Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологический выбор в экономике. Кривая производственных возможностей. 2 страница




В современных условиях разделение труда принимает следующие виды:

1) индивидуальная специализация (овладение определенной профессией, специальностью) 2) разделение труда на предприятии (выделение в трудовом коллективе разных видов работ, операций) 3) обособление созидательной деятельности в масштабах отрасли, вида производства (электроэнергетика, добыча нефти, автомобилестроение) 4) разделение национального производства на крупные сферы (промышленность, сельское хозяйство) 5) территориальное разделение труда внутри страны (при специализации производства каких-то продуков в разных экономических районах) 6) международное разделение труда (специализация производства отдельных стран на определенных видах изделий, которыми эти страны обмениваются)

Еще Адам Смит писал об абсолютном преимуществе отдельных стран в производстве тех или иных товаров и считал это основой развития международной торговли. Чуть позже Давид Рикардо расширил это учение и выдвинул принцип не только абсолютного, но и относительного преимущества отдельных стран в производстве тех или иных товаров, которые являются основой международной торговли. Смит имел в виду невидимую руку, которая регулирует законы рынка.

Теперь рассмотрим товар как элементарную клеточку товарного производства. Товар – это продукт труда, созданный для продажи и обмена. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью, то есть способностью товара удовлетворять ту или иную потребность человека. Способность товара в тех или пропорция обмениваться на другой товар. В основу стоимости лежит затрата на производство товара, знания. Маркс: Товар обладает двумя свойствами, потому что в него вложено два вида труда, с одной стороны конкретный труд, в результате которого создается потребительная стоимость товара, но с другой стороны, создавая потребительную стоимость, работник тратит абстрактный труд, труд вообще, знания, энергию, силу, которые придают этому товару какую-то стоимость. Стоимость товара включает все расходы и трудовые затраты. Обмениваются эквивалентные товары. Возможен обмен товар на товар, но это неудобно. Поэтому постепенно из массы товаров, который стал выполнять роль эквивалента в обмене.

Товар-Товар, Товар-Деньги-Товар. Сначала были ракушки, камушки, овцы, металлы. Потом появилось золото. Но слитки неудобные, сложно делить. Появились деньги. Деньги тоже товар. Деньги выполняют ряд функций: 1) мера стоимости (измерение стоимость всех товаров, цену) Для определения цены деньги не требуются, поскольку продавец устанавливает цену мысленно. (эту функцию выполняют идеальные деньги) 2) масштаб цен – единица, устанавливаемая государством в качестве денежной единицы, а все цены товаров выражаются в определённом количестве денежных единиц или определенного количества весовых единиц золота. Ныне количество денег определяется количеством товаров и услуг. 3) деньги как средства обращения, когда они выступают в качестве посредника в обращении, которое совершается по формуле товар-деньги-товар. В данном случае деньги не задерживаются долго в руках покупателей и продавцов и переходят из рук в руки. Это обстоятельство привело в конечном счете к замене полноценных денег неполноценными. Сначала эту функцию выполняло золото, потом знаки: монеты, бумажные деньги. 4) деньги как средство образования сокровищ. Если продавец получив за свой товар деньги не станет сразу же расходовать их на покупку, то процесс обращения прерывается и деньги оседают, выбывают из обращения. 5) деньги как средство платежа. Эта функция выполняется при продаже товаров в кредит. Деньги выполняют роль платежного средства. Ими расплачиваются за ранее купленный товар, когда наступает срок платежа. Выплата заработной платы. Эту роль выполняют банкноты, которые являются кредитными бумагами, векселя. 6) мировые деньги, которые используются в международной торговле как всеобщий эквивалент хозяйствования всех стран. Первоначально деньги выступали в натуральном виде, в виде слитков золота. В 20 веке золотой стандарт перестал существовать. 31-36 оды обмен бумажных денег на золото был прекращен во всех странах. Но еще 4 десятилетия золото выполняло функцию мировых денег. Сейчас функцию выполнят доллар, евро и другие. Существует понятие денежные агрегаты, это части современных денежных средств, применяемых для обращения и объединяют разные долговые обязательства в зависимости от степени и характера ликвидности. Ликвидность – это скорость превращения различных денежных агрегатов в деньги. Деньги – это абсолютно ликвидное средство. В различных странах вся денежная масса делится на различные виды агрегатов. Наиболее распространенные: м1, м2, м3. М1 – сами деньги, м2 и м3 включают почти деньги, то есть финансовые денежные средства, предназначенные для сохранения ценности. Структуру денежной массы агрегат м1 составляет около 30% всего количества денег (в США). Это в основном наличность, бумажные деньги, монеты. В м2 могут входить чековые вклады, в м3 бесчековые вклады, безналичные счета. Денежная единица другой страны – валюта.

Развитие денежной массы. Первой ступенью, которая осуществляется в преобразовании современных денежных средств это все более широкий переход от наличного к безналичному денежному обращению. Вторая ступень – пластиковые деньги. Пластиковые банковские карточки, дисконтные карты, клубные, заправочная, кредитная. Выпускают в основном карты банки. Третья ступень: переход к денежным средствам, наиболее характерным современной экономики – электронные деньги. Данная система безналичного расчета охватывает банки, предприятия, услуги.

Рынок – это экономические отношения между людьми, которые складываются между продавцом и покупателем. Основные принципы: свободная хозяйственная деятельность. Равноправие рыночных субъектов с различными формами собственности, то есть разные формы создают разные экономические возможности. Процесс саморегулирования деятельности. (Спрос и предложение, цена.) Свободное ценообразование. Децентрализация управления (меньшее вмешательство государства). Конкуренция (борьба за лучшие условия производства). Таким образом рынок – это экономика свободного предпринимательства, то есть совокупность экономических отношений между продавцом и покупателем по поводу купли и продажи, в результате которых устанавливается цена. Основные функции рынка: рынок связывает между собой товары и потребителей. Способствует повышению качества товаров. действует посредством трех основных элементов: цена, спрос и предложение, конкуренция.

Виды рынка: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, рынок финансовый. Эти рынки подразделяются на различные сегменты. Их можно классифицировать по разным признакам:

по экономическому назначению объектов рынка: рынок потребительских товаров, рынок товаров промышленного назначения, рынок инвестиций, сырьевой рынок,рынок труда, рынок ценных бумаг и т.д.; по географическому положению: местный, национальный, мировой; по степени ограничений и видам конкуренции: рынок свободной конкуренции, монополистический, монополистической конкуренции, олигополии; по отраслям: продовольственный, нефтяной, компьютерный; по характеру продаж: оптовый и розничный рынки.

Самостоятельно: преимущества и недостатки рыночной системы хозяйства. Гибкий, оптимально использует ресурсы, способствование возобновлению невозобновляемых ресурсов. Но этот рынок жесток. Проблемы экологии.

Перекличка и заполнение анкет лишили вас больше половины 4-ой страницы этого прекрасного пустословия и пустописания.

3/10

 

 

Лекция 6. 10.10

· Рыночный механизм. Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена, конкуренция.

· Спрос, величина спроса, факторы, влияющие на спрос, закон спроса.

· Предложение, величина предложения, факторы, влияющие на предложение, закон предложения.

· Рынок как саморегулирующийся рыночный механизм, рыночное равновесие, рыночная цена. Функции рынка. Провалы рынка.

 

Потребности людей практически безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек выбирает те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Следовательно, спрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью, представленная на рынке в виде денег. Иными словами, индивидуальный потребительский спрос – это количество потребительских благ, которое предполагает приобрести покупатель в данный момент при данных ценах на данном рынке. Основные факторы, влияющие на спрос: ценовые и неценовые. Ценовые: уровень цен на данный товар. Неценовые: потребности (желания покупателя), уровень дохода покупателя, уровень цен на другие товары, то есть взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары (товары субституты и товары комплименты), другие факторы.

Теперь рассмотрим, как каждый фактор влияет на спрос. Между ценой и спросом обратно пропорциональная зависимость (см. график). Спрос=функция (цена).

Надо различать объем спроса и величину спроса. Доход влияет прямопропорционально на величину спроса.

Взаимозаменяемые товары. Сливочное масло подорожало, мы покупаем подсолнечное.

Взаимодополняемые: бензин, автомобиль, шины. Все факторы, влияющие на спрос, отражаются на графике перемещением линии спроса параллельно самой себе. Это называется изменением объема спроса. Перемещение точки – изменение величины спроса.

Надо сказать, что в условиях рынка существует закон спроса. Изменение спроса отражается в законе спроса, который можно сформулировать таким способом: при высоких ценах спрос на данный товар будет сокращаться по сравнению с низкими ценами, но при прочих равных условиях. Таким образом, закон спроса говорит о том, что объем спроса на любой товар обратно пропорционален цене спроса на данный товар при прочих равных условиях. Фраза при прочих равных условиях является интегральной частью закона спроса, так как цена на данный товар не представляет собой единственный фактор, который определяет спрос потребителя.

 

Теперь рассмотрим предложение товара или рыночное предложение. Индивидуальное рыночное предложение – это количество потребительских благ, которое произведено и доставлено на рынок для продажи при данном уровне цен. Здесь также действуют ценовые и неценовые факторы. К ценовым факторам относится уровень цен. К неценовым факторам относятся издержки производства, зависящие от технологии, цены на экономические ресурсы, уровень налогов на доходы предприятие, уровень субсидий, количество товаропроизводителей.

Теперь рассмотрим влияние каждого из этих факторов (см. график). Зависимость между ценой и объемом предложения прямопропорциональная.

Чем выше издержки производства, тем выше цена, субсидии позволяют увеличивать производство, уменьшают цену. Налоги наоборот, сокращают производство, увеличивают цену. При наличии конкурентов цена будет уменьшаться из-за падения спроса на продукцию.

 

На рынке в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается равновесная цена. Решение производителей об объемах производителей об объемах производства и продаж находятся под воздействием закона предложения: при прочих равных условиях высокие цены стимулируют расширение производства и реализацию большего объема товаров в рамках определенного периода времени. И наоборот, по мере снижения цен падает доходность и стимулы к расширению производства и объема продаж. Рыночная цена – это инструмент выравнивания интересов продавцов и покупателей, уравновешивающих спрос и предложение. В результате формирования рыночной цены покупатели покупают то, что хотели бы иметь поданной цене, а продавцы продаю все то, что хотели бы продать по данной цене. В итоге сделки оказываются выгодными для обеих сторон.

Сформировавшиеся под воздействием спроса, предложения и конкуренции, рыночные цены оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций: 1) информационная функция. То есть динамика рыночных цен на потребительские товары и услуги, рабочую силу, инвестиционные товары, на капитал дают участникам производства (производителям, потребителям и посредникам) объективную информацию о количестве, ассортименте, качеств товаров и услуг, которые поставляются на рынок, и позволяют сверять каждому субъекту рыночных отношений с собственными возможностями. 2) стимулирующая функция. Сущность ее выражается в том, что цены могут оказывать поощрительное или сдерживающее воздействие на производство и потребление различных видов товаров и услуг. Улучшение качества продукции, совершенство структуры производства. 3) распределительная функция. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между различными отраслями, формами собственности, регионами, социально-экономическими группами. Рост цен – сигнал для расширения производства, падение – сигнал к его сокращению. 4) учетная функция. Цены показывают во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности. В этом случае цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, как количественных, например, ВВП, национальный доход, объем капиталовложений, продукции фирмы, так и качественных, таких как производительность, фондоотдача. 5) сбалансирования спроса и предложения. Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. 6) Санирующая функция цен. Эта функция сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Равновесные цены мы можем показать на графике. Это точка пересечения кривых спроса и предложения.

 

Эффект сноба, в этом случае доминирует стремление выделиться из толпы. Эффект Веблена: престижное и демонстративное потребление (Apple).

 

Эластичность спроса и предложения

1) Эластичность спроса по цене

2) Перекрестная эластичность

3) Эластичность по доходам

4) Эластичность предложения

5) Практическое значение понятия эластичности

Основным фактором, влияющими на спрос, являются цена.

Эластичность – это технический термин и показывает влияние степени изменения одной влеичины на изменение другой, то есть чувствительность одной величины на изменение другой. Можно записать функцию: Q=d(p) изменение величины спроса при изменении цены. Также под эластичностью понимается мера вязкости одной переменной на изменение другой, выраженное как отношение процентных изменений. Например, при изменении цены эластичность проса равна: E=%изменения спроса/изменения цены. То есть эластичность спроса по цене есть отношение процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению его цены. Изучение эластичности спроса на отдельные товары, и в целом рыночного спроса позволяет предвидеть изменение рынка в результате проведения той или иной ценовой политики. Здесь важно знать реакцию потребителей как для отдельных производителей, так и для эффективного соотношения спроса и предложения и для максимизации прибыли. Спрос считается эластичным, когда величина спроса изменяется в больших размерах, чем меняются цены. Если процентное изменение величины спроса меньше, чем изменение цены и общий доход падет, то спрос называется неэластичным. Бывают случаи, когда процентное изменение цены равно процентному изменению спроса, в этом случае говорят о спросе с единичной эластичностью.

Линия более пологая называется относительно более эластичная. Линия под наклоном в 45 показывает единичную эластичность.

Более эластичный спрос на товары роскоши, либо очень дешевые товары. Спрос на товары первой необходимости является менее эластичным.

Для продавца очень важно определить количественное выражение эластичности. Предположим, спрос был 20 единиц, а потом уменьшился до 15. Его изменение в процентном выражении составляет 25%. Если бы спрос опять возрос с 15 до 20 ед., то его увеличение составит 33%, то есть одни и те же абсолютные величины дают разный процентный результат. В качестве простой и надежной методики расчета эластичности экономист и математик Аллен предложил использовать правило средней точки. Этот путь стал общепринятым, хоть это и не единственный путь подсчета. Для того чтобы определить среднюю точку, сумма первоначального и конечного значений делят на два. (15+20)/2=17.5. То есть процентное изменение величины спроса в соответствии с этим правилом изменяется по формуле (q2+q1)/2. Где q1 и q2 величины спроса до и после его изменения. Аналогично рассчитывается и процентное изменение цены. Отсюда эластичность спроса по цене можно записать формулой: (q2-q1)/((q1+q2)/2) + (p2-p1)/((p1+p2)/2) = %изм. D/ % изм. P. Результат данных расчетов может быть как положительным, так и отрицательным. Важна лишь абсолютная величина результата. При совершенно неэластичном спросе результат расчетов должен быть равен нулю. При неэластичном спросе от нуля до единицы. При спросе с единичной эластичностью равен 1, при эластичном спросе больше единицы. Существует общее правило изменения эластичности: эластичность уменьшается по мере движения вниз по кривой спроса.

Множество товаров имеют свои заменители на рынке. Чем больше таких заменителей, тем эластичнее спрос на товар. В этом случае возникает перекрестная эластичность, которую можно определить следующим образом: %изм кол-ва товара Х/ %изм цены Х. Взаимозаменяемые товар всегда имеют положительную перекрёстную эластичность спроса. ТО есть с ростом цены на товар У спрос на товар Х растет. Аналогично рассчитывается эластичность и взаимодополняемых товаров. Но они обладают отрицательной эластичностью. То есть с ростом цены на товар Х спрос на товар У уменьшается. Расчеты перекрестной эластичности широко используются при проведении антимонопольной политики. Доказать, что фирма не является монополистом можно, рассчитав перекрестную эластичность товаров фирмы и товаров фирм конкурентов: если она положительна, то фирма не монополист. Эластичность зависит и от удельного веса данного товара в бюджете потребителя. Спрос на дешевые, малопотребляемые товары практически не влияет на эластичность в зависимости цены, в то время как спрос на дорогие, но необходимые товары и услуги эластичен. Степень потребности в данном товаре тоже влияет на эластичность. Примером может служить лекарство. Как бы ни менялись цены, спрос не меняется. Как правило, на коротких промежутках времени спрос менее эластичен, чем за длинный период. Данное обстоятельство объясняется тем, что за короткий период сложно перестроить спрос, так как на это нужно время и, как правило, меняется не только спрос на товар, но и вся потребительская корзина. Кроме того за длинный период можно организовать производство новых товаров, которые послужат заменителем данного товара. Эластичность спроса меняется не только по цене, но и по доходу. Эластичность спроса по доходу – это % спроса на товар/ %изменению дохода потребителей. В настоящее время в развитых странах с ростом доходов возрастают потребности в услугах. В развивающихся странах в товар длительного пользования. Эластичность спроса по доходу зависит от того, является ли данный товар предметом роскоши или предметом первой необходимости. В первом случае эластичность будет выше, во втором ниже. Значимость товар в бюджете семьи также влияет на эластичность. Чем товар нужнее, тем эластичность ниже. Сдерживаемым фактором эластичности является консерватизм спроса, то есть даже при повышении доходов потребителю трудно переключиться на более дорогие товары и какое-то время его спрос практически остается неизменным.

Ценовая эластичность применима также и к предложению. Эластичность предложения по цене - это отношение процентного изменения предлагаемого товара к процентному изменению его цены. Определяющим элементом эластичности предложения является мобильность факторов производства предлагаемого товара и их способность быстро перестроиться на производство другого товара при понижении цен на первый товар. В этом случае предложение считается эластичным. Но как правило, в короткий период производитель не успевает организовать новое производство в ответ на изменение ситуации на рынке, но это не означает, что при резком увеличении цены количество предлагаемых товаров не увеличится. Даже за короткий период времени производители могут лучше использовать производственные мощности, увеличивать продолжительность рабочего дня, выплачивать сверхурочные, что приведет к увеличению предложения и определит высокую эластичность. Однако по ряду товаров и услуг предложение в короткий период времени совершенно не эластично. Например, сдача в аренду помещений и оборудования. Поэтому всегда на длительном периоде эластичность предложения увеличивается, так как увеличиваются возможности реагирования производителей. Зависит эластичность и от способности товара к хранению и, соответственно, от стоимости этого хранения. Товар который не может храниться длительное время, или хранение которого стоит слишком дорого, имеет низкую эластичность предложения.

Понятие эластичность широко применяется как в микроэкономике, так и в макроэкономике, при анализе безработицы, выработки политики налогов, определяет стратегию поведения отельной фирмы.

 

Лекция 8.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.