Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы становления гражданского общества и правового государства в России




Вопрос


Становление гражданского общества зависит от степени развитости экономических и правовых отношений, реальности личной и экономической свободы индивидов, действенности механизма общественного контроля за государственно-властными структурами. Качества гражданского общества заложены в любой общественной системе, но могут иметь разную степень развития.

Интерес к проблеме становления гражданского общества в современной России обусловлен потребностями дальнейшего изучения теоретических и операционно-аналитических возможностей этой дефиниции в исследовании реальных путей укрепления в стране демократии. Становление гражданского общества в современной России в настоящее время рассматривается с учетом уже сложившихся конкретных обстоятельств, которые нацеливают говорить не столько о том, как должно быть, а выяснять причины того, что уже есть, искать пути решения возникающих при этом проблем.

Современная Россия встала на путь демократических преобразований, которые в силу ряда причин субъективного и объективного характера в значительной степени были инициированы сверху. Ныне эти преобразования осуществляются в стране, которая по Конституции является демократическим, правовым и социальным государством. Таким образом, формально, в соответствии с основным Законом, в нашей стране гражданское общество существует как бы по определению. Это значит, что у нас существует формируемая на принципах разделения властей и многопартийности демократическая политическая система, гражданам гарантированы основополагающие права и индивидуальные свободы.

Роль государства, во-первых, должна проявиться в его последовательной и ответственной политике по созданию условий формирования социальной базы гражданского общества - среднего класса -класса собственников с соответствующей ему психологией, сознанием, политической культурой и поведением. Во-вторых, эта роль должна проявляться в строгом соблюдении принципа правового государства «равенства всех перед законом», исключающего либо существенно ограничивающего развитие процессов коррупции и способствующего формированию и утверждению в обществе ценностей демократии. В-третьих, государство должно проявлять особое отношение к молодежи, как к реальному резерву демократических преобразований в стране, фундаменту формирования гражданского общества. В-четвертых, системой своих политик - государственного строительства и управления, социальной, экономической и духовной государство должно создавать предпосылки для развития в обществе толерантных процессов - основы стабильного развития общества и создания среды для формирования гражданского общества.

В России формирование гражданского общества началось не с чистого листа. Предшествующая тоталитарная эпоха оставила молодой российской демократии общество с высоким уровнем образования, культуры, систему многих социальных институтов (социального обеспечения, образования, здравоохранения, трудового и социального законодательства, высокотехнологичные производства соответствующие, а в некоторых отраслях и превосходящие мировые стандарты) и многое другое, к чему западные страны в направлении гражданского и социального государства шли не одно столетие. [См.: 8, 56]

Все сказанное, однако, не должно быть понято в том духе, что в современной России невозможно создать основы цивилизованного, функционирующего на принципах правового государства капитализма, сформировать основы гражданского общества. Решение этой сложной проблемы в целом ряде субъектов Российской Федерации уже поставлено. Развитие малого и среднего бизнеса есть основа формирования реального среднего класса, у которого формируется своя система ценностей, политических ориентации и поведения.

Если создание социальной базы для формирования в стране гражданского общества задача по сложности вполне разрешимая при последовательной государственной политике в этой сфере, то субъективная сторона реализации этой задачи - решение проблем нравственного возрождения общества и государства по значению и возможностям представляется более сложной и продолжительной. Сущность этой проблемы обусловлена тем, что в эпоху первого российского Президента в стране сложились основы псевдорыночной бюрократической экономики, способствовавшей развитию коррупционных процессов во всех институтах власти, оформлению в стране по существу корпоративно - бюрократического коррумпированного государства.

В конкретных условиях современной России решить объективно вставшие перед страной проблемы может только государство при активной его поддержке со стороны общества, становящегося постепенно обществом гражданским. Процесс его превращения в гражданское общество может быть реализован только на встречных потоках общества и государства.

В настоящее время в России сложились факторы, направленные на становление в стране гражданского общества:
• наличие зарождающегося среднего класса как социальной базы зрелого гражданского общества;
• укрепляющееся осознание обществом необходимости опоры на собственные силы;
• при всех сложностях российской действительности наличие достаточно высокого уровня социального оптимизма;
• меняющаяся ментальность молодежи, как стратегического ресурса демократических преобразований в стране, субъективно ориентирующаяся на ценности рыночной экономики и открытого общества.
Вместе с тем нельзя не видеть ряд проблем объективного и субъективного характера, которые создают трудности на пути демократизации страны, формирования в России зрелого гражданского общества. К проблемам объективного характера можно отнести:
• новизну стоящих перед страной проблем и возникающие в этой связи возможные ошибки их решения;
• разнородность социального, экономического, культурного уровней развития субъектов РФ, отрицательно влияющая на динамику всех процессов российского транзита;

• отсутствие национальной идеи, которая могла бы интегрировать и консолидировать нацию на решение задач российского транзита, стать идейной основой для разработки новой системы ценностей;
Но наиболее негативные последствия на процесс демократизации страны и формирование основ гражданского общества влияют проблемы субъективного характера. К ним можно отнести:
• сложившуюся в стране корпоративно-бюрократическую
коррумпированную государственность;
• нарушение в стране принципов правового государства «равенства всех перед законом». Понятие «административный ресурс» в российском политическом процессе приобрел особый оттенок, который не свойствен ни одному государству, претендующему называться «правовым»;
• реальное игнорирование политической элитой страны человека как цели, объекта и конечного результата проводимых в стране реформ.
• отсутствие политической воли и профессионализма у верховной власти.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие: преодоление правового нигилизма в массовом сознании; выработка высокой политико-правовой грамотности; появление действенной способности противостоять произволу; разграничение партийных и государственных функций; торжество политико-правового плюрализма; выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации сделала решающий шаг, закрепив принцип разделения властей и признав права и свободы человека высшей ценностью. В то же время процесс утверждения основных положений Конституции протекает достаточно противоречиво.

На пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует еще ряд трудностей. Прежде всего, это устойчивые стереотипы и система ценностей, сформированные предыдущим государственным режимом. Они отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процесса гражданской модернизации.
Наиболее негативным последствием снижения регулятивной функции государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения.
Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового государства. Для нынешнего состояния формирующегося современного гражданского общества в России характерно следующее:
- пока не сложилась целостная система гражданских структур, существует большое количество фрагментированных образований, слаба правовая защита граждан и ассоциаций;
- социум расколот по линиям: бедные и богатые, элиты и народ, чиновники и все остальные, центр - периферия и др.;
- неадекватна и слаба социальная основа гражданского общества - относительно небольшой средний класс (от 16 до 30% граждан по различным подсчетам);
- недостаточно выражены и укоренены объединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.);
- слабость структурированных интересов, отсутствие ясно выраженной идентификации индивидов с соответствующими группами препятствуют формированию гражданских объединений, организации групповых действий;
- пассивность и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан в общественно-политической жизни (не более 10% населения), за исключением принципиально важных событий для страны, региона, города, селения;
- слабое и не эффективное воздействие организаций гражданского общества на структуры власти;
- в стадии формирования находится правовая база российского гражданского общества;
- на облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие как его исторические свойства (длительная авторитарная полоса генезиса России, распространенный недемократический менталитет), так и современные особенности развития общества.

Исходя из выше изложенного следует, что в правовом государстве должны создаваться условия для юридической свободы личности, такой механизм правового регулирования, где человек, как автономный субъект, может свободно распоряжаться своими способностями, имуществом. Право, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвигать границы ограничений личного интереса, прежде всего в экономике, в научной и научно-технической деятельности, способствовать формированию многообразия форм собственности, открывать простор для инициативы людей, давать возможность почувствовать себя хозяевами в своей собственной стране.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.