Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика видов речи




Понятие о языке и речи, их функции, ф.о

Речь возникла с появлением человеческого общества, коллективный труд делает необходимым общение людей. Общаясь, люди используют слова и грамматические правила того или иного языка.

Язык – это исторически сложившаяся система словесных знаков, с помощью которых осуществляется общение людей между собой.

Речь – это процесс использования языка в целях общения.

Речь и язык неразрывно связаны. Язык возникает и развивается в процессе развития общества. Если народ, как нация гибнет, то умирает и язык. Он становится «мертвым». Язык способствует закреплению знаний и передачи от поколения к поколению своих достижений: в культуре, науке, технике.

Речь выполняет несколько функций:

1. коммуникативная – она состоит в том, что чел-век передает другим информацию и воспринимает от других.

2. сигнификативная – она означает реальные предметы, их св-ва, действия, т.е. у каждого слова есть свое значение.

3. выражение – говорящий выражает интонацией голоса свое отношение к сообщаемому.

4. побуждение – чел-ек выражает свое требование или просьбу при сообщении информации.

Ф.о. речи сложны. В процессе речи участвуют несколько анализаторов: двигательный, слуховой, зрительный. Дея-сть речевого аппарата представляет сложную работу 3 систем:

  1. дыхательная (легкие, бронхи, горло)
  2. голосовая (гортань, продолжение дыхательного горла)
  3. артикуляционная (глотка, полость рта. губы, зубы, небо).

Голосовые связки являются рецепторами речи двигательного анализатора. Наиболее подвижным и значимым в речи является язык. Он участвует в образовании почти всех фонем.

За речь отвечает 3 центра в КГМ, которые расположены чаще в левом полушарии:

  1. речи двигательный (Брока) – он обеспечивает способность говорить и находится в лобной доли.
  2. слухо-речевой (Вернике) – он обеспечивает понимание чужой речи и находится в височной доли.
  3. зрительно-речевой – он отвечает за понимание письменной речи и находится в теменной доли.

Виды речи:

  1. Внутренняя
  2. Внешняя
  • письменная
  • устная

§ монолог

§ диалог

Внешняя речь служит общению, поэтому основной ее признак доступность, она должна быть четкой, ясной, грамотной. У каждого вида речи свои психологические особенности. Самым древним и простым является устная диалогическая речь.

Диалог – это общение двух или нескольких людей, обмен репликами.

  1. Он поддерживается вопросами
  2. Он может быть не полным, не законченным, свернутым.
  3. Один чел-ек может заканчивать мысли другого.
  4. В диалоге помогают жесты и мимика.
  5. по интонации можно судить об отношении сообщаемому.
  6. диалог ситуативен.
  7. В беседе необходимо слушать и слышать собеседника.
  8. Беседа состоится и будет иметь результат, если создана доброжелательная обстановка.

Монолог – это длительное, последовательное изложение система мыслей одним лицом.

Формы монолога: доклад, лекция, рассказ. Часто диалог превращается в монолог.

Требования:

  1. он должен быть не прерываем.
  2. речь должна быть связной, последовательной. логичной.
  3. Он должен разворачиваться по плану.
  4. Он должен быть эмоционален.
  5. Желательны в меру мимика и жесты
  6. Он требует подготовки.

Письменная речь появилась позже устной. Люди стремились оставить другим поколениям знания, которыми владели сами.

Требования:

  1. Речь должна быть грамотная.
  2. Она должна быть развернутой, связной, понятной.

«+»: она долго хранится, ее можно переписать.

«-»: отсутствие мимики и жестов.

Внутренняя речь – это речь про себя, с ее помощью чел-ек думает, она не доступна для воспроизведения других. Это словесная оболочка мышления.

Она обладает особенностями:

1. она сокращена.

2. свернута, присутствуют только согласные.

В речи проявляются морально-волевые качества личности: уверенность, грубость, наглость, воспитанность и др.

В речи раскрываются интересы потребности чел-ка. В речи выделяют несколько стилей: обиходно-бытовой, научный, деловой, художественный.

Св-ва речи:

  1. содержательность – это кол-во выраженных мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие дея-ти.
  2. Понятность – синтаксически правильное построение предложений, а так же применение в соответствующих местах пауз или выделение слов с помощью логического ударения.
  3. Выразительность – это эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие: энергичный, яркой, вялой и т.д.
  4. Действенность – заключается во влиянии речи на чувства, мысли и волю других людей на их убеждение и поведение.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.