Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символы




Наука как социальный институт.

Наука как вид деятельности.

Наука как вид знания. (идеальный тип знания)

Отличие науки от прочих видов знаний можно определить если сконструировать инвариант или «идеальный тип» научного знания(Отличии):

1) Верифицируемость- принципиальная возможность опытного подтверждения (астрономия(положение планет) от астрологии(созвездия)).

2) Фальсифицируемость знания- принципиальная возможность опытного опровержения знания (ни одна научная теория не объясняет все, она где-то фальсифицирована).

3) Гл. задача научного познания- выявление законов действительности.

4) Наука осознает приемы и способы получения знаний, т.е. обладает развитой методологией.

5) Гл. целью и ценностью науки явл. Истина.

6) Используются спец. приборы, материалы и инструменты.

7) Научное знание хар-ся: логикопонятийной определенностью и языковой выразимостью.

8) Обоснованность научного знания.

9) Прогностическая эффективность научного знания(Огюст Конт: «Знать, чтобы предвидеть.»)

10) Практическая значимость научного знания.

В структуре всякой деятельности различают 3 компоненты: а) цель- получение новых истинных знаний. б) предмет деятельности (на что она направлена)- информация, полученная эмпирическим (придуманная) или теоретическим путем..в) средство деятельности- это методы, способы, оборудования.

Различают 3 подхода к определению сущности научной деятельности:

1) Эмпиризм (Локк, Бэкон, позитивисты)- восприятие(чувственный опыт). Деятельность ученого это обобщение опытных данных до уровня законов и теории.

2) Теоретизм (Декарт, Спиноза, Лейбниц, интернационалы и т.д.) Заключается в выдвижении гипотезы или теории, выведения из них следствий и поиск собственной им действительности.

3) Проблематизм. Сформировал карл Поппер 60-70гг.Ученый действует для реализации собственных способностей перехода от менее глубокой и общей задачи ко все более глубоким и общим на основе выдвижения множества гипотез и их эмпирической или теоретической проверки. И так до бесконечности.

Особенности научной деятельности:

1. Универсальность – предполагает кооперацию усилий ученых прошлого и настоящего.

2. Уникализм и персональность

3. Дисциплинарность, т.е. научное знание, подчиненное проф-му и гражданскому этосу(свод законов)

4. Демократизм- свбода критики и защиты от нее.

5. Коллективизм(коммунальность) – это необходимость научного сообщества для эффективной деятельности.

6. Нестоимостная производительность.

Социнститут- совокупность норм и правил, регулирующих совместную деятельность людей по удовлетворению общественно-значимых потребностей.

Институциональные признаки науки:

1. Образцы и нормы поведения - образцами явл. Деятельность великих ученых. Нормы поведения- называют этосом науки, их 6, 4 предложены Робертом Мэртоном, а еще 2 добавлены Б.Барбером:

1. Универсальность научного знания, т.е. оно должно быть объективным и воспроизводимым.

2. Бескорыстие.

3. Организованный скептицизм

4. Коллективизм- отсутствие частной собственности на научный результат.

5. Рациональность

6. Эмоциональная нейтральность.

3. Идеология- способствовать выживанию человечества.

4. Утилитарные научные черты- здания, оборудования, инвентарь.

5. Статус и роли ( академик, доцент).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.