Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы и воспитательное значение внутренней позиции ребенка в детско-родительских отношениях




(по Г.Т. Хоментаускасу)

Тип внутренней позиции Особенности тина семейного воспитания Особенности личностного развития ребенка
«Я нужен и лю­бим, и я люблю вас тоже» Эмоциональное принятие сотрудничество и коопера­ция; взаимное уважение и демократический стиль об­щения; авторитетный тип воспитания Доверие к людям и готовность к сотрудничеству; высокая само­оценка и самопринятие; социаль­ная компетентность; надежная привязанность
«Я нужен и любим, а вы существуете ра­ди меня» Воспитание по типу кумира семьи; потворствующая ги­перпротекция; культ ребен­ка и его желаний Эмоционально-личностный эго­центризм; неадекватно завышен­ная самооценка и искажение Я-концепции; низкая социальная и коммуникативная компетентность: аффект неадекватности; амбива­лентная привязанность
«Я нелюбим, но всей душой стрем­люсь приблизиться к вам» Низкое эмоциональное принятие ребенка, амбива­лентность, явное или скры­тое отвержение; воспитание в условиях повышенных требований и моральной от­ветственности; доминирую­щая гиперпротскция: фено­мен делегирования и перфекционизма Низкая самооценка и самопринятие; искажение развития Я-концепции; чувство вины и неполно­ценности; тревожность и фрустрированность; перфекционизм; конформизм; эмоциональная зависимость; тревожный избегаю­щий или амбивалентный тип при­вязанности
«Я не нужен и не любим, оставьте ме­ля в покое» Амбивалентность принятия, явное или скрытое отверже­ние; гипопротекция, безнад­зорность; доминирующая гиперпротекция строгость санкций и жестокое обраще­ние; авторитарно-директив­ный стиль общения; отстра­ненность родителей Тревожные типы привязанности (амбивалентный и избегающий); низкое самопринятие и самооцен­ка; агрессивность и враждебность; высокая тревожность; фрустрация потребности в любви и заботе; отсутствие базового доверия к миру

 

Эмоциональный климат в семье определяется не только отношением родителя к ребенку и ребенка к родителю в терминах эмоционального при­нятия, материнской и отцовской любви и привязанности, но и характером аффективных взаимоотношений в диаде родитель-ребенок (А.С. Спива-ковская, Г.Т. Хоментаускас). Параметрами их определения являются эмо­циональный знак и симметричность отношений. Соответственно, можно выделить варианты взаимоотношений.

Взаимные, симметричные отношения..

•эмоциональное взаимное принятие. Для ребенка характерно базовое переживание того, что он любим и дорог в семье, и родители чувствуют от­ветную его любовь. Такие отношения обеспечивают гармоничное развитие ребенка: высокую самооценку и самопринятие, доверие и доброжелатель­ность к миру, готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;

•симметричная негативная установка. Обе стороны - и родители, и ре­бенок - взаимно отвергают друг друга. У ребенка, как правило, негативное отношение к родителям вторично, за исключением варианта аномального развития, и является следствием эмоционального отвержения или амбива­лентности отношений родителей. В результате у ребенка формируется то­тальная враждебность по отношению к миру, агрессивность, низкая степень самопринятия, негативная амбивалентная самооценка. Часто наблюдается его демонстративное, социально-провоцирующее, протестующее поведение.

Невзаимные, асимметричные отношения:

•односторонняя родительская любовь. Ребенок горячо любим родителя­ ми и является объектом их заботы, внимания, безграничного обожания и любви. Сам же ребенок занимает отстраненную позицию, не испытывая по отношению к родителям эмпатии, эмоциональной привязанности, тепла. Обычно такой тип взаимоотношений является результатом нарушений се­мейного воспитания по типу потворствующей гиперпротекции или воспита­ния по типу кумира семьи. У ребенка формируются неадекватно завышенная самооценка, возникают трудности общения вследствие эмоционально-лично­стного эгоцентризма, проблемы с установлением отношений сотрудничества и кооперации, высокая конфликтность. Наблюдаются трудности адаптации к новой социальной ситуации, новому социальному окружению. Получение негативной обратной связи приводит к формированию у такого ребенка амби­валентной самооценки, а в значительном числе случаев к формированию аф­фекта неадекватности и, как следствие, к дезадаптации, частым конфликтам, уходу, изоляции, агрессии. В случае варианта воспитания по типу «кумир се­мьи» возникают трудности волевой регуляции деятельности и произвольно­
го поведения;

•односторонняя привязанность ребенка. Ребенок испытывает по отно­шению к родителям привязанность и любовь, а родители холодны и не от­вечают взаимностью. Следствием такого искажения аффективных детско-родительских отношений становится формирование тревожных вариантов привязанности. Невротический тип личности, вероятность формирования которого весьма велика, характеризуется неуверенностью в себе, низкой са­мооценкой, высокой тревожностью, ненасыщаемой потребностью в любви.

Единственным благоприятным вариантом детско-родительских отно­шений является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гар­моничное личностное развитие и высокий уровень удовлетворенности жиз­нью как ребенка, так и родителя. На ранних стадиях онтогенетического развития решающая роль в формировании аффективных взаимоотношений принадлежит взрослому, но уже начиная со второго полугодия жизни все более их начинает определять активное поведение ребенка. Темперамент ребенка, родительские установки, особенности мотивационно-потребностной и ценностной сфер родителя составляют психологические условия для построения эмоциональных взаимоотношений в детско-родительской под­системе семьи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.