостью производственных ресурсов. Технологи­ческие усовершенствования, сокращая издержки производства, будут, как правило, сдвигать кривую предложения вправо. То же будет происходить и при снижении цен на ресурсы.

9. Закон убывающей предельной производительности; эффект масштаба.

Закон убывающей предельной производительности действует в краткосрочном временном интервале, когда один производственный фактор остается неизменным. Действие закона предполагает неизменное состояние техники и технологии производства. Если в производственном процессе будут применены новейшие изобретения и другие технические усовершенствования, то рост объема выпуска может быть достигнут при использовании тех же самых производственных факторах, т. е. технический прогресс может изменить границы действия закона.

Если капитал является фиксированным фактором, а труд – переменным, то фирма может увеличить производство за счет использования большего коли­чества трудовых ресурсов. Но по з акону убывающей предельной производи­тельности, последовательное увеличение переменного ресурса при неизмен­ности других ведет к убывающей отдаче данного фактора, т. е. к сни­жению предельного продукта или предельной производительности труда. Если же наем рабочих будет продолжаться, то в конечном итоге, они будут ме­шать друг другу (предельная производительность станет отрицательной), и объем выпуска сократится.

Предельная производительность труда (предельный продукт труда – MPL) – это прирост объема производства от каждой последующей единицы труда:

,

т.е. прирост производительности к совокупному продукту (TPL) равен

.

Аналогично определяется предельный продукт капитала MPK.

Эффект масштаба производства. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность не только комбинировать факторы производства, но и изменять количество применяемых факторов, т.е. изменять масштабы производства. При этом изменение факторов в одной и той же пропорции может привести к различным результатам.

Эффект масштаба — это соотношение между относительным изменением объема выпуска и относительным изменением затрат факторов производства. Карта изоквант может выражать различную отдачу производства от масштаба. Если расстояния между изоквантами уменьшаются, это свидетельствует о том, что существует положительный эффект масштаба, т.е. увеличение выпуска достигается при относительном сокращении использования ресурсов.

Если расстояния между изоквантами увеличиваются, это свидетельствует об отрицательном эффекте масштаба.

В случае, когда увеличение производства требует пропорционального увеличения ресурсов, говорят о нулевом эффекте масштаба — расстояния между изоквантами не меняются.

Законов, регулирующих направленность действия эффекта масштаба, не существует, и определить характер эффекта масштаба можно только путем эмпирических наблюдений. В этой связи в качестве факторов, способствующих росту отдачи от масштаба, можно выделить следующие: рост производительности из-за более глубокого разделения труда; большие возможности применения новых технологий и техники; более полная загрузка мощностей; использование высококвалифицированной рабочей силы; специализация в управлении. В качестве факторов, снижающих эффект масштаба, следует выделить такие факторы, как нарастание трудностей управления и координации; рост транспортных расходов и затрат по сбыту; рост административных расходов; большая вероятность возникновения узких мест и аварийности.

Поскольку характер и длительность действия эффекта масштаба обусловлена особенностями технологии, то для каждой отрасли будет характерен свой оптимальный масштаб производства.

В случае возрастающей экономии от масштаба фирме необходимо наращивать объем производства, так как это приводит к относительной экономии имеющихся ресурсов. Убывающая экономия от масштаба свидетельствует о том, что минимально эффективный размер предприятия уже достигнут и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно. Тем самым анализ выпуска с помощью изоквант позволяет определить техническую эффективность производства.

I этап: Положительный эффект от масштаба Увеличение объема выпуска сопровождается снижением LATC, что объясняется эффектом экономии (например, за счет углубления специализации труда, применения новых технологий, эффективного использования отходов).
II этап: Постоянная отдача от масштаба При изменении объема издержки остаются неизменными, т. е. рост количества применяемых ресурсов на 10 % вызвал рост объемов производства также на 10 %.
III этап: Отрицательный эффект масштаба Рост объема производства (например, на 7 %) вызывает рост LATC (на 10 %). Причиной ущерба от масштаба могут быть технические факторы (неоправданные гигантские размеры предприятия), организационные причины (рост и негибкость административно-управляющего аппарата).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.