Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития экономической теории. Зачатки эк. теории появились еще в Др




Зачатки эк. теории появились еще в Др. мире. Ученые Др. Греции, Рима, Востока, Египта пытались реш. отд. вопросы эк.: что лежит в основе цены тов., как наживать состояние. Платон и Аристотель сформ. осн. положения эк. теории о полезности, как исходной ценности хоз. благ, и правильном их обмене, как обмене эквивалентов. «экономия» (по Аристотелю) состоит из «ойкос»- дом, хозяйство, «номос»-учение, закон. Однако мыслители др-ти еще не выделяли эк. явления из всей суммы общ. процессов, не создали систематизированного учения об эк. Как наука, сист-ая значение о сущности, целях и задачах эк. системы, экономика возникла в XVI – XVIIвв. – это период становления кап-ма, углубление общ. разделения труда, расширение внеш. и внутр. рынков - на все эти процессы эк. наука откл. появлением меркантилизма. Сущность учения меркантилистов сводится к опр. ист. происхождения богатства. Меркантилисты были предст. торговцев и соотв. выражали их интересы. Идейно близко к м-му явл. эк. пол. протекционизма напр. на защиту и ограждения нац. экономики от конкуренции со стороны др. гос. путем введения тамож. барьеров, огр. проникновения в страну ин. тов. и кап.. Предст. м-ма Томас Ман и Монкретье. Монкретье ввел понятие «политическая экономия». Переходным мостиком от м-ма к класс. политэкономии явл. учение Вильяма Пети. Он впервые объявил ист. богатства труд и землю. Новый этап в развитии эк. представлен физиократами, которые были выразителями интересов крупных землевл. Дословно термин «физиократы» означает власть природы. Главным предст. явл. Франсуа Кенэ. Он опроверг учение м-тов о том, что обмен создает богатство. Ист. богатства он объявил не просто труд земледелия, а именно превыш. продукта произв. над потреб. Огр. этого учения - источником богатства считается труд только земледелия. Дальн. развитие эк. получила в трудах Адама Смита и Давида Рикардо. Смит вошел в ист. эк. мысли как основоположник класс. политэк. Основная идея учения Адама Смита идея либерализма, мин. вмеш. гос-ва в экономику, рын. саморег. на осн. свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти эк. регуляторы он назвал невидимой рукой. А.Смит заложил основу трудовой теории стоимости, возвысил роль производ-го труда, как условия повышения его эф. Создал учение о доходах, сф. принципы налогообл. и т.д. Давид Рикардо показал, что единым ист. стоимости явл. труд рабочего. Он сформировал законы обратно пропорциональные зависимости м\у заработной платой и прибылью, раскрыл механизм диф. ренты. Сисмонди выступил с критикой экономич. экономизма, кап. общества. В центр эконом. учения ставил распред. от кот. зав. произ-во и потр. Социалисты-утописты (Сен-Симон, Фурье и Оуэн). Они выступали с критикой кап., требованием реорг. производства потребления, отменой частной собств., ликвидации противоположностей м/у умственным и физ. трудом, уст. справедливой соц. сист. Марксизм (Маркс, Энгельс и Ленин) это важный этап в теор. эк. представляющий собой всесторонние исслед. зак. разв. кап. общ. и концепцию социализма а как новый эк. системы. Соц-е принципы: общ. собств. наследства произ-ва, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведения хоз. по единому плану. Т.о. классическая школа зарод. на рубеже 17-18вв. просущ. до конца 19в. В к.19 – н.20вв. происходит отказ от теории класс. школы, кот. хар. переход от аналит. типа науки к систематич., т.е. переход от вопроса, в чем сущ. явл. к вопросу как эк. явл. взмд-ют.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.