Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о культуре




Вопрос

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означаеткультивировать, или возделывать почву. В средние века это слово сталообозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возниктермин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. егостали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человекотличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогдаэтот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означаловысокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” всееще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошимвоспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократическиеоттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности ивыразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которыеявляются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта ирегулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппычасто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культурасоздается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемаябиологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передаетследующему поколению. Этот процесс является основой социализации. Врезультате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходятформирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если быпроцесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы кгибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она взначительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида иобщества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детейджунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми,свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоитьупорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства ксуществованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, непроявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которыеритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”,шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являютсяпредставителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих дикихдетей не произошло развития личности, для которого необходимо общение слюдьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становлениеих “человеческих” личностей. Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти такдалеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительноподавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорееопределяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культурыуправлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Преждевсего небеспредельны биологические возможности человеческого организма.Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, дажеесли общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует пределзнаний, который может усвоить человеческий мозг. Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способземледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированиюнекоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропическихджунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного временивозделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долгополучать высокие урожаи зерновых. Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничиваетвлияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждениятаких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступкиполучили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество междулюдьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания,обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности. Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценностиформируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждоеобщество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимаетсямаловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются,в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одномобществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже всферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществепостоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени.Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, котораяохватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем послесмерти. В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенноразличны. В некоторых обществах считали войну самой благороднойдеятельностью человека. В других ее ненавидели,а представители третьих неимели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщинаимела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культурыэто решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомомпсихического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения”как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множестворазличии между культурами. Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурамиубеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разнымсторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какоеповедение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельнойжизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всемкультурам, – культурные универсалии. Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятсяспорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронныеритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения,шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиятьна погоду. Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта,украшений и т.д. Окружающая Среда является одним из факторов, вызывающиеэти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историейопределенного общества и формируется в результате уникального развитиясобытий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта,запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме ониимеются в каждой культуре. Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологисчитают, что они формируются на основе биологических факторов. К нимотносятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище итепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи сэтим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры.Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. Вкаждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них неодобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворениюопределенных физиологических, социальных и психологических потребностей,хотя в частности возможны разные варианты. В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позициипревосходства своей собственной. Эта тенденция называется - энтоцентризмом.Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельностимиссионеров, которые стремятся обратить, “варваров” в свою веру.Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам иобычаям. Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они былисклонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой.По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можнопонять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственномконтексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читателикниги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имелисмысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи. Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий междублизкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотнозакрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащиеотвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты.Американцы, которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытыедвери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувствоотчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, чтодля немца. Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, чтоона передается от одного человека к другому в процессе социализации иконтактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людейчувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, членыодной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяюти сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены всленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и являетсяпричиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрироватьна примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможностьобщения способствует сплочению членов социальной группы. Общий языкобъединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит наэтом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобританиипредставители различных общественных классов употребляют несколькоотличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”,некоторые группы употребляют “ более правильный” английский, чем другие. ВАмерике имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка.Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразиемжестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может статьпричиной конфликтов между группами. По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов. 1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по разному. В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников. Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников. Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта. 2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по- разному истолковывают взаимосвязи. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. 3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является. 4.Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности. Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми. Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых факторов. Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм. Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромнойколлекцией “обрезков и лоскутков”, не имеющих между собой особых связей исобранных по воле случая. Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в.утверждают, что формирование различных моделей одной культурыосуществляется на основе единых принципов. Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культураорганизует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мереосуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетическизапрограммированное поведение.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.