Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мораль, справедливость, право в духовной жизни




Вопрос

Мораль – форма общественного сознания, представляющая совокупность принципов, норм, правил поведения, призванных регулировать отношения между людьми, опираясь на общественное мнение и на сложившиеся в данном обществе представления о добре и зле. Мораль или нравственное сознание – это видение мира сквозь призму добра и зла, это отражение мира, связанное с оценкой человеком отражаемых явлений как хороших или плохих, добрых или злых. Мораль на уровне социальной психологии проявляется в виде нравственных чувств и проявляется в виде нравов, особых норм нравственного поведения. На уровне обыденного сознания мораль представляет собой этнические знания о правилах общежития, обычаях и нравах, которые проявляются во всех сферах жизнедеятельности общества. На уровне теоретическом формируется теоретическая форма знаний о нравственных отношениях, обычаях (формы действий) и нравов (норма поведения), а также создаётся наука об этике.

Важными философскими вопросами морали являются вопросы происхождения и сущности морали. «Две вещи наполняют всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, – говорил И. Кант, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Выполняя наряду с появившимся позднее правом роль регулятора поведения людей, мораль в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов:

1. Мораль – такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступени развития общества. Право же является атрибутом только «государственных» формаций, в которых мораль сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.

2. Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы – всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением, принять ее внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия.

3. Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступают законное и незаконное, правомерное и неправомерное, справедливое и несправедливое, то основными оценочными категориями морали и этики являются: добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.

4. Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и др.).

Из данного сравнительного анализа нетрудно вывести следующие особенности морали:

1. Всеобъемлющий характер морали.

2. Внеинституционнальность морали.

3. Императивность морали.

Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Любая политическая декларация не упустит случая апеллировать к нравственным ценностям, любое произведение изящной словесности обязательно содержит в себе моральную оценку, никакая религиозная система не найдет последователей, если не включит в себя достаточно строгую мораль и т. д. Любая житейская ситуация имеет свой моральный срез, который позволяет проверить действия участников на человечность.

Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия), она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, не существует в обществе таких организаций и учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали.

Императивность состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то, и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. носит форму императива, прямого и безусловного повеления.

Сущность морали выражается в ее функциях. Среди множества выполняемых моралью функций основными принято считать следующие: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную

Главная функция морали – регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида.

Следующая функция морали – оценочно-императивная. Нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основополагающих категорий морали дается собственно оценка любому проявлению общественной жизни. А уже из утвержденной оценки того или иного факта логично вытекает и соответствующее повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро, и наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло.

Познавательная функция морали в известной степени производна от оценочной. В принципе, историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека.

Мораль выполняет и множество других функций: воспитательную, ориентирующую, прогностическую, коммуникативную.

Основными моральными ценностями являются – совесть, справедливость. Совесть – категория, стоящая в центре духовной жизни человека. Истинно нравственный человек ценит «чистую совесть» превыше всего и страдает, если на ней появляются пятна. Такое состояние души А. С. Пушкин выразил строкой: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

Совесть – это самооценка человеком своих поступков с точки зрения общепринятой или корпоративной этики. Проснувшуюся в человеке совесть можно сравнить с судом, где индивид выступает сразу в роли подсудимого, прокурора, судьи и защитника. Решения этого «суда» могут быть различными, и не всегда они подчиняются формуле «или – или».

Интересно высказывание Ф. М. Достоевского, который говорил: «Вот, например, человек образованный, с развитой совестью, с сознанием, сердцем. Одна боль собственного сердца прежде всяких наказаний убьет его своими муками. Он сам себя осудит за свое преступление беспощаднее, безжалостнее самого грозного закона» (Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 12 т. Т.3. М., 1982. С. 53 – 54). Однако человеку становится совестно только тогда, когда он не лишен стыда, этого замечательного, трудно определяемого, но, безусловно, необходимого качества. Лишенный его, человек не может считаться психологически полноценным.

Совесть тесно связана с другими моральными ценностями и прежде всего с честью, в содержание которой входит безупречная честность, умение держать слово и выполнять свой долг, доблесть, благородство души и т. п. Честь – это осознание индивидом своей значимости и признание его значимости окружающими. Понимание чести определяется положением человека в конкретной среде, историческими особенностями этой среды. Поэтому нет единого, равнозначного для всех кодекса чести.

Важнейшая моральная ценность – нравственный долг – требование безусловного выполнения нравственных норм, принятых в данной социальной среде. Личность должна не только сознавать свой нравственный долг, а прилагать все усилия для его воплощения в реальность. Нравственный долг выражает необходимость поступать в соответствии с совестью и всеми нравственными принципами.

В структуре духовной жизни человека и общества значительными являются политическое и правовое сознание. Политическое сознание – это отражение политических отношений и деятельности политических институтов, всей политической жизни общества в сознании людей. Политическое сознание – совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и цельных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

Важными особенностями политического сознания являются: многомерность, внутренняя противоречивость, рациональность.

Политическое сознание лежит в основе политического поведения классов, социальных групп и личностей. Выделяются массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. Кроме того, выделяются в политическом сознании обыденный и теоретический уровень. Обыденное политическое сознание – это довольно аморфное, подверженное эмоциональному воздействию и вместе с тем достаточно инертное образование, формирующееся на основе житейского опыта и в значительной мере – в итоге манипулирования со стороны средств массовой информации. Оно представляет собой совокупность житейских взглядов людей на политические процессы, роль государства в обществе, деятельность политических партий и т. д., подход к ним на основе здравого смысла.

Теоретическое политическое сознание, составляющее содержание политической идеологии, предстает как система взглядов, основанная на определенной политической концепции и отражающая политические интересы тех или иных социальных групп. В этой связи выделяют консервативное, радикальное, либеральное, демократическое, реформистское и т. д. политическое сознание.

Право, правоотношения, правовая деятельность естественно отражаются в сознании людей в виде неких знаний и оценок, чувств и привычек, в совокупности образующих особую форму общественного сознания – правосознание. В нем выражены представления какой-либо социальной группы или индивида не только о самом праве, но также об обеспечивающих существование права институтах – государстве, правосудии, законности.

Правосознание имеет два уровня: обыденный, практический, и теоретико-идеологический.

В обыденном правовом сознании выражено определенное фактическое знание индивидами права, проявляющееся в стремлении следовать правовым стандартам поведения. Любопытно, что индивид может и не подозревать о том, что он является обладателем некой суммы правовых знаний. Но, выполняя принятые в обществе правила поведения, типа соблюдения договоренностей, предоставления взаимных услуг, возмещения ущерба, совершения актов купли и продажи и пр., индивид тем самым демонстрирует «практическое знание» правовых нормативов, которые могут и не выделяться сознанием именно как правовые. Такие, фактически являющиеся правовыми навыки, знания по существу несут на себе главную нагрузку по регулированию повседневных взаимоотношений отдельных людей.

На теоретико-идеологическом уровне правосознания осуществляется осмысление самой сущности права, его возможностей и границ, анализ опыта правовой жизни, деятельности правовых институтов и реальной отдачи правовых норм и т. д. Это уже – сфера действия профессионалов, т. е. теоретиков, идеологов. К их компетенции относятся: разработка системы правовых наук, научно-практические рекомендации законодательным и правоприменительным органам, обучение правовым знаниям, навыкам и т. д. Поскольку здесь речь идет о теории, т. е. научном уровне освоения права, то, конечно же, эта деятельность относится к духовному производству со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Степень развитости правосознания как практического, так и теоретического является одним из важнейших показателей общего правового состояния общества, его правовой культуры.

Из всех форм общественного сознания к правосознанию наиболее близки нравственное и политическое.

Что касается нравственного сознания, то оно явилось тем духовным образованием, в чреве которого зародилось сознание правовое. Это стало возможным именно потому, и только потому, что нравственное и правовое сознание выполняют единую регулятивную функцию в обществе. В силу этого и нравственные, и правовые взгляды носят, как правило, нормативный и оценочный характер. На близость между собой этих форм указывает единство многих используемых ими категорий (свобода, справедливость, долг, права личности и т. д.), хотя каждая из этих форм общественного сознания вносит в их понимание определенные нюансы. Так, существуют различия между долгом моральным и долгом служебным, несоблюдение которого влечет за собой правовые осложнения. Или, например, то, что справедливо с точки зрения юридической, может выглядеть несправедливым в плане моральном. Есть, конечно, также понятия, которые отсутствует в правосознании, но чрезвычайно важны для нравственного сознания. К ним относятся милосердие, искренность, дружелюбие, скромность, самоотверженность, лицемерие, подлость, угодничество – качества, отсутствие или наличие которых не подлежит уголовному, а в большинстве случаев и административному преследованию. Но для нравственного сознания они чрезвычайно важны, ибо позволяют понять внутреннюю мотивацию деятельности человека, его субъективный мир.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.