Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление школьного курса информатики в нашей стране в 60-80 годы. Этапы информатизации образования за рубежом




Во второй половине прошлого века произошел ряд событий, которые знаменуют появление науки информатики: создание первой цифровой ЭВМ, публикация фундаментальных трудов Н.Винера, К.Шеннона, фон Неймона. В научный обиход вошел термин «кибернетика», а вскоре вслед за ним – англоязычный термин «Computer Science» (компьютерная наука), который достаточно широко распространен в Соединенных Штатах Америки, Канаде и других странах для наименования научной и учебной дисциплины, изучающей процессы обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютеров и телекоммуникационных систем.

В конце 60-70 гг. XX века французские ученые вели термин informatique, образованный от французского information (информация) и automatique (автоматика) и в дословном переводе означает: информационная автоматика, автоматизированная переработка информации. Новый термин получил распространение в СССР (позже в России и странах СНГ) и странах Западной Европы.

Информатика – это новая область научно-технической деятельности человека, дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности.

Отметим, что термин «информатика» в отечественной литературе используется сравнительно недавно, его толкование до настоящего времени нельзя считать установившимся и общепринятым.

Рассмотрим, каким образом менялось определение информатики в школьных пособиях разных поколений.

 

Авторы и названия учебного пособия Определение информатики
А.П Ершов, В.М. Монахов и др. Основы информатики и вычислительной техники: 10-11 кл.: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 1985 Наука, изучающая методы накопления, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ.
А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень и др. Основы информатики и вычислительной техники. – М.: Просвещение, 1991 Дисциплина, изучающая методы представления, накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ.
А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский, Е.В. Линецкий и др. Основы информатики и вычислительной техники: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1993 В явном виде не сформулировано
Ю.А. Шафрин. Информационные технологии: Учебное пособие. – М.: Бином, 1996 Совокупность дисциплин, изучающих свойства информации, а также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью технических средств
И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Информатика: Учебник по базовому курсу. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998   Наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации
С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина. Информатика. Систематический курс: Учебник для 10 класса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 Фундаментальная научная дисциплина, изучающая информационные процессы, происходящие в системах различной природы, и возможность их автоматизации
Информатика. 10-11 класс/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2004 Область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования и использования информации с помощью компьютера
Информация и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: Бином, 2005 Комплексная наука об информации и информационных процессах, аппаратных и программных средствах информатизации, информационных и коммуникационных технологиях, а также социальных аспектах процесса информатизации

 

Обратимся к истории возникновения термина информатики.

После второй мировой войны получила бурное развитие кибернетиканаука об управлении и связи в системах различной природы – искусственных, биологических, социальных.

Рождение кибернетики принято связывать с опубликованием в 1948 году американским математиком Норбертом Винером книги «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине».

Объектом исследования в кибернетике являются общие закономерности, свойственные любым процессам управления. Предметная область кибернетики – живая природа, общественные и технические системы. Под информацией в кибернетике понимается любая совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые некоторая система воспринимает от окружающей среды (входная информация X), хранит в себе (внутренняя, внутрисистемная информация Z), выдает в окружающую среду (выходная информация Y).

 

 
 

 


Развитие кибернетики в нашей стране переживало драматические периоды. Недооценка значения и возможностей кибернетики нанесла серьезный ущерб развитию науки в нашей стране, к задержке в разработке многих теоретических положений и самих электронных машин. Кибернетика в 50-е годы была объявлена лженаукой.

Это произошло,

- во-первых, из-за недооценки новой науки некоторыми отдельными учеными «классического» направления,

- во-вторых, из-за спекуляции другими учеными на полуфантастических прогнозах о её безграничных возможностях.

И после преодоления идеологических барьеров и официального признания кибернетики как науки, её развитие в нашей стране сопровождалось серьезными неудачами в реализации крупных государственных проектов.

Вскоре вслед за появлением термина «кибернетика» на рубеже 60-70-х годов в мировой науке появился термин «информатика», который получил распространение в СССР и странах Западной Европы.

Объектом исследования информатики как науки являются информационные процессы и технологии.

 

Для сферы образования предметная область информатики включает четыре раздела:

теоретическая информатика (философские основы информатики; математические и информационные модели и алгоритмы; методы разработки и проектирования информационных систем и технологий);

средства информатизации (компьютеры; ОС; языки программирования; текстовые и графические редакторы; СУБД и т.д.);

информационные технологии (технологии сбора, хранения, передачи, обработки, защиты информации);

социальная информатика (проблемы становления и развития информационного общества; новые возможности личности в информационном обществе; информационная безопасность личности).

Все эти разделы изучаются в школьном курсе информатики

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА Информация как свойство материи, информация и эволюция в живой и неживой природе, начало общей теории информации, методы измерения информации, математические и информационные модели, теория алгоритмов, методы представления знаний и т.п.
СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИЕ Персональные компьютеры, рабочие станции, устройства ввода-вывода и отображения информации, аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа, сети ЭВМ, средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы.
ПРОГРАММНЫЕ Операционные системы и среды, системы и языки программирования, сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса, вычислительные и информационные среды. Текстовые и графические редакторы, системы управления базами данных, электронные таблицы, словари, классификаторы, средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа. Системы искусственного интеллекта (базы знаний, экспертные системы, диагностические, обучающие и др.), системы учета, планирования, управления, анализа, статистики и т.п.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Ввода и вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных, подготовки текстовых и графических документов, технической документации, защиты информации, проектирования, проектирования, моделирования обучения, диагностики, управления (объектами, процессами, системами).
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества, информационное общество – закономерности и проблемы становления и развития, информационная инфраструктура общества, проблемы информационной безопасности, новые возможности развития личности в информационном обществе и пути их решения, информационная культура и информационная безопасность личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.