Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление первых форм теоретического знания в античной культуре




Наука и искусство; Наука и обыденное знание.

Заострение этой темы связано с исследованием Ч.Снау, который в 1959г. На основании опроса почти 40 тыс.чел. (ученых и деятелей искусства) написал книгу «2 культуры и научная революция» в которой выявил отсутствие интереса ученых и людей искусства к деятельности противоположной стороны и интерпретировал такое положение дел как разрыв между культурой и цивилизацией, которой угрожает гибелью человечеству.

Отличии науки от искусства.

Наука Искусство
1. Стремиться к отражению действительности 1. конструирует действительность, создает художественные миры.
2. Предметом интереса являются универсальное, закономерное, типичное. 2. Поэтизирует уникальные, неповторимое (импрессионисты)
3. наднациональна Носит национальный характер
4. Эмоциональна нейтральна 4. Целью является катарсио (очищение духовного через сильное эмоциональное потрясение)
5. дает безличностное знание, в нем не проявляется индивидуальность ученого 5. Выражает личностное, неповторимое начало каждого человека
6. Использует термины и понятия для выражения знания 6. знания выражаются в образах, символах, олигориях и т.п.
7. Характеризуется логико-понятийной выразимостью 7. Возможна экстраленгвистическая образность, она за словами: подтекст, контропункты.

 

Помощь науки со стороны искусства:

1. Ис-во тоже постигает мир, дает истинные знания о нем, но только в художественной образной форме.

2. Ис-во позволяет понять механизм научной деятельности.

3. Иск выступаеткак основа научной терминологии, поскольку многие термины имеют метафорическую природу. (поле (в физике) и поле в природе)

4. Ис-во способствует развитию воображения ученого. Это нужно: а) для конструирования идеализированных объектов. Б) для корреляции функциональности ассиметрии мозга (левое- ЭВМ (точность, однозначность, речь), правое- эмоциональное образное).

В) иск-во рождает эстетический критерий истины.

Г) Иск-во позволяет утешить человека, когда он осознает свое бессилие перед природой.

«Искусство нам дано, чтобы не умереть от ужаса Жизни» Ништце.

Помощь науке искусству:

1. Наука поставляет материал, составляющий содержание искусства (абстракцианизм, кубизм, суприматизм).

2. Н-ка постигает сущность искусства, особенно в 2-х направлениях: А)психология искусства (фредизм) б) социология искусства.

3) н-ка высвобождает время для занятия искусством (НТР)

Обыденное знание- пословицы, поговорки и т.п.

Особенности обыденного знания:

1. Форма существования- здравый смысл- это умение находить оптимальные формы жизнедеятельности.

2. Субъект познания- простой обычный человек.

3. Предмет познания- сферы деятельности из которых можно извлечь пользу (практическую).

4. методы познания- а) популярная индукция (перебор вариантов без подготовки) б) метод проб и ошибок. в) метод аналогий.

5. Идеал познания- это чистое неискаженное отражение.

6. Это знание не систематизировано

7. Синкретично (соединяет рациональное и иррациональное).

8. Оно часто не воспроизводимо.

9. Часто не ратикулируемое (дело передается «делай как я»)

10. не имеет спец. терминологии длявыражения.

Ценность обыденного знания:

1. обобщает многовековой опыт народа и эффективно в бытовой сфере.

2. оно является фундаментом научного знания.

3. оно иногда может превосходить научное знание.

 

7 Преднаука и наука. Две стратегии порождения знания: обобщение и конструирование.

Согласно концепции В.С. Степина наука проходит следующие этапы в своем развитии:

Первая форма постижения мила МИФ, особенности:

1. коллективный хар-р мировоззрения

2. неразличение естественного и сверхъестественного

3. неразличение вещи и образа вещи

4. антропоморфизм мифа

5. отсутствие субстанции: все превращается во все

6. основной способ объяснения сущности вещи: генетический через рассказ о ее происхождении

Этапы развития мифа:

1ый. Тотемизм – вера в родство людей с объектами природы

2ой. Анемизм – вера тотальную одушевленность мира

3ий. Фетишизм – вера в посредников между естественным и сверхъестественным мирами.

ЛОГОС(закон, учение) на этой стадии происходит переход к протонаучным формам сознания, что проявляется:

- рационализация и систематизация мифов в космогониях и теогониях/ «труды и дни» Гесиода

- происходит разграничение субъективного и объективного знания;

-мир стал гораздо меньше символизироваться: перешел от связи «причина-значение» к связи «причина-следствие»

- переход от генетического объяснения к структурно-функциональному.

ПРЕДНАУКА

Дпнный этап характерен для первых цивилизаций древнего Востока (Китай, Индия, Финикия, Египет, Месопотамия). Здесь было рождено выдающееся знание в астрономии, математике, механики и т.д., но к научному оно не относится, т.к.:

1. ведущим способом получения знаний было обобщение опытных сведений на основе популярной индукции.

2. знание циркулировало в узких кругах посвященных и зачастую носило тайный характер.

3. истинность знания определялась авторитетом того, кто его передавал.

4. к знанию нет критического отношения, оно не проверяется и необосновывается, носит рецептурный характер. В знании соседствует рациональное и иррациональное.

5. Знание носило ситуативный характер (рецепт подбирался под каждый случай, отсутсьвует общая теория для класса объекта).

Вывод: знание носило исключительно практический характер и не выходило за прделы опытных сфер, т.е. было исключительно прикладным.

Зарождение подлинно научного знания связано с западной цивилизацией. В античной культуре элитарной формой познания считалось теоретическая (созерцательная) деятельность, практические и опытные знания и манипуляции с предметами считалось уделом рабов и простолюдин, т.е. математика и физика элитарными, а механика и логистика плебейскими. Суть теоретической деятельности заключалась не в обобщении опытных знаний а в конструировании идеальных объектов и работа исключительно с ними по следующей схеме:

Способы конструирования идеальных объектов:

1. Минимизация объекта (атом- идеальная частица, фонема – мин. Сегмент звука)

2. Максимизация объекта(прямая, математический маятник, бог)

3. Свободное конструирование (чистый вымысел, неевклидова геометрия, мир идей Платона)

 

 

По мнению некоторых историков науки зарождение и становление научного знания, происходившие в античной греко-римской культуре, где сложились социальные сферы, отсутствовавшие на востоке и благоприятствующие теоретической научной деятельности:

1) Полисная демократия, в ее основе были принципы трех «И»

1. Исегория – свобода слова

2. Исономия – равенство перед законом

3. Исотомия – равные возможности для занятия должностей

2) Относительная (в сравнении с Востоком) индиризованность общества (философия начинает постепенно выделяться из религии).

3) Личностный характер бытия человека: на востоке индивид не выделен из коллектива, а на Западе он целен не как часть рода, а как неповторимая личность.

4) Аномальный характер культуры (состязательная) победа измерялась не материальными ресурсами, а торжеством духа победителя.

5) Релятивизм в сфере морали и общественного устройства (относительность)

6) Использование труда рабов, высвобождение времени для работы.

Важнейшим достижением античной науки было создание трех научных программ (Пифагора, Аристотеля и Демокрита), а также феномен эллинистической науки.

1-я программа: Математическая программа Пифагора. Сущность учения выражается в суждении «все вещи существуют подражая числам», числа идеальны, а цифры материальны. Пифагор ассоциировал числа с геометрическими фигурами и свойствами вещей (единица соответствует точно «1» - прямая, … «9» – справедливость «10» - гармония вселенной). Так же Пифагором разработана философия числа, разделив их на четные и нечетные, совершенные, несовершенные, мужские и женские, квадратные и прямоугольные.

Также пифагорейцами в первые было обосновано понимание вселенной как ниши (с гр.подяком). Значение Пифагора, в том что он обосновал практически тотальный характер применения чисел, и именно математика лежит в фундаменте современной науки.

2-ая программа атомистическая: Демокрита. Учения атомистов имело целью применения концепций бытия Парминида, в которой отрицается множественность и движение чувственно данным миром, в котором все это присутствует.

Базовое понятие их учения – атомы. Свойства атомов:

1) Неделимость (основное свойство)

2) Материальность

3) Умозримость

4) Подвижность

5) Вечность

6) Они разные (они не качественно отличаются, а количественно).

На основе свойств атомов объясняется вечность мира, множественность вещей, движение в бытии и т.д.

Так же на основе атомистической антологии была создана оригинальная теория познания (гносеология), в которой объясняется механизм чувственной фиксации мира и разделено объективное и субъективное знание о нем.

Впервые обоснована концепция детерминизма, то есть учения о всеобщей причинно-следственной связи, которое отрицает понятие чуда.

3-я программа континуальная программа Аристотеля:

Основные положения его программы:

1) Критически относился к теории идей Платона и разработал более реалистическую антологию. Для Аристотеля бытие практически полностью исчерпывается миром вещей и понять происхождение бытия можно по аналогии с происхождением вещи, для которой необходимо соединение четырех причин: материальная, формальная (образ надо представлять), действующая (воплощение образа в реальную материю), целевые (финальные). Например, создание вазы из глины.

2) Впервые выявил категории, которые и составили основу языка науки. Категории: 1- сущность (то что отличает одну вещь от другой), 2- качество (мера проявления сущности), 3- количество (внешние свойства вещи безразличнее качеству), 4 – время, 5 – пространство, 6 – отношение, 7 – обладание (обладание свойствами), 8 – страдание (или отражение), 9 – движение, 10 – покой.

3) Выявил специфику научного познания и разработал канон научного исследования.

Этапы познания:

1) Ощущение

2) Восприятие (целостная фиксация вещи)

3) Технэ (искусство) – знание общего и причин – это экспертные знания.

4) Стадия научного познания. Его специфика в 3-ех особенностях:

1. Оно доказательное

2. Оно ориентировано на выявление сущности вещи, а так же причин и условий ее бытия;

3. Оно систематичное и реализуется в теоретической форме.

Канон научного исследования включает следующие шаги:

1. Постановка проблемы;

2. История вопроса;

3. Формирование собственной позиции;

4. Определение аргументов «за» и «против» этой позиции;

5. Подведение итогов.

Аристотель обосновал фундаментальные понятия движения в физике:

Движение - переход вещи из потенциального состояния в актуальное. 4 вида движения по Аристотелю:

1) Движение в субстанции: появление или исчезновение вещи;

2) Движение в пространстве: перемещение вещи

3) Движение по качеству: превращение вещи (молоко прокисло)

4) Движение по количеству: уменьшение или увеличение.

Пространство – вместилище вещей, которое обеспечивает их движение (окружение вещи).

Время - исчисление душой человека движения в пространстве «на сначала и потом».

5) Разработка формальной логики Аристотеля. Он понимал ее как органом (инструмент) мышления:

а) открыл явление «логической» формы и определил способ определения правильных форм от неправильных. (ПРИМЕР: все люди - смертны, Сократ – человек => Сократ смертен общая форма: все А есть В С есть А => С есть В)

б) разработал 3 закона формальной логики:

- тождество (равенство)

- закон непротиворечия (прошу развести меня, но разрешения не даю)

- закон исключения третьего (либо да, либо нет).

в) разработал теорию понятий, суждений и умозаключений.

6) Создал рациональную космологию.

Вселенная состоит из 5-и разнокачественных сфер: земли, воды, воздуха, огня и эфира.

В ее центре находится неподвижная земля, вокруг которой по орбитам вращаются Солнце и прочие планеты, и все движение обеспечивает Бог – перводвигатель.

Завершением античного периода развития науки является так называемая эллинистическая наука.

Эпоха эллинизма охватывает период с 323 г. до н.э. по 30 г. до н.э. (время существования империи Александра). Центром культуры был город Александрия, в котором были образованы Библиотека и Музей, на базе которых образовались 2 научные школы: математическая и астрономическая.

Виднейшие представители математической школы:

1) Евклид автор книги «Начало», в которой был впервые применены аксиоматические методы создания научной теории, которые считались образцом для научных построений в течении многих сотен лет («Этика», работы Ньютона написаны таким методом).

2) Архимед заложил основы гидродинамики, заложил законы статики (закон рычага), разработал способ записи сверхбольших чисел, был конструктором и создателем военных и строительных машин, что было крупной редкостью для античной науки.

Астрономическая школа. Была впервые выдвинута гипотеза гелиоцентрической теории.

Аристарх, Самольский и Селефак.

Создание самой полной карты звездного неба Птолемея, который взял за основу космологию Аристотеля.

Вывод: Универсальность Александрийской науки в том, что здесь впервые стала намечаться научная специализация и проявилась относительная автономность науки от религии и философии, центром которой были Афины.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.