Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве




Н.Н. АВДЕЕВА (1997. № 4. С. 3-13)

Изучение привязанности ребенка к матери — одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь «мать — дитя» трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и но­ворожденного в первые часы после рождения оказывает влияние на последующее общение [9]. В частности, было показано, что эмоциональные связи ребенка с матерью усиливаются благодаря наличию взаимодействия в первые часы жизни ребенка, а разлука матери и ребенка в этот период может привести к негативным эффектам. Однако другие исследования не подтвердили установления специфи­ческих эмоциональных связей между матерью и новорожденным сразу после рож­дения. Х.Р. Шеффер [12] обратил внимание на то, что новорожденный имеет опре­деленные биологические механизмы, лежащие в основе потребности устанавли­вать эмоциональную связь с кем-либо. Большой вклад в решение этой проблемы внес английский психиатр Дж. Боулби своей теорией привязанностей, согласно которой привязанности к матери, отцу или кому-нибудь другому не являются врожденными или результатом раннего научения (запечатлением). По его мне­нию, врожденными являются некоторые формы поведения младенца, способные заставить окружающих находиться рядом с ним и заботиться о нем. Это — гуле­ние, улыбка и ползание по направлению к взрослому. С точки зрения эволюции эти формы носят адаптивный характер, так как обеспечивают младенцу заботу, необходимую для выживания.

Основным результатом взаимодействия матери и младенца Дж. Боулби считает появление у младенца эмоциональной привязанности, заставляющей ребенка жаж­дать присутствия матери, ее ласки, особенно если он встревожен или испуган. В первые шесть месяцев привязанности младенцев носят диффузный характер; позднее начинает явно проявляться привязанность к определенным людям; обыч­но первым объектом привязанности является мать [7].

Формирование такой привязанности жизненно необходимо для развития ре­бенка [10], [13]. Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию об­раза себя и социализации [8], [И]. Выбор объекта, а также сила и качество при­вязанности во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку [4], [6], [7].

В отечественной психологии изучение привязанностей ребенка к взрослому велось в рамках психологии общения, в русле концепции М.И. Лисиной. Изби­рательные привязанности ребенка к взрослому рассматривались как продукт об­щения, зависящий от его содержания [2], [5]. В работе С.Ю. Мещеряковой изу­чалось развитие системы аффективно-личностных связей ребенка со взрослым на первом году жизни. Было показано, что эти связи возникают в первом полугодии жизни ребенка в ситуативно-личностном общении и являются основным психо­логическим новообразованием этого возраста [3]. Другим важнейшим продуктом общения, также зависящим от характера и содержания общения, является образ себя, формирующийся у ребенка [1], [3].

Целью настоящего исследования было установление связи между привязанно­стью ребенка к матери и его образом себя. В качестве объекта исследования вы­ступала пара «мать — ребенок». В задачи исследования входили: изучение образа себя у ребенка, типа его привязанности к матери, образа себя у матери, ее пред­ставления о ребенке, а также оценка матерью своей привязанности к ребенку и его привязанности к ней.

Таким образом, в паре «мать — ребенок» изучались психологические характе­ристики обоих партнеров с целью выявления дополнительных (помимо содержа­ния взаимодействия и общения) параметров, влияющих на развитие образа себя у ребенка и его привязанности к матери.

В исследовании использовались четыре группы методик, направленных на изу­чение: 1) образа себя у ребенка, 2) типа аффективной привязанности ребенка к матери, 3) образа себя у матери, 4) представления матери о своем ребенке. Образ себя у ребенка выявлялся с помощью регистрации поведения ребенка, находяще­гося перед зеркалом, в пяти различных ситуациях. В первой ситуации регистри­ровалось свободное поведение ребенка перед зеркалом, во второй — перед нача­лом опыта на голову ребенка надевался цветной платочек с ярким рисунком, в третьей — блестящие бусы, в четвертой ситуации сзади к нему подходила мать, в пятой — позади ребенка над его плечом помещалась яркая незнакомая игруш­ка, отражавшаяся в зеркале. В зеркале отражались голова и туловище ребенка, го­лова и верхняя часть туловища матери. Продолжительность одного опыта состав­ляла 3 мин.

Для оценки привязанности ребенка к матери была использована модифици­рованная методика М. Эйнсворт. В эксперименте изучалось поведение ребенка в непривычной ситуации, при разлуке с матерью, степень воздействия такой ситуа­ции и то, насколько легко удавалось матери успокоить малыша после слабого стресса, как изменялась в этих условиях познавательная активность ребенка. Эксперимент состоял из семи трехминутных эпизодов, во время которых регистри­ровалось поведение ребенка: эмоциональные проявления, вокализации и действия (ориентировочно-исследовательские, игровые, инициативные).

В качестве привлекательной игрушки использовалась ярко раскрашенная мас­ка клоуна, а в качестве пугающей — управляемая машина необычной формы с выдвигающимися деталями, издающая при работе жужжание. Ключевыми являют­ся эпизоды № 2, 3, 6 и 7 (табл. 1), когда мать оставляет ребенка с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и пугающей игрушкой, а затем возвращается. В качестве показателей привязанности ребенка к матери используется степень огор­чения малыша после ухода матери и особенности поведения ребенка после ее воз­вращения.

Образ себя выявлялся у матери с помощью стандартизированного интервью, включающего вопросы, касающиеся общей и конкретной самооценки, материнской компетентности, удовлетворенности внешним обликом, степени идентификации с ребенком и близкими родственниками, переживанием сходства или отличия от других людей.


Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.