Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономический выбор. Модели экономического поведения человека. Альтернативная стоимость




Ресурсы, их ограниченность. Факторы производства, их классификация.

Потребности, их классификация. Экономические блага и антиблага. Свободные блага.

Общественное производство и его стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Процесс воспроизводства.

Общественное производство – производство благ и услуг. Имеет несколько стадий.

1) производство – исходный пункт создания материальных и нематериальных благ. Без производства нет потребления. Необходимо, что производство постоянно повторялось. Процесс повторения – воспроизведение. Воспроизведение бывает двух типов: простое (в прежних масштабах) и сложное (с увеличением масштаба производства)

2) 2) Обмен - экономическая категория, связанная с обменом и специализацией и разделением труда, т к каждый хозяйственный субъект производит какое-то конкретное материальное благо или услугу, а потребителю необходим определенный набор благ и услуг.

3) Распределение товаров и услуг, ресурсов от желания и потребностей. В рыночной системе распределение ресурсов происходит под воздействием ценовых механизмов.

4) Потребление. Личное и производственное.

 

 

5) Экономические агенты: домохозяйство, фирмы, государство, внешний сектор. Общественные институты.

Экономические агенты – участники экономического процесса. Основные субъекты:

а) домохозяйство (семьи или отдельные индивиды). Предоставляет факторы производства и получают доход. Цель деятельности – потребление, то есть удовлетворение потребностей. Потребление ограничивается доходом.

б) фирма, предприятие. Цель – получение прибыли. Формируют спрос на ресурсы и предложение на товары и услуги. Различаются по формам собственности (частноеЮ коллективное, государственное и др.), по видам производства (материальные блага, услуги), по степени концентрации (мелкие, средние и крупные), по емкости (трудо-, мтериало-, наукоемкие), по организационно-правовому статусу.

в) государство

г) внешний сектор – иностранные госцдарства.

Общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определённых норм, правил. Примеры: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения.

 

Потребности: биологические, физиологические, материальные, экономические, социальные, политические, интеллектуальные, духовные, культурные.

Основа удовлетворения – удовлетворение материальных потребностей. Экономические потребности шире материальных и включают их в себя.

Существуют действительные и противоспособные потребности в рыночной экономике.

Благо - это средство, прямо или косвенно удовлетворяющее потребности. Экономическое благо – благо, созданное человеком. Бывают материальные и нематериальные блага (коммуникационные услуги, страховые, социальные), потребительские и промежуточные (для дальнейшего производства), частное и коллективное, взаимодополняемые и взаимозаменяемые. Свободное благо создано природой (воздух, вода). Нормальное благо (потребление растет с ростом дохода) и низшее благо (наоборот). Антиблага - предметы и состояния окружающей среды, которые человек не хочет потреблять, так как они доставляют ему неприятные ощущения. Например, антиблагом может быть громкий шум, дождь, комары и т. д.

 

 

Ресурсы бывают природные, людские (созданные в результате экономической деятельности людей). Ресурсы: земля, капитал, труд, предпринимательские способности, информация.

 

Всегда существуют отдельные ресурсы, которые являются "узким местом", = они не позволяют увеличить производство благ, несмотря на то что все остальные ресурсы позволяют сделать это.

 

 

В основе экономического выбора лежит закон выбора.

Модель экономического поведения человека:

1) от классической школы. Эгоистический интерес, денежный интерес. Индивид хочет максимизировать пользу, доход

2) от кейнсианской школы. Стимул не только материальное благо, но и элементы психологического характера, традиции, привычки, престижа, желания наслаждения жизнью.

3) Удовлетворенность от процесса труда, социальная значимость, сложность, свободы самовыражения, установление связей с людьми.

 

Альтернативная стоимость (ценность) — в экономике наилучшая из упущенных в результате выбора конкретного варианта альтернатива. Иногда альтернативную стоимость называют экономической стоимостью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.