Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение потребителя в рыночной экономике




1) Потребности и спрос, экономические, социальные, психологические факторы, влияющие на выбор потребителя

2) Кардиналистская теория. Общая и предельная полезность, закон убывающей предельной полезности

3) Принципы максимизации полезности

4) Бюджетная линия, бюджетное ограничение, рациональный выбор потребителя

5) Ординалисткая теория. Эффект дохода и эффект замены.

6) Кривая «Цена-потребитель», кривые рыночного спроса.

7) Кривая «доход-потребитель», кривая Энгеля

 

Центральный вопрос рассмотрения этой темы - объяснить логику потребительского поведения, сформировать критерии рационального выбора и рассмотреть основные подходы исследования данной проблемы. Существует два основных подхода к исследованию поведения потребителя. Оба они зародились в период маржиналистской революции в 19 веке когда непосредственный предмет экономического анализа был сконцентрирован на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. Первый подход объясняет потребительский выбор через категорию полезностей (в абсолютном и относительном выражении). Второй подход – через действие эффекта замещения и эффекта дохода. Существуют также два подхода изменения полезности. Минимальный уровень соизмеримости полезностей двух благ для данного потребителя – это четко фиксированное отношение, предпочтение одного из них другому или столь же четко определяемое отношение равноценности (безразличия данных благ). В этом случае рациональный потребитель может систематизировать различные блага в зависимости от их полезности: критерий отбора – это больше-меньше-одинаково. Такой вариант изменения полезности называется ординализмом, то есть порядковым. Если рациональный потребитель не только выявляет свое предпочтение тому или иному благу, но и указывает величину превышения полезности данного блага по сравнению с другим – это кардинализм (количественный). Кардиналисты используют условную единицу измерения полезности – ютиль. Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, каждое из которых, выбирая товары, ставит перед собой определенную цель: исходя из своей покупательной способности, приобрести различные блага в таких количествах пропорциях, которые принесли бы ему максимально общее удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя в теории потребления называется рациональным. При этом предполагается, что рынок обеспечивает свободу потребительского выбора. Для обозначения того удовольствия или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров и услуг, экономисты используют термин полезности, то есть утилити. Своим происхождением этот термин английскому философу и социологу Джереми Бентау. Полезность является целью потребления, но существуют определенные ограничения, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотят, так как цены на товары, а также размеры потребительского бюджета ограничивают возможности удовлетворения потребностей. Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называется предельной полезностью (MU marginal utility). В свою очередь, сумма отдельных благ дает общую полезность (TU total U). Тогда предельная полезность – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления благ на одну единицу.

Болтология Цходадзе: Пример: первый стакан приносит нам менее удовольствия, чем предыдущий в жару. Какой-то стакан воды будет просто вреден. То есть предельная полезность – это субъективный фактор. Его устанавливает сам потребитель. Еще пример: слуховой аппарат кому-то будет очень полезен, кому-то нет. Почему вода полезнее, чем алмазы, но алмазы дороже? Потому что есть еще фактор редкости. Что касается общей полезности, то она будет возрастать при увеличении единиц благ. Одно яблоко полезно, а килограмм яблок имеет большую полезность.

Если мы желаем удовлетворить свою потребность и употребляем последовательно единицу этого блага, то первый экземпляр этого блага будет полезнее, чем последующий. Это субъективный фактор, поэтому предел зависит от каждого субъекта. Таким образом, с ростом потребления некоторого блага его предельная полезность убывает и это нашло отражение в законе (принципе) убывания предельной полезности, согласно которому чем больше потребления некоторого блага, тем меньше принцип полезности, полученного от единичного приращения потребления этого блага. Впервые этот закон был сформулирован немецким экономистом Боссеном в 1864 году и получил в дальнейшем название первого закона Боссена. Общая полезность возрастает. Это удовлетворение от потребления определенного набора товаров и она равна сумме предельных полезностей. На графике предельную полезность можно показать как нисходящую линию.

Вывод: С увеличением количества благ общая полезность возрастает, а предельная полезность каждой дополнительной единицы снижается в результате насыщения потребности.

Вывод 2: максимальное удовлетворение общей полезности достигается при MU=0. Это значит, что благо полностью удовлетворяет потребность.

Вывод 3: если дальнейшее потребление данного блага приносит вред (MU<0), то снижается и общая полезность.

Вывод 4: Цена блага определяется предельной его полезностью для потребителя.

 

Принцип убывания полезности лежит в основе создания ситуации равновесия потребителя, для понимания которого необходимо к субъективным желаниям подключить его объективные возможности, то есть платежеспособность. Очень важно определить отношение предельной полезности товар Х к цене. MU/Px.

Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) можно выразить так: MUx/Px = MUy/Py = MUz/Pz = MUm, для трех товаров. MUm - предельная полезность, полученная потребителем. При этом предполагается, что доход и цены фиксированы. Отношение предельной полезности блага к его цене называется взвешенной предельной полезностью. MUx/MUy = Px/Py и т.д. То есть соотношение между предельными полезностями благ равно соотношению их цен.

Ординалисткий подход. Эта теория разработана Парето, Фишером. На современном этапе является более распространенной. Порядковый подход базируется на нескольких аксиомах.

1) аксиома полной совершенной упорядоченности. Упорядочить альтернативные наборы товаров с помощью отношений предпочтения или безразличия. То есть для любой пары товарных наборов А>B или A~B.

2)Если есть три товара и один товар можно сравнить с другим, то этот товар можно сравнить с третьим. A>B>C

3)Если набор А содержит не меньшее количество данного товар, чем набор Б, но какого-то товар больше, то набор А предпочтительнее. Подразумевается, что потребности товаров и услуг не имеют насыщения и поэтому большее количество товара предпочтительнее меньшему.

4) Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества благ, им потребляемых, и не зависит от потребления других потребителей. Исключаются такие типичные случаи влияния других потребителей: а) Эффект присоединения к большинству, б) Эффект сноба (доминирует стремление выделиться из толпы) в) Эффект Веблена – престижное или демонстративное потребление, целью которого является создание неизгладимого впечатления.

 

Лекция 10

 

В современной микроэкономике под производством понимается деятельность по использованию факторов производства (ресурсов) с целью достижения наилучшего результата. Сли объем использования ресурсов задан, то максимизируется результат, а если задан результат, который необходимо достичь, то минимизируется объем ресурсов. Понятие «затраты», «выпуск», «деятельность фирмы» определяется в современной экономике довольно широко. Под затратами понимается все, что производитель и фирма закупает для использования в целях достижения определенного результата, а выпуском называется любое благо, услуга или продукция, которые изготавливает фирма для продажи. Деятельность фирмы обозначает как производственное, так и коммерческую деятельность. Это может быть покупка продукции с целью ее последующей перепродажи, это может быть хранение, транспортировка. В современных условиях фирма производит целый ряд экономических благ, но для анализа предполагается, что производится лишь один товар или оказывается одна услуга. Между количеством и величиной используемых ресурсов и количеством получаемой от их применения продукции существует зависимость, которая выражается производственной функцией. В наиболее общем виде производственная функция определяется: Q = f(F1, F2, F3,... Fn) Q – количество производимых продуктов, F – величина данного фактора. N показывает число факторов. Таким образом производственная функция показывает максимальный выпуск продукции, который может произвести фирма при каждом отдельном сочетании факторов производства. То есть предполагается, что фирма будет использовать эконмические ресурсы наиболеее эффективно добиваясь наибольшего из возможных объемов производства. При этом использование объема производства в значительной степени зависит от того, какими временными возможностями располагает фирма для того чтобы отреагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры. В связи с этим возникает необходимость разграничения краткосрочного и долгосрочного периода.

Краткосрочный период – это период времени, в течение которого объем производственных мощностей отдельной фирмы и число фирм на рынке остаются неизменными. Долгосрочный период – это период времени, достаточный для того чтобы фирма могла изменить как величину любого ресурса, так и могло измениться число фирм на рынке. В долгосрочном периоде все используемые ресурсы становятся переменными. В краткосрочном периоде неизменной остается лишь часть ресурсов, связанных с затратами капитала, при этом фирма имеет возможность изменить объем выпуска продукции за счет изменения загрузки производственных мощностей. Аким образом, часть ресурсов в краткосрочном периоде может изменяться. Короткий период предполагает решение оперативных, тактических задач, а долгосрочный – концептуальных, стратегических. Поэтому в краткосрочном периоде используются модели производственной функции, которая характеризует зависимость объема выпуска от объемов переменных факторов при неизменности всех остальных факторов.

Поведение производителя на рынке объясняется рядом объективных обстоятельств. Но поведение потребителя часто зависит от субъективных факторов, например, потребительские предпочтения. Поведением производителя управляют исключительно объективные факторы. Это – потребительский спрос, его объем и качественный уровень, но главное, - это цена ресурсов, то есть факторов производства, из которых производится данная продукция. Кроме того лимитирующим фактором является объем капитала, находящийся в распоряжении производителя. Большое значение играет технология производства, она предполагает не только возможный объем продукции, но и предельно допустимую комбинацию используемых факторов производства. Главным в поведении производителя является выбор факторов производства, то есть комбинация которых обуславливает искомый объем производства. Сущность теории производства состоит в выявлении соотношения между количеством применяемых ресурсов и объемом выпуска. Методологически теория производства во многом симметрична теории потребительского поведения, но с тем отличием, что первая объясняется объективными категориями, имеющими количественную оценку. Производитель, принимая решение о выпуске, выбирает наиболее оптимальную комбинацию ресурсов, которая максимизирует объем выпуска.

Эти линии носят названия изоквантов. Изокванты предсталяют собой кривую, на которой расположены все сочетания производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем производства. Пределы сочетания факторов производства определяются технологией. Если перед производителем стоит задача существенно увеличить объем производства и имеющееся сочетание ресурсов не обеспечивать получение заданного объема, то должна измениться технология производства, которая позволит расширить диапазон колебаний объемов ресурсов. Изокванты показывют возможность принятия гибких решений по производству на основе сочетаний факторов, которые минимизируют издержки и максимизируют прибыль. Возможные сочетания возможностей фирмы в плане количества используемых ресурсов показывает линия изопоста: касательная к изоквантам.

Для анализа необходимо ввести следующие показатели: общий продукт TP – это количество продукции, полученное от использования всего объема ресурсов. AP – средний продукт, количество продукции, полученное при использовании единичных факторов. AP = TP / F

MP –предельный продукт, MP = ∆TP / ∆F. Количество продукции, полученной при использовании дополнительной единицы ресурсов. Изменение этих показателей происходит по закону убывающей отдачи или убывающей производительности. Динамику показателя отдачи иллюстрирует изменение предельного продукта. Этот закон гласит, что по мере увеличения вложения в производства какого-либо продукта одного из переменных ресурсов при неизменности остальных отдача от этого ресурса, начиная с определенного периода, падает. Это можно показать на графике:

Если мы рассмотри закон убывающей отдачи на примере предельного продукта, то предельный продукт будет выше, чем средний:

Показатель средней величины достигает своего максимального значения, когда становится равным показателю предельной величины. Это объясняется тем, что рост средней величины возможен только тогда, когда к ней будет прибавляться больший, чем сама средняя величина, дополнительный объем. Таким образом, средняя величина растет тогда, когда предельная величина больше предыдущего предельного значения. Геометрическая связь между общим и средним продуктами состоит в том, что на графике общего продукта средний продукт в какой-то точке задается крутизной, то есть наклоном этой линии, от начала координат до точки предельного продукта.

Закон убывающей отдачи иногда называют законом возрастающих издержек. Это значит, что показатели производительности и затратности взаимообратны. Другими словами, можно определить, например, какое количество продукции будет производить один час труда или какое количество трудозатрат необходимо для производства единицы продукции (трудоемкость, средние издержки). Поэтому будет логичным переход от анализа продуктовых показателей к анализу показателей издержек.

Издержки представляют собой затраты фирмы на производство продукции, выраженное в денежной форме. Экономисты, бухгалтеры по-разному оценивают величину издержек. Бухгалтера интересует финансовый баланс фирмы, то есть ее фактические расходы на определенный момент времени. Экономиста, напротив, интересуют перспективы развития производства, поэтому он учитывает издержки упущенных возможностей (имеются в виду потери, связанные с отказом от использования данных ресурсов в альтернативных производствах). Экономические издержки поэтому определяются как альтернативные. Их существование связано с ограниченностью ресурсов и динамика иллюстрируется с помощью кривой производственных возможностей.

Экономические издержки могут быть внешними и внутренними. Внешние (явные) – это фактические затраты денежных средств, связанные с приобретением экономических ресурсов. Именно такие издержки учитываются как бухгалтерские. К ним относятся: выплата заработной платы, арендная плата, проценты, оплата коммунальных услуг, приобретение сырья. Бухгалтерские затраты также включают периодическое уменьшение стоимости активов, то есть амортизационные отчисления, уценку и затраты, связанные с истощением активов.

Внутренние. К ним относятся альтернативная прибыль предпринимателя. Например, если владелец капитальных активов предпочитает сам заниматься управлением производства, то он не выплачивает жалование самому себе, однако величину дохода, необходимого для удержания его в данной сфере деятельности следует учитывать в составе экономических издержек. То же самое касается дохода на капитал. Альтернативой материальной формы капитала является его денежная форма. Поэтому в экономические издержки, связанные с использованием капитальных активов, должен быть включен процентный доход, который можно получить, если использовать их денежный эквивалент.

 

Лекция 11

TR – total revenue TR=P*Q; TC – total cost π=TR-TC; π = profit

FC – fixed cost; VC – variable cost; TC = TFC + TVC

ATC – average total cost

ATC = TC/Q ATC = AVC + ATC

AFC = TFC/Q

AVC = TVC / Q

MC – marginal cost

MC = ∆TC/ΔQ

MC = ∆TVC/ΔQ

 

Продолжаем тему издержек производства.

Экономистов интересуют все выплаты как внутренние, так и внешние. Поэтому именно экономические издержки имеются в виду при анализе поведения фирмы на рынке. В соответствие с различиями в бухгалтерских и экономических издержках существует разница между бухгалтерской и экономической прибылью. Для того чтобы определить прибыль (π), следует найти разность между величиной общей выручки TR и величиной общих издержек TC. π = TR - TC. Общая выручка – это весь доход, который получен от реализации совокупного объема продукта. Он определяется как произведение цены P и объема выпуска Q. TR = P *Q.

Общие издержки TC – это все затраты, связанные с производством общего объема выпуска. Издержки могут быть бухгалтерскими, то есть внешними, и экономическими, то есть внутренними. Если из общего объема выручки вычесть только внешние издержки, то получим бухгалтерскую прибыль. Если же из нее вычесть внутренние издержки, то получим экономическую прибыль.

Таким образом, экономическая прибыль не включает нормальную прибыль предпринимателя, поскольку является частью внутренних издержек. Тем не менее, и нормальная прибыль, и прибыль экономическая составляют в сумме доход предпринимателя как результат использования особого вида ресурсов – предпринимательской способности. Часть этой предпринимательской способности реализуется в деятельности, направленной на получение нормальной прибыли или, другими словами, заработной платы предпринимателя, его гарантированного дохода. Эта деятельность включает организационную работу по объединению и использованию других производственных факторов (труда, капитала, земли). Другая часть предпринимательской способности связана с получением экономической прибыли и является платой за риск, инновации и монопольную власть. В условиях неопределенности предприниматель рискует постоянно. Это касается как внутренних рисков, начиная с выбора сферы бизнеса, так и внешних рисков, связанных с действием факторов внешней среды. Но предприниматель может получить экономическую прибыль за счет своего монопольного положения на рынке. В целом, предпринимательский доход является подвижной величиной и изменяется в зависимости от величины экономической прибыли. Именно поэтому максимизация экономической прибыли является главной целью деятельности фирмы. Однако максимизация прибыли по-разному решается в краткосрочном и долгосрочном периодах. Неизменность производственных мощностей (размера зданий, сооружений, количество оборудования) в краткосрочном периоде означает, что издержки, связанные с их эксплуатацией также не изменяются. Это, прежде всего, относится к арендной плате, амортизационным отчислениям. Издержки, связанные с использованием переменных ресурсов изменяются в зависимости от изменения объема производства и других факторов. К ним относятся затрата на сырье, электроэнергию, оплату труда. Таким образом, в краткосрочном периоде все издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки FC – затраты, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Переменные издержки VC – это затраты, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема производства. Изменение переменных издержек происходит в соответствии с законом убывающей отдачи. В связи с этим выделяют понятия общих, средних и предельных издержек.

Общие издержки TC включаю как постоянные издержки, так и переменные. TC = TFC +TVC. Графически кривая выглядит так:

Существует понятие средней общей издержки ATC. Издержки, связанные с производством единица продукции. Они определяются путем деления общих издержек на объем выпуска. ATC = TC/Q. Средние издержки состоят из постоянных и переменных издержек. ATC = AVC + AFC. В свою очередь, средние постоянные издержки определяются как постоянные затраты, связанные с производством единицы выпуска продукции. Они рассчитываются так: AVC = TVC/Q. Средние переменные издержки также изменяются в соответствии с законом убывающей отдачи, то есть имеют точку минимума соответствующую наиболее эффективному использованию переменных ресурсов.

Наиболее важно для характеристики деятельности фирмы является показатель предельных издержек. Именно он отражает динамику затрат фирмы по мере изменения объема выпуска. Они определяются по формуле MC = ∆TC/ΔQ. Поэтому предельные издержки определяются приращением только переменных издержек, поскольку постоянные издержки не меняются и их приращение будет равно нулю. MC = ∆TVC/ΔQ.

Изобразим это на графике.

.

График предельных издержек пересекает график средних издержек в точке минимума. Иными словами, предельные затраты будут равны средним затратам, когда последние минимальны.

 

Главной задачей долгосрочного планирования является минимизация единичных затрат для любого желаемого уровня производства. Если эту задачу ставить в краткосрочном периоде, то она в соответствии с действием закона убывающей отдачи довольно быстро себя исчерпает, то есть производство, большего чем Q1, объема продукции с наименьшими издержками в рамках данного предприятия будет невозможным. График кривой долгосрочных издержек LAC:

Кривая LAC касается всех краткосрочных издержек в одной точке. Таким образом, долгосрочные средние издержки, обеспечиваются изменением всех затрат на производство единицы данного объема выпуска.

Для оптимального размера предприятия точка касания находится в минимуме кривых краткосрочных и долгосрочных затрат. Для всех других размеров предприятия точка касания находится либо слева от точки минимума, либо справа. Это значит, что при размерах предприятия меньше оптимального в краткосрочном периоде следует работать слегка не догружая производственных мощностей, и, наоборот, при размерах предприятия, больших оптимального, производственные мощности будут использоваться с небольшой загрузкой. Это является следствием положительного эффекта масштаба или экономией от масштаба. Отрицательный эффект масштаба имеет место, когда долгосрочные средние издержки возрастают по мере увеличения размеров предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.