Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды проблемного обучения




Структура урока

Методические приёмы создания проблемных ситуаций

– подведение учащихся к противоречию с предложением самим найти способ его разрешения;

– столкновение противоречий практической деятельности;

– изложение различных точек зрения на один вопрос;

– предложение рассмотреть явление с различных позиций (напр., командира, юриста, финансиста, педагога);

– побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты);

– постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

– определение проблемных теоретических и практических заданий (напр., исследовательских);

– постановка проблемных задач (с недостающими или избыточными исходными данными; с неопределённостью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление «психологической инерции» и др.);

– знакомство с историей возникновения проблемы, показ тех опытов и экспериментов, которые привели к научному открытию;

– использование наглядности, демонстрирующей непонятный предмет или явление;

– включение вопросов и заданий с выбором ответа, с поиском нескольких вариантов решения

– включение вопросов и заданий, носящих прогностический характер, т.е. приглашающих к раздумью о будущем;

– прерванное чтение.

1. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.

2. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких (гипотеза – это предположение о возможном объяснении противоречия, заключённого в проблеме).

3. Опытная проверка принятых гипотез и анализ материалов, источников для доказательства выдвинутых положений.

4. Обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике.

Учитель выполняет функции руководителя, организатора учения. Для решения проблемы, т.е. проверки истинности гипотезы, учитель осуществляет определённые действия: даёт дополнительную информацию, указывает, где информацию получить, как организовать опыт, сделать анализ художественного текста и т. д.

 

Проблемное изложение Частично-поисковый Исследовательский
Учитель создаёт проблемную ситуацию и в своём изложении демонстрирует ход её решения. Учащиеся – наблюдатели хода размышлений, но они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. учитель с помощью вопросов побуждает учащихся к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа. Признаки: - Знания не даются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно. - Учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью различных средств. - Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. - Учебная деятельность развивается по схеме: учитель - учащиеся - учитель - учащиеся и т.д. (часть знаний сообщает учитель, часть знаний учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания). - Один из вариантов метода – эвристическая беседа. самостоятельный поиск решения учеником, предполагает наличие проблемы и выполнение всей последовательности поисковых действий, необходимых для её решения. Признаки: - Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени. - Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся. - Деятельность учителя – оперативное управление процессом решения проблемных задач. - Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. - Недостаток: значительные затраты времени и энергии учащихся и учителя, применение метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.