Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Азианский и аттикистический стили красноречия




Аттикизм возникает как против-ть азианизму. Ц. требовал от оратора умения владеть различными стилями и приспос-ся к аудитории и к условиям момента. Аттикисты призн. только простой безыскуств. стиль, точное выражние мыслей как словесное вопл. моральной личности оратора. Искусственному позиционированию Ц. они противопост. строгую деловитость и беспощадную прямоту. С этой т. зр. красноречие Ц. представ-сь «азианским», напыщенным и ходульым, расплывчатым из-за астых повторений одной и той же мысли, «изнеженным» в использовании таких чувственных эффектов, как ораторс. ритм. Ц. же находил аттикити. стиль «сухим и бескровным».

Лозунг аттикистов – сжатое и концентрир. красноречие. Никакого пышного орнамента и ритмич. постр. фраз. Стилистич. образец – в пр-ниях Лисия и Фукидида, предста-лей ранней аттич. прозы доисократовс. периода. К аттикистам принадлежали многие молодые деятели сенатской партии, в т.ч. и Брут (да-да, тот_самый)).

Аттик. красноречие не имело успеха на римс. форуме и вскоре было забыто; непоср. пам-ков его не сохр-сь, но стилист. установки, близкие к аттикизму, есть в истор. трудах Цез.

Лариса
51. Драматургия и театр в Риме (Плавт, Теренций, Сенека).

Основной ответ:

В Риме, как и в Греции, драматические представления были связаны с культом. Они являлись одним из видов "игр", устраивавшихся во время различных празднеств. Существовали как сценические представления, так и цирковые (скачки и езда на колесницах+гимнастические состязания:бег, борьба, кулачный бой и т.д.), и гладиаторские. Регулярный характер имели ежегодные "государственные игры", число которых зачительно возросло в конце IIIв. Почти все они включали в свой состав драматические представления. Первая трагедия была поставлена в 240г. до н.э.

На "римских" играх (в сентябре), "плебейских" (в ноябре), "аполлоновых" (в июле), "мегалезейских" (в апреле) ставили трагедии и комедии; на играх Флоры (в апреле), проводившихся ежегодно с 173г., давались мимические представления. После представления трагедий обычно давалась короткая "заключительная пьеса" - ателлана, или мим; архаическая традиция требовала, чтобы праздничный день получал веселое завершение. Самым древним праздником были Римские, или Великие, игры, которые начинались торжественным пиром в честь Юпитера, а затем процессия римских граждан во главе с консулом, изображавшим Юпитера, шествовала из Капитолия в цирк.

В республиканский период увеличивается продолжительность игр. Например, "Римские" игры стали справляться аж в течение 16 дней (нехило так, а?), "плебейские" - 14 дней; в итоге сценические представления шли ок.48 дней в году, с утра до вечера. К регулярным играм присоединились внеочередные, государственные или частные. Игры давались как исполнение обета богам, произнесенного магистратом, либо по случаю освящения храмов и других сооружений, а также во время триумфов и при погребениях видных лиц. К последнему веку республики устройство пышных игр становится средством приобретения популярности в политике; количество и роскошь зрелищ еще более возрастают в период империи. Посещение игр было бесплатным и общедоступным. Частные игры происходили за счет устроителей, государственные финансивровались из гос.казны.

Распорядитель игр отвечал за программу сценических представлений, выбор пьес, наем актеров, оборуддование помещения, пока не было постоянного театра. Зачастую магистрат нанимал антрепренера. Например, все комедии Теренция были поставлены антрепренером Абивием Турпионом, который к тому же играл там главные роли -) Во Времена Плавта и Теренция римские сценические игры не являлись поэтическими состязаниями, но отличившаяся труппа получала от магистрата премию.

Сперва театральное сооружение имело временный характер. На площади воздвигались подмостки, а публика стоя глядела на игру. В начале IIв. для сенаторов стали отделять часть площадки перед сценой, и знатные зрители могли сидеть в креслах в vip-зоне. Завоеватель Греции, Муммий (-Троль), впервые воздвиг для триумфальных игр в 146г. до н.э. полное театральное помещение с местами для зрителей, но после игр это деревянное сооружение все равно снесли. Лишь в 55г. до н.э. додумались построить в Риме первый каменный театр, сооруженный известным полководцем Гнеем Помпеем. Римкие театры строились по образцу греческих, но с некоторыми отклонениями. Т.к. в римской драме не было хора, то отпала необходимость в орхестре. Места для зрителей возвышались рядами над оставшимся от орхестры полукружием; однако и орхестра являлась частью зрительного зала: в ней сидели сенаторы. Этот "сословный" принцип размещения зрителей получил дальнейшее развитие. В 67г. до н.э., когда закон Росция предоставил первые 14 рядов над орхестрой для второго привилегированного сословия - всадников. Как и в греческом театре, актеры играли на эстраде, но римкая эстрада было ниже и шире греческой. Во 2й половине IIв. в римском театре был введен по эллинистическому образцу занавес, который в отличие от современного опускался вниз перед началом представления и подымался после его окончания. Скена, выполнявшая в греческом театре роль декоративного фона, сохранилась и в римском, но стала значительно выше (зачастую 3 этажа) и была роскошно украшена мраморными колоннами. Театр по-прежнему оставался без крыши, но в Iв. стали расстилать для защиты от солнца пурпурное полотно. Со временем в строительство вводится арка, которая дала возможность сооружать театры не только на склонах холмов (как у греков), но и на равнинах.

В римском театре были свои традиции. Так, исполнение кантиков делилось между актером, ограничивавшимся пантомимой, и спеиальным певцом, которому принадлежала вокальная часть под аккомпанемент флейт. Римские актеры первое время ограничивались гримом и только в концу IIв. стали прибегать в маске греческого типа. Женские роли, как и в Греции, исполнялись мужчинами. Актрисы выступали только в мимах. Социальное положеное актеров было невысоким. Для римского гражданина актерское мастерство считалось "бесчестием"; ему разрешалась любительская игра в фольклорной ателлане, но актерство, как профессия, было сопряжено с лишением многих гражданских прав (в противоположность грекам).

 

Тит Макк Плавт (250-184гг. до н.э.)

Биография Плавта известна плохо, известно, что он родился в Сарсине и в юности занимался торговлей, но разорился и начал писать первые комедии. По социальному положению он близко стоял к народу. Это подтверждается и тем, что его имя, Макк, - несколько измененная форма слова, означающего маску дурака в народной ателлане, а прозвище "Плавт" означает "плоскостопый" (сувязано с названием одного из жанров низовой комедии, где актеры выступали в спец.обуви, без каблука).

Есть предположение, что Плавт сам был актером из бродячей трупы. Ему приписывается 120 комедий, но целиком дошли только 17. Сюжеты и основных персонажей своей паллиаты Плавт берет у эллинистических писателей, в так называемой "средней" и "новой" аттической комедии. Эти сюжеты были довольно однообразны.Но Плавт создает, тем не менее, оригинальные произведения, сильно отличающиеся от греческих образцов. Его комедии рассчитаны на широкие слои римского городского плебса, мало интересовавшегося философскими и психологическими проблемами, любившего грубоватую италийскую аттелану, жонглеров, танцоров и выступления мимов. Новоаттическую комедию римский комедиограф приближает к веселому народному фарсу.

Для усложнения интриги и увеличения количества забавных сценок Плавт соединяет в одной комедии сцены, взятые из разных оригиналов. Этот прием называется котаминацией. Из-за этого его пьесах много неувязок, зато каждая сцена забавна и понятна. Кроме того, у Плавта значительную роль играет музыкальный элемент. Пели, как было принято, под фанеру. Актер стоял на сцене и открывал рот, а певец пел (ну да, тавтология) за сценой.

Плавт дает не характеры, а типа, развертывая интригу, основанную на забавном стечении обстоятельств, пользуясь гротеском, карикатурой, пародией.

Из наиболее известных комедий Плавта можно выделить "Канат", "Привидение", "Ослы", "Псевдол", "Хвастливый воин", "Стих", "Близнецы", "Пленники", "Амфитрион" и др.

Плавт, при всей своей зависимости от новоаттической комедии, оказывается оригинальрым. Его комедиям еще чужда тонкость психологизации и бытовая тематика сама по себе. Его творчество связано не только с греческими источниками, но и с традициями италийского народного театра.

 

Публий Теренций (ок.190-159гг. до н.э.)

Родился в Карфагене, образование получил в Риме, познакомился с новоаттической комедией и, как и Плавт, стал писать на ее сюжеты свои пьесы. В 160г. он поехал в Грецию, чтобы разыскать там комедии, еще неизвестные в Риме, но по дороге погиб во время кораблекрушения. За свою жизнь успел написать 6 комедий.

Теренций черпал сюжет из творчества эллинистического драматурга Менандра, и следовал мнению Эннея, требовавшего от поэтов максимального приближения к мастерству греков. Но римские комедиографы отказались принимать пьесы Теренция. Хотя комедии Теренция предназначались для немногих, но его достижения в обрисовке характеров были значительны и не прошли бесследно в истории литературы.В то время как Плавт стремился развлечь зрителей своими веселыми пьесами, с музыкой, танцами, акробатикой, пением и занимательной интригой, Теренций хочет донести до своей образованной аудтории тонкость менандровских характеров и изящество языка новоаттической комедии. В его пьесах нет грубых острот, площадных выражений, свойственных Плавту. В его пьесах мало комических элементов, они принадлежат к жанру "трогательных драм". Центральный интерес для Теренция представляет не интрига, а характеры действующих лиц, мотивы их поведения, обусловливающие ход действия пьесы. В человеке Теренций стремится показаться прежде вего благородные высокие чувства. Одной из главных проблем в его пьесах является проблема воспитания. Наиболее известные его произведения: "Девушка с Андроса", "Евнух", "Братья".

 

Луций Анней Сенека (род.незадолго до н.э. - ум. в 65г. н.э.)

Происходил из города Кордубы в Испании, но вырос в Риме. В юности жил в Египте, где познакомился с эллинистической литературой и восточными культами. После возвращения в Рим впал в немилость императора Клавдия и был выслан на Корсику, где занимался философией и литературой аж 8 лет. Вернулся в Рим и стал воспитателем юного Нерона (вот ведь засранца вырастил!) и правителем Рима. В 65г. его милый воспитанник, став императором, приказывает ему покончить жизнь самоубийством -)

Написать Сенека успел много, но дошло не все. Однако его трагедии являются единственными целиком дошедшими до нас драмами римлян. Эти трагедии были предназначены не для театрального воспроизведения, а лишь для декламации. До него с такими штуками уже выступали Акций, Варий и Овидий.

При Юлиях-Клавдиях такая декламационная драма принимает политический оттенок. Трагедии Сенеки проникнуты оппозиционным духом и ненавистью к тирании и деспотизму. Сюжеты своих трагедий он берет у древнегреческих драматургов. Он выступает с трагедиями: "Медея", "Федра", "Эдип", "Тиэст", "Агамемнон" и др. Однако его драмы, проникнутые философией стоицизма, сильно отличаются от греческих оригиналов. Сенека, в отличие от древнегреческих трагигов, верящих в творческие силы человека, читает что человек бессилен и все руководит слепой рок. Судьбе он может противопоставить лишь силу духа и воли, готовность к страданиям и смерти. Герои его драм - сильные личности, охваченные бурными и гибельными страстями, или великие мученики, гибнущие в страданиях, подобно Гераклу (кхм, я думала, что его обессмертили и угнали на Олимп после 12 подвигов). Каждый из героев уже с самого начала драмы находится во власти своих аффектов и с развитием действия увеличивается и напряжение. При этом Сенека всегда изображает гибельные, часто преступные связи, ведущие к кровавым злодеяниям.

Его драмы не образуют стройного по композиции целого. Они распадаются на 5 актов, часто слабо связанных между собой и прерывающихся партиями хора

В сюжете трагедии "Эдип" (стыренной у Софокла) Сенека меняет понимание трагического. Для Софокла трагедия Эдипа состояла в том, что он перешел меру, дозволенную человеку, но, понеся кару, сохранил свое человеческое достоинство и полож желания искупить вину. Трагедия всех героев драм Сенеки состоит в бесцельности их борьбы с всесильным роком. Все они оказываются, к конечно счете, страдальцами и мучениками (собственно, и Эдип тоже).

 

Краткое содержание билета:

1ые драматичнские представления стали показываться на "Римских", или "Великих", играх. Ставились пантомимы, небольшие сценки. Подмостки были деревянные, после празднества сносились. Полководей Муммий(-Троль) первым строит каменный театр в Риме. За основу был взят греческий театр. В римском театре не было хора, вместо масок сначала был грим, потом их ввели Эзоп и Росция. Все актеры - мужчины. С изобретением арки театры стали строить не только на склонах холмов, но и на равнинах. Вход в театр был бесплатным и доступным для всех. Знаменитыми римскими драматургами были Плавт (III-IIвв. до н.э.), который браз за основу новоаттические комедии, и создавал смешные пьесы для римского плебса; Теренций (IIв. до н.э.), тоже брал за основу новоаттические комедии, в особенности комедии Менандра. Предназначались для узкой аудитории, гл. темы - любовь, воспитание. Герои отличались психологизмом. Его творения называют "трогательными драмами", т.к. ничего там смешного нет. Сенека (Iв. н.э.) создавал трагедии не для театральной постановки, а для декламации. Носят политический характер. Нет строгой композиции, в перерывах между актами - хор. Жуткий пессимист, считает, что люди обречены.

 

Суперкраткое содержание:

1е постановки на Играх. Театры строятся по греческому образцу. Плавт и Теренций - основа: новоаттические комедии. Плавт - для народа, смешно. Теренций - для узкого круга, несмешно. Сенека - трагедии для декламации, ужасный пессимист.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.