Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория государства




Теория государства и права

 

Глава 1

 

Теория государства и права относится к числу базовых, фундаментальных юридических дисциплин. Она изучает общие закономерности возникновения и развития государства и права. На основе ее понятий и принципов строится изучение всех остальных, в том числе отраслевых, дисциплин.

Понятие государства. Понятие государства является одним из ключевых в теории государства и права. Вместе с тем существуют различные, нередко противоположные подходы к определению данного понятия. В настоящее время в научной и учебной литературе под государством обычно понимают единую политическую организацию общества, распространяющую свою власть на всю территорию страны и обладающую суверенитетом. Государство играет определенную классовую роль, нередко выступая орудием господствующих классов, аппаратом насилия и принуждения. В современных условиях расширяются общесоциальные функции государства, которое выступает как средство обеспечения интересов всего общества.

Признаки государства. Каждое государство обладает стандартным набором определенных признаков. Главный признак любого государства – наличие публичной власти, отделенной от общества. Также к числу признаков государства относятся: наличие слоя профессиональных управленцев, суверенитет, наличие определенной территории и границ, сбор налогов и некоторые другие.

Государство отличается от общества, которое представляет собой устойчивое объединение людей, проживающих на одной территории, имеющих общий язык, культуру и сходный образ жизни. Государство представляет собой организацию политической власти общества и отделено от него. Государство распространяет свою власть на все общество и опирается на право и принудительную силу.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Возможны различные классификации функций государства. Они делятся на внешние и внутренние. К внешним функциям относятся: политическая, экономическая, военная. Эти функции проявляются во взаимоотношениях с другими государствами.

В числе внутренних функций государства обычно выделяют следующие: политическую, экономическую, социальную, идеологическую, экологическую, правоохранительную и т. д.

Теории происхождения государства. Вопрос о причинах происхождения государства в теории государства и права не решен однозначно. На этот счет существуют различные теории. Их многообразие связано с тем, что возникновение государственности – длительный и сложный процесс, который нельзя объяснить, опираясь на какую‑либо одну точку зрения. К основным теориям происхождения государства обычно относят следующие: теологическую, патриархальную, договорную, органическую, психологическую, ирригационную, теорию насилия, классовую (экономическую) теорию.

Одним из создателей теологической теории был Фома Аквинский – христианский философ и богослов XIII столетия. Сущность теологической теории состоит в том, что государство создано Богом, его институты вечны, незыблемы и святы. Население обязано во всем подчиняться государственной власти, принимать ее как данность, не пытаясь изменить существующий порядок вещей.

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель. По мнению сторонников данной теории, государство возникает по модели семьи, власть правителя является продолжением отцовской власти. Монарх действует во имя интересов своих подданных, которые обязаны подчиняться ему и почитать его.

Среди сторонников договорной теории можно отметить таких мыслителей нового времени, как Джон Локк, Томас Гоббс, Шарль Монтескье, Дени Дидро, Жан‑Жак Руссо. По их мнению, в основе государства лежит «общественный договор». Люди, уставшие от состояния «войны всех против всех», которое могло привести к гибели всего общества, заключили «общественный договор», в результате которого было создано государство как институт согласования интересов. В данном случае получается, что государство существует не само по себе, а по воле народа, находится у него на службе. Народ и государство имеют взаимные обязательства.

Органическая теория, выдвинутая Г. Спенсером, утверждает, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму; финансы – его кровь, правительство – мозг и т. д.

Психологическая теория возникновения государства (Л.И. Петражицкий) основана на утверждении, что в основе возникновения государства лежат свойства психики человека: желание чувствовать себя защищенным, стремление повелевать или подчиняться, способность сильных личностей оказывать воздействие на массы.

По мнению Л. Гумпловича, К. Каутского и некоторых других мыслителей, государство возникло путем насилия: одних народов над другими либо одних членов общества над другими. Надо отметить, что насилие действительно сыграло важную роль в создании и развитии многих государств.

Классовая теория возникновения государства является одной из самых разработанных (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Согласно данной теории, возникновение государства является следствием общественного разделения труда, которое привело к возникновению излишков, частной собственности, – разделению общества на классы. Для поддержания господства эксплуататорских классов над эксплуатируемыми и был создан государственный аппарат – аппарат насилия и принуждения.

Форма государства. Форма государства представляет собой сложное понятие, включающее в себя форму правления, форму государственного (территориально‑политического) устройства и политический режим.

Форма правления – это система организации высшей власти в государстве. Существуют две формы правления: монархия и республика.

Монархия – это такая форма правления, при которой власть в государстве передается по наследству.

Существуют различные классификации монархии. Прежде всего монархия может быть светской и теократической. В последнем случае монарх является одновременно главой официальной церкви.

Монархия также бывает абсолютной и конституционной. Абсолютная монархия представляет собой этап, через который в период Средневековья прошли многие европейские и восточные государства. При конституционной монархии глава государства ограничен в своих действиях рамками законодательства. Промежуточной формой является дуалистическая монархия.

Республика представляет собой форму правления, при которой глава государства является выборным.

Республика может быть президентской или парламентской.

Если глава правительства назначается и отстраняется от должности президентом – это президентская республика. Если глава правительства назначается парламентом – это парламентская республика. В президентской республике президент избирается на всенародном голосовании, и потому он независим от парламента. В парламентской республике президент избирается парламентом или иным органом и обладает достаточно небольшими полномочиями. Главную роль в парламентской республике играет не президент, а глава правительства.

Среди форм территориально‑политического устройства государства основными являются федерация и унитарное государство. Также в теории выделяют конфедерацию, которая представляет собой временное, неустойчивое объединение государств.

Федерация – это разновидность формы государственного устройства, при которой властные полномочия разделены между центром и другими частями (субъектами) государства. Федерация может быть территориальной (США) или национальной (Индия).

Унитарное государство характеризуется централизованным руководством административно‑территориальными субъектами. Оно бывает сложным (с автономиями) или простым.

Политический режим – это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти, уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности в государстве.

Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

Демократический режим характеризуется разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, многопартийностью, равными возможностями для политических партий, политическим плюрализмом, реальными правами и свободами граждан.

Гражданское общество. Понятие гражданского общества, впервые появилось в работах Аристотеля. Современное понимание гражданского общества говорит о том, что оно представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации индивидов и коллективов.

Гражданское общество представляет собой совокупность внегосударственных и внеполитических отношений, образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов и их объединений. Гражданское общество основывается на признании частной собственности, индивидуальной свободе гражданина распоряжаться ею, на признании прав и свобод человека высшей ценностью. Оно строится на принципе невмешательства государственных структур в частную жизнь граждан, в их взаимные права и обязанности, оно немыслимо без отказа государства от роли монопольного организатора общественной жизни.

Важной политической предпосылкой построения гражданского общества является свобода. Действительно, гражданское общество может существовать только в демократическом правовом государстве, которое признает и защищает права и свободы граждан.

Свобода в политическом плане означает плюрализм мнений, возможность существования политической оппозиции в стране, а также принцип «разрешено все, что не запрещено».

В качестве главной экономической предпосылки гражданского общества выступает наличие рыночной экономики, так как только рыночная экономика с присущей ей предпринимательской активностью, развитием класса мелких и средних собственников, поощрением частной инициативы может стать основой построения в стране гражданского общества.

Социальные предпосылки построения гражданского общества неразрывно связаны с экономическими и предполагают наличие в социальной структуре общества таких слоев, которые могут стать основным фундаментом гражданского общества.

Правовое государство. Правовое государство – это государство, организация и деятельность которого основаны на принципе верховенства права. Наряду с верховенством права над государством к основным признакам правового государства относят: принцип разделения властей; приоритет прав и свобод личности; социальную защищенность личности; четкое разграничение функций общества и государства; взаимную ответственность личности и государства; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

Механизм государства – это система государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих, осуществляющих задачи и функции государства. Механизм государства есть по сути само государство. Наряду с термином «механизм государства» используется термин «государственный аппарат». От механизма государства как системы государственных органов следует отличать политическую систему. В механизм государства включаются только государственные органы. Партии, общественные объединения не входят в состав механизма государства, а являются элементами политической системы.

Орган государства – это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями (компетенцией). Властность таких органов проявляется в том, что они издают решения, обязательные для лиц, которым они адресованы, осуществляют контроль за их исполнением и в случаях, предусмотренных законом, применяют принудительные меры. Следовательно, признаками государственного органа являются:

1. Государственный орган – это единоличное лицо (президент, прокурор и др.) или организация.

2. Государственный орган действует от имени государства. Он наделен властными полномочиями. Это выражается в том, что государственный орган принимает решения общего (нормативные акты) или индивидуального характера (например, решение, приговор суда), обязательные для тех, кому они адресованы. Властные полномочия могут быть выражены в контрольно‑надзорной деятельности и в применении физических принудительных мер.

3. Государственный орган – это всегда государственное учреждение, состоящее на содержании государства, получающее материальные и финансовые средства (здания, средства связи и прочее оборудование, деньги) от государства, из бюджета государства, доходы которого формируются за счет налогов.

4. Людским человеческим субстратом государственного органа являются граждане государства, работающие в государственных органах на постоянной, профессиональной основе, получающие средства для своего существования от государства.

Система органов государства разнообразна по своей структуре, формам образования, сфере властвования, формам деятельности, выполняемым задачам и функциям.

По формам государственно‑правовой деятельности органы государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительно‑распорядительные, судебные и органы надзора и контроля. В особую группу выделяются силовые структуры (армия, полиция, разведка).

Законодательные органы – органы, принимающие законы как нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу. Органы, принимающие иные нормативные акты (подзаконные), к законодательным органам не относятся.

В абсолютных монархиях законы принимает сам монарх. В демократических – высшие представительные органы (парламент, конгресс, сейм, национальное собрание и т. п.), избираемые непосредственно населением. В Российской Федерации таким органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Исполнительно‑распорядительные органы представляют целую систему органов во главе с правительством. Это органы исполнительные, ибо призваны исполнять, реализовывать законы, распорядительные, ибо, исполняя законы, они принимают решения (распоряжения) нормативного или индивидуального характера.

Высшим исполнительным органом в РФ является Правительство Российской Федерации, возглавляемое Председателем, который по представлению Президента утверждается Государственной Думой. В эту систему входят федеральные ведомства (министерства, государственные комитеты, службы) с их органами на местах. Исполнительно‑распорядительные органы как раз и осуществляют непосредственно управление в разных сферах общественной жизни (экономика, культура, здравоохранение, просвещение, охрана правопорядка и т. д.).

Судебные органы призваны осуществлять юрисдикционную деятельность, т. е. разрешать конкретные юридические дела: применять меры наказания за преступления, разрешать различного рода правовые споры, конфликты между различными субъектами (имущественные, трудовые, семейные, административные).

В Российской Федерации существует система федеральных судебных органов: районные, областные, республиканские суды во главе с Верховным судом РФ. Особую систему составляют арбитражные суды: арбитражные суды субъектов Федерации во главе с Высшим арбитражным судом. Особое место занимают Конституционный суд РФ, конституционные суды республик – субъектов Федерации и уставные суды краев, областей. Они рассматривают дела о соответствии других нормативных актов Конституции РФ или о соответствии конституции республики или уставу области, края.

Контрольно‑надзорные органы осуществляют надзор за исполнением законов и других нормативных актов. К их числу относятся органы прокуратуры, различного рода государственные инспекции. Последние могут входить в состав соответствующего министерства, ведомства.

Силовые структуры: армия, полиция, разведка, пенитенциарные органы (следственные изоляторы, тюрьмы). Само название говорит о том, что они могут применять силу, прямое физическое принуждение, оружие или различные другие технические средства принуждения, но в рамках и на основе закона.

Ведущее место среди них занимает армия – система вооруженных формальных групп. Формальные связи членов этих групп (частей, подразделений) преобладают над личными, персональными связями: это организация, основывающаяся на строгом подчинении нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим. Эта организация создана специально для ведения боевых действий в оборонительных и наступательных войнах. Армия – это наибольшая физическая сила в государстве, выполняющая свои задачи путем применения оружия. Однако армия может превратиться в узкокастовую организацию со своими собственными интересами и целями, в орудие власти воинской элиты, стать инструментом военных переворотов и установления военной диктатуры. В демократических государствах армия находится под контролем гражданских властей, парламента, правительства, в президентских республиках верховным главнокомандующим является президент.

Глава государства – это, как правило, единоличное лицо – монарх, президент. По Конституции 1993 г. учреждена должность единоличного Президента РФ. Глава государства, как минимум, осуществляет представительские функции: представляет государство в отношениях с другими государствами, принимает верительные грамоты иностранных послов, промульгирует (обнародует) законы, издает акты, но в парламентской республике, как правило, после визирования министра, который отвечает за этот акт.

Наибольшими полномочиями обладает президент в президентской республике, где он одновременно является и главой администрации, т. е. правительства, возглавляет исполнительную власть, является Верховным главнокомандующим. Президент РФ также обладает значительными полномочиями, которые больше приближены к положению главы государства в президентской республике.

Рассмотрим классификацию государственных органов по способу формирования государственных органов. Они подразделяются на первичные и вторичные. Первичные органы – это органы, формируемые непосредственно самим народом путем выборов. Это, следовательно, органы выборные. Хотя не каждый выборный орган является первичным. Некоторые выборные органы избираются представительными органами.

В федеративном государстве органы подразделяются на федеральные и субъектов Федерации. К федеральным органам Российской Федерации относятся Президент, Федеральное Собрание, органы прокуратуры, судебные органы, за исключением уставных судов и мировых судов, Правительство РФ, федеральные ведомства с их местными органами.

По месту в иерархической системе органы подразделяются на высшие и местные. В федеральных государствах наблюдаются две системы высших органов власти: общефедеральные и субъектов Федерации. К местным относятся органы местного самоуправления. Хотя по Конституции РФ они не отнесены к государственным органам, однако обладают всеми необходимыми признаками последних. Органы местного самоуправления (главы администраций, мэры, представительные органы) избираются населением.

По своей структуре органы подразделяются на единоначальные (президент, министр, прокурор, командир военной части и др.) и коллегиальные (представительные органы, правительство и др.). Различие состоит в том, что в первых решения принимает единоначальник, во вторых – коллегия (группа должностных лиц).

По компетенции органы государства подразделяются на органы общей и специальной компетенции. В первом случае круг вопросов, по которым принимаются властные решения, весьма широк, охватывает многие сферы общественной жизни: экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и т. д. Во втором – соответствующий орган руководит какой‑то одной, относительно узкой, сферой. К первым относятся прежде всего представительные органы, правительство, главы администраций и др.; ко вторым – министерства, ведомства, прокуратура, суды и др.

Политическая система – это политическая идеология и практика взаимодействия участников политического процесса (государственных, общественных, политических и иных организаций и движений) в рамках своих полномочий и возможностей.

Смысл существования политической системы состоит в организации политической власти, стабилизации отношений между обществом и государством, протекающих политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, всех аспектов политических отношений. Политическая система решает вытекающие из ее сущности функции и задачи, стремясь к политическим целям и обеспечивая политическую стабильность.

Политические системы подразделяются на различные типы (статичная, динамичная) и виды (командная, соревновательная). Политическая система взаимодействует с экономической, правовой, идеологической, культурной, экологической и другими социальными системами, образующими ее окружение. Политическая система, в свою очередь, состоит из определенных структурных элементов.

Состав политической системы:

– политические институты (государство, общественно‑политические и иные организации);

– политическая практика (политические и правовые нормы, отношения, процедуры);

– политическая идеология (политико‑правовые взгляды, доктрины, программы, принципы, культура, сознание).

Государство представляет собой центральное и наиболее важное звено всей политической системы. Государству присущи следующие черты:

• особый аппарат публичной власти;

• территориальный принцип организации населения;

• налоги и сборы;

• правотворчество;

• государственный суверенитет.

Данные свойства отличают государство не только от примитивного догосударственного общества, но mutatis mutandis, с определенными оговорками и от любой другой общественно‑политической организации, входящей de jure и de facto в политическую систему современного общества.

С учетом указанных свойств становится понятной роль, принадлежащая в политической системе государству, которое:

• символизирует в принципе и реально придает целостность и устойчивость всей политической системе, соединяет и гармонирует разнородные политические позиции;

• выступает в качестве единственного официального представителя всего населения, объединенного в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

• осуществляет свое главное назначение – управление обществом, используя особый аппарат публичной власти, т. е. законодательные, исполнительные, судебные, контрольные, надзорные и т. п. органы;

• обладает специфическим набором материальных ценностей (государственными ресурсами, собственностью, бюджетом и т. п.) и поэтому ведет хозяйственную деятельность в соответствии с принятым экономическим курсом в условиях как плановой, так и рыночной экономики;

• обладает монополией на эмиссию денег, руководит финансово‑кредитной системой, формирует бюджет, имеет валютные запасы, определяет налоговую и инвестиционную политику;

• имеет достаточные «силовые» возможности (вооруженные силы, милицию, полицию, службу безопасности и т. п.) для монопольного и законного применения силы, для осуществления, например, контртеррористических мероприятий, обороны страны и т. п.

• использует недоступные другим субъектам правовой системы инструменты и процедуры, например правосудие, в ходе которых только судья от имени государства может признать подсудимого виновным, преступником;

• является единственным среди других элементов политической системы и исключительным носителем суверенитета;

• выступает монополистом в законодательной деятельности, издавая нормативные акты, обязательные для исполнения всеми субъектами политико‑правовой жизни;

• «доходит» до каждого человека и до всех без исключения граждан вне зависимости от их национальной, конфессиональной, профессиональной, возрастной и т. п. принадлежности, обеспечивая политико‑правовую, экономическую, социально‑психологическую, морально‑духовную связь всего общества.

Общественная организация – негосударственное, добровольное, самодеятельное и самоуправляемое объединение граждан, создаваемое на основе действующего законодательства в соответствии с их потребностями и интересами для достижения уставных задач.

Массовых общественно‑политических организаций, фигурирующих в качестве элементов политической системы, очень много, они различны по названиям, составу, характеру и направлениям деятельности, степени влияния на принятие политических решений, отношению к действующему законодательству и т. п. Это хозяйственно‑экономические, научно‑технические, спортивные, культурно‑воспитательные и просветительские, женские, молодежные, детские, ветеранские организации, политические клубы, творческие союзы, избирательные объединения, землячества, меньшинства, фонды, ассоциации, коалиции, группировки и т. д.

Политические партии – зарегистрированные государством объединения граждан, солидарно участвующих в избирательной борьбе за государственную власть для реализации программных целей. Для политических партий характерно, что они являются важнейшим звеном политической системы, ибо формируют правительство, политику государства в случае прихода к государственной власти, а также составляют одно‑, двух– и многопартийные системы, входящие в политическую систему. Кроме этого они имеют мировоззренческую платформу, определяющие идеологические приоритеты, представляют те или иные социальные интересы.

Профсоюзы – массовые организации трудящихся, объединенных по профессиональному признаку, ведущих борьбу за более выгодные условия продажи рабочей силы, улучшение условий жизни и труда.

Им свойственно ставить задачи достижения тех или иных экономических целей, защищать интересы наемного работника и на производстве, и в обществе, а также играть видную политическую роль в силу большого влияния в массах.

Церковь – религиозная организация последователей определенной системы вероисповедальных идей и вытекающих из них культовой и внекультовой деятельности. Как элемент политической системы церковь отделена от государства, но взаимодействует со светскими организациями в утверждении общечеловеческих норм и принципов общественной жизни, способствует смягчению негативных тенденций и деформаций политического и правового сознания.

Объединение (ассоциация) предпринимателей – организация, деятельность которой направлена на координацию и защиту экономических и политических интересов капитала внутри страны и за рубежом. Роль союзов работодателей в политической системе трудно переоценить, поскольку их мнение решающим образом влияет на политику государства. При их участии разрабатывается экономический курс правительства. Стабильность финансовой системы зависит во многом от их деятельности.

Дать подробную характеристику всем институтам политической системы невозможно из‑за их много– и разнообразия, но специфику некоторых из них следует выделить. Так, массовые общественные движения в отличие от других объединений не имеют фиксированного членства и включают в свой состав коллективных членов. Они носят в известной степени переходный характер – либо прекращают свою деятельность, либо формируются в политическую партию.

Органы местного самоуправления принципиально могут быть отнесены к общественным объединениям граждан, решающим вопросы местного значения, но имеющим самую тесную связь с государством, которое наделяет указанные органы большими полномочиями. Их отличают:

представительный характер, образование в результате непосредственного волеизъявления населения;

властный характер с возможностью издавать нормативно‑правовые акты местного (локального) значения;

организационная и материально‑финансовая самостоятельность.

Средства массовой информации (коммуникации) – политические институты (печать, радио, телевидение и т. п.), осуществляющие с помощью техники производство и передачу информации с целью оказания идеологического воздействия на оценки, мнения, поведение людей, формирование духовых ценностей. Они выступают как все более значимое орудие политической борьбы и торговой конкуренции, инструменты «четвертой власти», эффективного социального контроля государства, а также форма повседневного воздействия на духовную жизнь людей, внедрение массовой культуры.

К социальным институтам, влияющим (или volens nolens фактически входящим в нее) на политическую систему, следует отнести полу– и нелегальные организации, маргинальные субгруппировки, группы давления (лобби), секты, секретные братства, общества заговорщиков и т. п. Особую опасность представляют криминальные организованные группы и преступные сообщества – сплоченные, организованные объединения с выходом во властные структуры, созданные для совершения тяжких преступлений.

Значение оргпреступности выходит за рамки узкого уголовно‑правового толкования лишь как формы соучастия в преступлении, поскольку:

деятельность мафии и других форм организованной преступности связана с фактическим захватом власти;

она носит очевидный политический характер;

дезорганизует управление в государстве, выполнение им (государством) важнейших функций.

Политическая практика (от греч. практикос – деятельный, активный) – материальная, предметная, целеполагающая деятельность субъектов политической жизни, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней.

Политическая практика позволяет оценить ту или иную страну, эпоху, поведение (деятельность) субъектов политической жизни.

Политическую практику определяют государственные и правовые институты, культурно‑исторические традиции, социально‑психологические, национальные, конфессиональные особенности народа.

Политическая практика – это состояние самых разных политических сил, конкурирующих за влияние и лидерство. Она изменчива и динамична, дифференцируется по различным основаниям: политическим убеждениям, культуре, уровню профессионализма, широте социальной базы, степени легальности и т. п.

В рамках политической жизни ее субъекты вступают в политические отношения, руководствуясь политическими нормами‑правилами политической игры: нормами морали, здравым смыслом, чувством меры, учетом соотношения сил, формальными или негласными соглашениями.

Политические нормы отражают политические ценности. Политические нормы – это правила достижения абсолютных и относительных, необходимых и случайных политических целей.

Политические установки – директивы, провозглашенные партийными лидерами или выработанные политической элитой.

Политические нормы тесно связаны с нормами правовыми (см. тему 7), поскольку конституция страны, ее конституционные законы являются не только правовыми, но и политическими документами.

Такая же связь существует и между политическими и правовыми отношениями и процедурами. «Громкие» судебные процессы имеют политическое значение. Тем не менее политический процесс имеет и самостоятельное значение как форма жизни политической системы, эволюционизирующей во времени и пространстве. Он отличается от других общественных процессов: экономических, идеологических и т. п., может иметь конкретный конечный результат (победа на выборах, формирование какой‑либо партии и т. д.).

Политический процесс имеет свое содержание, структуру, этапы, субъект и объект, ресурсную базу, пространственные и временные характеристики, микро– и макромасштабы, динамику и т. п., что изучается отдельными дисциплинами.

В структуру политической системы входит политическая идеология, которая имеет еще более тесную связь с общественным (правовым, религиозным, философским, естественно‑научным, научно‑техническим и т. п.) сознанием.

Политическая идеология – система взглядов и доктрин, выработанных политической наукой, в которых выражается отношение к политической действительности.

Политическая идеология один из эффективных организационных, регулятивных, контролирующих инструментов, направляющих жизнедеятельность общества и человека, функционально связанный с правом и государством, с другими структурными элементами политической системы. В свою очередь, политическая идеология может быть институционально оформлена в соответствующих группировках, союзах, партиях, движениях.

Политическая идеология имеет свою предметную, методологическую, функциональную сторону, взаимодействует с философией, юриспруденцией.

Политическое сознание состоит в восприятии субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой, в которую включен он сам, а также связанные с нею действия и состояния. Оно отражает степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения, влияет на его политическое поведение.

Политические категории самым тесным образом соединяются с понятиями государственно‑правовыми; они «живут» в сфере политико‑правовой надстройки, «обслуживают» государственно‑властные процессы, имеют один и тот же объект (а часто и субъект) изучения и воздействия: общество, социальные группы, человек, его поведение и деятельность.

Вместе с тем политику и право нельзя считать синонимами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 4826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.