Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 25




Зависимость познавательной деятельности от жанровой ориентации творческого акта. Познавательный процесс при подготовке оперативной новостной информации, проблемного материала. Механизм запуска творческого акта

Вопрос 26

В процессе формирования и развития журналистики как профессиональной деятельности сложились определенные формы познания и определенные процедуры, помогающие строить работу рационально и получать возможно более надежный результат. Основанием для этого послужило то обстоятельство, что в практике прессы журналистское произведение существует в нескольких разновидностях, обозначаемых понятием «жанры». Выполняя общее назначение журналистского текста, его жанровые варианты, тем не менее, ориентированы на разные целевые установки и потому нуждаются в разной мере постижения действительности. Вследствие этого познавательная деятельность корреспондента обрела три формы, значительно отличающиеся друг от друга по объему задач и конкретному их составу.

Существует, например, вариант процесса, характерного именно для новостной журналистики – совокупности жанров, ориентированных на сообщение оперативной событийной информации. Правда, новость сначала надо обнаружить, а это само по себе большая сложность. Однако как стадия творческого акта познавательная деятельность в новостной журналистике все же наименее продолжительна и наиболее похожа на простой сбор фактов. Предмет познания здесь именно новость – свершившийся в действительности факт, существенным образом меняющий ситуацию. Соответственно целевых познавательных задач две: во-первых, установить данный факт, ответив себе на ключевые для журналистики вопросы: «кто?», «что?», «где?», «когда?»; во-вторых, определить, насколько существенные изменения в положении дел он вызывает. Тут уж приходится отвечать себе на другие вопросы: «почему?», «зачем?», «что из того следует?». А это предполагает интенсивную мыслительную деятельность, в которой используются все основные логические операции: соотнесение, узнавание, различение, анализ, синтез, оценка. Однако глубокое собственное проникновение в неочевидные связи факта здесь необходимостью не является. Познавательный процесс в данном случае идет как ознакомление с ситуацией.

Куда более сложные задачи встают перед журналистом, если его творческий акт ориентирован на подготовку материала проблемно-аналитического или очеркового, призванного проявить существо происходящих событий, характеров, определить тенденции развития событий, обнаружить корни возникающих трудностей и условия, при которых они могут быть преодолены. Здесь мы имеем дело с другой разновидностью познавательного процесса – с журналистским исследованием. В поле зрения журналиста – проблемная ситуация. Освоение такого предмета может потребовать от журналиста изучения большого числа документов и специальных знаний.

Третья форма познавательного процесса в журналистике обусловлена особыми обстоятельствами действительности: в ней есть негативные моменты, наносящие обществу вред, однако не только не очевидные, но скрываемые, маскируемые под благополучные. Предмет познания в этом случае – ситуация, состоящая из фактов, значительная часть которых намеренно скрывается, а связи между ними, если они обнаруживаются, подаются далеко не в истинном свете. Целевая познавательная задача оказывается здесь чрезвычайно сложной: добыть скрываемые данные, понять суть, выявить их значение. Исследование ситуации превращается в журналистское расследование, в котором автору будущего материала не раз приходится сталкиваться с нестандартными («нештатными») условиями и принимать нестандартные решения, ответственность за которые он должен брать на себя.

С чего же начинается познавательная стадия творческого акта в ее общих, ключевых проявлениях? В профессиональной среде бытует несколько точек зрения на этот счет. Согласно одной – с задания! Приглашает-де шеф и «озадачивает». Согласно другой – с поиска темы. И тут уж неизбежно возникает вопрос: а как ее найти – тему?.. А третья точка зрения – с потребности высказаться (знаменитое «Не могу молчать!»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.