КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникативная сторона общения (общение как обмен информацией)
Содержание, цели, средства и функции общения Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Общение - специфическая форма воздействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Структура общения состоит из следующих компонентов: содержание, цель и средства. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа, информация о состоянии внешней среды. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цель общения включает передачу и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Цель является средством удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
Средства общения - это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. К средствам общения также относятся: язык, интонация, мимика, поза, жесты, расстояние, на котором общаются собеседники. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми потребностями. Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивидов. По средствам общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощь естественных органов: руки, головы, туловища, голосовых связок и т.п. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией: телефон, телеграф, интернет и т.п. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом обобщающихся людей в самом акте общения. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди. Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение служит средством повышения качества этой деятельности. Личностное сосредоточенно в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера. Инструментальным можно назвать общение, которое осуществляется по поводу конкретного объекта или явления. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
Важнейшими видами общения является вербальное и невербальное. Невербальное - это общение при помощи жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия усвоения языка. В общении выделят три взаимосвязанные функции: - коммуникативная (обмен информацией); - интерактивная (организация взаимодействия между людьми); - перцептивная (восприятие людьми друг друга). Для восприятия человека и его познания в ходе общения субъект неосознанно выбирает различные механизмы. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном общении представляет отождествление себя с другим человеком. В общении субъект также ведёт себя с другим человеком. В общении субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание объекту общения определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном общении включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. В ходе общения субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта общения выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта. Кроме того, процесс общения человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом. Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих); механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей); механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимающего).
Деловое общение — коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Средства коммуникативного общения можно разделить на вербальные (словесные) — передача информации, и невербальные — передача отношения к партнеру по общению. Невербальное поведение служит средством выражения психического состояния человека. Невербальные средства общения включают (см. рис. 10): кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении; средства общения, связанные с голосом (просодика и экстралингвистика); такесические средства — тактильное воздействие; проксемические средства — пространственная ориентация. В структуру кинесических средств общения входят: мимика — движение мышц лица; мимика характеризуется целостностью и динамичностью (при неподвижном или невидимом лице лектора теряется 10—15% информации); по мимике определяется эмоциональное состояние индивида: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх; взгляд, визуальный контакт — отражает эмоциональное состояние человека, свидетельствует о расположенности к общению: если на нас смотрят мало — то к тому, что мы делаем или говорим, относятся без интереса, а если много, то это либо вызов, либо хорошее отношение; поза — положение человеческого тела, типичное для данной культуры; поза определяет статус человека (чем выше статус, тем непринужденнее поза); по позе можно судить о закрытости или расположенности к общению; жесты — разнообразные движения руками и головой; жестикуляция характеризуется интенсивностью, которая зависит от национальной культуры и эмоционального состояния; походка — стиль передвижения, по которому легко распознать эмоциональное состояние.
К невербальным средствам, связанным с голосом, относятся: просодика — общее название ритмико-интонационных сторон речи (высота и тембр голоса, громкость голосового тона, скорость речи, сила ударения); экстралингвистика — включение в речь пауз, плача, кашля, смеха, вздохов.
Такесические средства общения — динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя (биологически необходимая форма человеческого общения). Использование такесических средств общения зависит от следующих факторов: статус общающихся сторон; возраст; пол; степень знакомства; национальные обычаи, традиции. Проксемические характеристики — ориентация партнеров в момент общения, дистанция между ними (определяется культурными и национальными факторами). Существуют следующие примерные нормы приближения общающихся людей:
Проксемика учитывает также ориентацию на угол общения — поворот тела, носка ноги в направлении партнера или от него (направление мыслей). Важно учитывать позиции общающихся сторон за столом:
Функцией вербальных средств общения является передача информации, которая осуществляется при помощи языка. Этот процесс включает следующие этапы: Оформление возникшей идеи во внутренней речи 100% информации Перевод внутренней речи во внешнюю, высказано 80% Слуховое восприятие информации, услышано 70% Осмысление услышенного, понято 60% Осталось в памяти 24% При этом частично искажается смысл и происходит потеря информации. Адекватность* восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия коммуникативных барьеров: информационно-дефицитный барьер — механический обрыв информации и отсюда ее искажение, неясность; замещающе-искажающий барьер — придание полученной информации иного значения чаще возникает, когда передача идет через несколько человек — ретрансляторов; фонетическое непонимание — разные языки, диалекты общения, дефекты речи и дикции, неправильный грамматический строй речи; семантический** барьер — различия в системах значений (тезаурусах) участников общения (жаргон, сленг, шутки, цитаты, обороты речи); стилистический барьер — несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения (или стиля речи и психологического состояния); логический барьер — логика рассуждения коммуникатора либо слишком сложна для реципиента, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательств (женская, мужская, детская логика); диспозиционно-статусный барьер — социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, определяющие степень авторитета коммуникатора для реципиента и соответственно степень внимания к предлагаемой информации. Величина потерь информации определяется: совершенством человеческой речи; полнотой и точностью воплощения мысли в словарные фразы; наличием или отсутствием доверия к собеседнику; личными целями и устремлениями; совпадением или несовпадением словарного запаса. Помимо чистой информации сообщение имеет личностный смысл — жалоба, трудности решения проблемы, успехи. Успешность делового общения во многом зависит от умения слу- шать (можно слушать, но не слышать). К ошибкам слушания относят: перебивание собеседника; поспешные выводы; поспешные возражения: непрошеные советы. Коммуникативные навыки можно развивать и совершенствовать.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |