Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема сущности государства и его функций. Признаки государства




 

В современной отеч.юр.лит-ре понятие гос-ва определяется через перечисление его признаков. В наборе этих признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий. К признакам гос-ва принято относить: 1.наличие публичной политич.власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения; 2.территориальную организацию населения; 3.государственный суверенитет; 4.монопольное право на принятие общеобязательных/юр-х актов; 5.наличие гос-ой казны, что связано с взиманием налогов и иных средств на содержание гос-го аппарата и иные нужды гос-ва. Названные признаки составляют политико-юр-ую хар-ку гос-ва.

Под сущностью любого явления в фил-и понимается сосовкупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Сложились 2 основных подхода к трактовке сущности любого гос-ва. Первый – классовый, - состоит в том, что сущность гос-ва определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию гос-ва. Его сущность составляют господство экономической элиты и организационное насилие в отношении др.классов общества. Второй подход исходит из общесоциальной сущности гос-ва, т.е. его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения соци-го согласия и компромисса. Данный подход основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе гос-ва, которое должно управлять обществом в интересах всех и каждого чел-ка, ориентирует на демократические методы управления обществом, подчеркивает ценность для общества гос-ной организации, т.к. чел-во еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей.

Любое гос-во обладает двойственной сущностью: в нем присутствуют и черты классовости, т.е. стремления правящих групп и слоев выражать волю тех соц.сил, интересы к-рых они представляют, и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам. Ведущую роль играют нац.традиции, особенности истор.прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое расположение страны и др. У демократически устроенного гос-ва будут преобладать черты общесоциальности.

Функции Гос-ва:

Внутренние - Охранительная функция, Экологическая функция, Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан, Культурно - воспитательная функция, Природоохранительная функция.

Внешние - Функция защиты из вне, Функция сотрудничества с другими странами, Борьба с международной преступностью, Участие в международной охране окружающей Среды

 

10. Правовое государство: понятие и признаки

 

Правово́е госуда́рство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются[1]:

· права и свободы человека;

· равенство всех перед законом;

· принцип разделения властей;

· разрешение конфликтов через справедливый суд.

Термин произошёл от нем. Rechtsstaat; в англо-саксонской терминологии аналогом «правового государства» является англ. Rule of Law — «господство права».

По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно[2]:

· наличие развитого гражданского общества;

· действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

· правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;

· возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;

· ограничение государственной власти.

В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства. Центральная идея концепции правового государства не законность, а приоритет прав и свобод человека, их реальность. В этом смысле государство связано правом. Оно должно лишь охранять правопорядок и не должно вмешиваться в дела гражданского общества.

11. Форма государства: понятие, элементы, их общая характеристика.

Форма государства — это способ организации политической влас­ти, включающий форму правления, форму государственного устрой­ства и политический режим (это его строение, на которое влияют как со­циально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень общества и т.п.)

Элементами формы государства выступают;

1) форма правления (характеризует порядок образования и орга­низации высших органов государственной власти, их взаимоотноше­ния друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и

республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориаль­ную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государст­венного устройства государства делятся на унитарные, федеративные

и конфедеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов госу­дарственного властвования различают демократический и антидемо­кратический политические (государственные) режимы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.