Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охарактеризовать операции мышления, качества ума




Раскрыть виды мышления.

Мышление – это психический процесс, направленный на опосредованное и обобщенное познание окр. мира путем установления и раскрытия связей и отношений между познавательными предметами или явлениями.

Чел-ек может мыслить с разной степенью обобщенности и опирается в процессе мышления на ощущение восприятие и понятие. В зависимости от этого различают 3 вида мышления:

  1. наглядно-действенная – характерна для детей дошкольного возраста, для них мыслить о предмете значить манипулировать им. В развитой форме оно свойственно людям определенных профессий: модельер, дизайнер, конструктор и др. Этот вид мышления связан с практическими действиями.
  2. Наглядно образное – это вид мышления который опирается на восприятие и представление. Он характерен для дошкольников и младших школьников, а также художников, актеров.
  3. Абстрактное – это мышление понятиями, оно лишено наглядностей. Характерна для взрослых и старших школьников.

Существует еще несколько видов мышления:

  1. по хар-ру протекания процессов мышления:

Ø Аналитическое – обдумывание, разложение по полочкам.

Ø Интуитивное – предчувствие.

2. По хар-ру результатов:

Ø репродуктивная – повторение

Ø творческая – новая, необычная.

3. По хар-ру деятельности:

Ø критическая

Ø некритическая

4. По хар-ру мыслительной деятельности:

Ø теоретическое – направленное на нахождение общих закономерностей.

Ø практическое – на решение конкретных задач.

Мышление – это психический процесс, направленный на опосредованное и обобщенное познание окр. мира путем установления и раскрытия связей и отношений между познавательными предметами или явлениями.

Выделяют основные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, общение, конкретизация.

Анализ – это мыслительное разложение предмета на составляющие части и выделение отдельных свойств и признаков. Анализ может быть:

  1. Простым или поверхностным
  2. Сложным и глубоким

Синтез – это мысленное содержание отдельных частей в единое целое.

Ушинский создал аналитико-синтетический способ обучения грамоте.

Сравнение – это сопоставление предметов с целью нахождения сходства и различия между ними Ушинский считал сравнением основой понимания. Сравнивать можно только однородные предметы, чтобы найти сходства и отличия необходимо выделить главные признаки предмета и их сопоставить. В сравнении быстрее находят различие. Чтобы проще найти сходства надо взять третий предмет отличный от первого.

В процессе познания возникает необходимость не только познавать части предмета, но и изучать главные признаки отвлекаясь от основных (воздух, вода, стекло – прозрачность)

Абстрагирование – это мыслительное выделение существенных свойств предметов при отвлечении от не существенных.

Обобщение – это мысленное объединение предметов в группы по признакам выделенным в результате абстрагирования (стол, стул, диван, кровать – мебель)

В школе общение проявляется в выводах, правилах, определениях. Эльконин и Давыдов различают 2 вида общения:

  1. Формальное – эмперическое
  2. Теоретическое

Формальное – эмперическое осуществляется путем в сравнении объектов и выдилении в них внешних сходных признаков.

Теоретическое основано на глубоком анализе и выявлении скрытых существенных признаков.

Конкретизация – это мыслительный переход от общего к единичному, привести пример.

В обучении важны все операции и задача учителя развивать их на уроке.

Чел-ек характеризуется такими качествами:

  1. Широта ума – чел-ек хорошо разбирается в различных видах деятельности.
  2. Глубина ума – это умение проникнуть в сущность сложных вопросов и увидеть проблему там где у других не возникает вопросов.
  3. Гибкость ума – умение быстро менять свои действия при изменении обстоятельств.
  4. Быстрота ума – способность чел-ка быстро разобраться в сложившейся ситуации, обдумать и принять правильное решение.
  5. Торопливость ума – (сделал, потом думает)
  6. Критичность ума – умение чел-ка объективно оценивать свои и чужие мысли и проверять выдвинутые положения на практике.
  7. Самостоятельность ума – умение чел-ка находить правильные решения и ответы не прибегая к помощи других.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.