Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельностная модель социальной реальности (суть, представители)




Феноменологическая модель социальной реальности (суть, представители).

Несубстанциональная модель

Общество- не объективная реальность, не готовая субстанция.

Пигров: Общество - смысловая реальность.

Люди сами ее конструируют. Общество – смысловой конструкт. В обществе существует только то, что признано. Природная реальность- она дана. Соц. Реальность – задана (усилие самих людей)

В 19 веке появляется понятие нация, народ.

Альфред Щюц: выделил 2 основных конструкта смыслового конструирования соц.реальности.

1)Конструкты 1го порядка: обыденное, повседневное мышление. Из понятий, представлений, мы живем в повседневной жизни.

2) Конструкты 2го порядка: происходит возникновение новых понятий, представлений. Результат профессиональной деятельности Профессионалы: ученые в современном обществе, социологи, политологи, политики, философы, писатели,. Журналисты, идеологи, религиозные деятели.

 

Основатель- Карл Маркс.

Общество возникает в рез-е совместной деятельности людей. Люди собираются вместе, чтобы что-то произвести. Люди меняются под влиянием изменяющихся технологий

Эта модель, в противоположность натуралистической, не сводит
общество к функционированию популяции человека как биологического вида.
Она же, в противоположность реалистической модели, оставляет в тени вопрос
о трансцендентном характере социального. Именно человеческая деятельность
создает новую реальность, специфическую, принципиально не-природную и
сверх-природную. Постулируется, что источник общественных изменений в
самом обществе, т.е. люди в процессе своей общественной жизни сами создают
основы для ее изменения.
Основания деятельностной модели социальной реальности можно
обнаружить уже у Дж.Вико, утверждавшего, что люди сами делают свою
историю. Однако в развитом виде деятельностные модели социальной
реальности появляются в середине XIX веке, когда сознание новоевропейской
цивилизации начинает активно продуцировать политэкономические идеи, а
цивилизация строиться на их основе. Деятельностные модели, как правило,
техноморфны. Люди строят социум как мегамашину, которая, раз возникнув,
начинает определять их дальнейшую активность, как материальную, так и
духовную. Поэтому не только практически действующий политик, но и
социальный философ скорее напоминают инженеров, чем
исследователей-физиков. Как остроумно было замечено, если теория не
сходится с практикой у физика, он изменяет теорию, если же теория не
сходится с практикой у инженера, то он изменяет практику, например,
переделывает машину, которая не работает [19]. Нормативный момент в
социальной философии как раз и предполагает, что философ, смотрящий на мир
с позиций деятельностной модели, если его теория не сходится с социальной
реальностью, может предъявить требования к самой реальности и изменить ее.
Отсюда и активизм деятельностного взгляда на общественное бытие, поистине
предстающего как социальная действительность.
Рассмотрим более подробно марксистские представления о социальной
реальности, очень детально разработанные и по понятным причинам
влиятельные особенно в нашей стране [20]. Эту разновидность деятельностной
модели социальной реальности можно называть и материалистической моделью,
если иметь ввиду, что марксистская социальная философия именует обычно
себя историческим (социальным) материализмом. В процессе производства
средств жизни, в процессе создания и использования производительных сил
люди вступают в производственные отношения. Эти отношения объективны, то
есть не зависят от воли и сознания участвующих в них людей. Вот это и есть
"социальная материя", социальная реальность, которая хотя и не
вещественна, но материальна в том смысле, что объективна. Это и есть
общественное бытие, определяющее общественное сознание. На базе этих
объективных производственных отношений конституируются социальные классы,
а также другие объективные социальные общности. Осознавая свое положение в
процессе производства, общности создают объединения, в которых уже
сознательно проводится линия особых интересов этой общности. В частности
так и формируются классовые интересы. Объединения вступают друг с другом в
борьбу, отстаивая интересы своих общностей. Так возникает политическая
жизнь общества, в которой важную роль играет государство, отстаивающее
интересы господствующего класса. Особое значение имеет политическая форма
классовой борьбы, выражающая основные противоречия в обществе - между
эксплуататорами и эксплуатируемыми. Естественно, что политическая борьба
не может эффективно осуществляться, если у партий нет своей идеологии.
Идеология, с одной стороны, предстает как отражение интересов классов, а с
другой стороны - как способ активной организации деятельности политических
сил и представленных ими классов.
Ясно, что материалистическая модель, особенно в ее развитом виде,
не сводится только к односторонней определенности общественного сознания
общественным бытием. Постоянно подчеркиваются и обратные воздействия:
идеологии - на политику, политики - на экономику. Таким образом, в своем
развитом виде материалистическая модель представляет социальную реальность
как целостную систему с саморегулированием (или самоорганизующуюся
систему), в которой материальная и социальная жизнь предстают как объект
регулирования, а политическая и духовная жизнь (прежде всего - идеология)
в качестве регулятора. Эта целостная система, если ее взять на некотором
историческом этапе развития, предстает как общественно-экономическая
формация. Закономерная смена общественно-экономических формаций и
представляет собой содержание всемирной истории. В марксистской модели в
основе общественно-экономической формации лежит способ производства,
единство производительных сил и производственных отношений. Однако, в
других модификациях деятельностной модели это "царское место" может занять
только одна техника (техницисткая модификация деятельностной модели).
Такой взгляд тесно связан с марксизмом, однако он возник независимо и даже
раньше марксизма [21]. Сегодня такая техницистская модель является по
существу социально-философской основой официальной идеологии индустриально
развитых стран (Д.Белл, У.Ростоу и др.). К техницисткой модели социальной
реальности близка и модель М.Мак-Люэна, который основу общественного
развития видит в средствах коммуникации, а не в средствах производства
материальных благ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.