Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дайте сравнительный анализ педагогических систем А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского




Чем отличается понимание социализированности в S-O и S-S подходах. Объясните мобильный характер социализированности

Социализация-

От того как происходит взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и социально контролируемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом его социализированность.

В русле S-О подхода к пониманию С. Социализированность как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным об-ом. Социализированность определяется как результативная конформность чел-ка к соц-ым предписаниям.

Др. тз: залог успешной С. Формирование у чел-ка поведенческих моделей, включающих основные эл-ты институциональных требований и предписаний. Колберг (амер.): такой тип социал-ти предотвращает ролевые конфликты.

Социализ-ть усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и др личностных и соц-ых качеств, кот-ые будут характеризовать ее на след стадии развития. Инкельс: такой подход «заглядывание вперед»(каким реб-к д стать сейчас, чтобы, став взрослым, он был успешен).

В русле S-S подхода. Социализированный человек не только адаптирован в об-во, но и в состоянии быть S собственного развития и в какой-то мере об-ва в целом. (Амер) Райли и Томас уделяют особое внимание наличию у чел-ка собственных ценностных ориентаций. Сложности в С., когда ролевые ожидания не совпадают с самоожиданиями индивида=> важно осуществление ролевых замен, перестройка ценностных ориентаций (в случае сложностей стремится к изм-ию сомоожиданий и умеет оставлять предшествующие роли.

Хар-ки личности, обесп-щие успешную С.:

- СП-ть к изм-ию своих ценностных ориентаций

- умение находить баланс м/у своими ценностями и требованиями роли

-ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных чел-их цен-тей.

 

Обобщая вышеизложенное:

социализированная личн-ть – зрелая личн-ть (уважение к себе, людям, природе, творческий подход к жизни)

Э.Келли «полностью функционирующая личность»

С тз соц педагогики: социализированность- чел овладевает совокупностью ролевых ожиданий и предписаний в различных сферах жизнедеятельности (семейной, соц-ой, проф-ой) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд соц установок, цен ориентаций, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы.

Социализ-ть проявляется в балансе м/у адаптированностью и обособлением.

 

Мы будем рассм-ть соц-пед системы Василий Александрович Сухомлинского и Макаренко как авторские воспитательные системы. Ведь любое образовательно-воспитательное учреждение в основе деятельности кот-ых лежит оригинальная воспитательная концепция м назвать авторско-воспитательной системой (АВС)или авторской школой.

Эф-ная АВС при общей гармоничности воспитания в ней тем не менее отдает ведущую роль тем или иным видам и целям воспитания.

АВС м.б. охарактеризована рядом взаимосвязанных компонентов в числе кот-ых:

1). Соц усл-ия сущ-ния АВС

2). Контингент учащихся АВС

3). Главная системообразующая воспитательная деятельность являющаяся основой для восп-ия в данной АВС

4). Отдельные ос-ти АВС: специфические для данной АВС формы и методы работы с воспитанниками

 

Рассмотрим вначале отдельно АВС М. и С., а потом перейдем к их сравнению

 

АВС колония им. Горького -> коммуна им. Дзержинского (Макаренко)

Начал в колонии Горького, а потом реализовал в Дзержинского.

Соц условия:

А) украинское село после революции, гражд войны

Б) контингент учащихся – бывшие беспризорники, праонарушители.

Главная системообразующая деятельность– восп-ая, образовательная, административно-хоз-ая

Та деят-ть вокруг кот-ой строилось воспитание:

-труд по самообеспечению->производный передовой труд

- организаторский труд (коллективное самоуправление)

Ос-ти АВС:

Принципы:

-коллективный авторитаризм

-демократия

а) отношения ответственной зависимости

б) постоянная ротация (перемещение) командных кадров

в) гласность (каждый член коллектива мог подойти и спросить?? по делу)

- разновозрастные отряды (старшие опекали младших)

Методика параллельного действия, когда на учащегося воздействует педагог, коллектив и он сам.

 

АВС Повлышская средняя шк (Сухомлинский)

Соц условия:

-послевоенное украинское село

- контингент – сельские школьники, военные и послевоенные поколения

Главная системообраз деят-ть – нравственное воспитание ч\з создание условий для проявления действенной доброты

Ос-ти АВС:

- проявление действенной доброты вначале организуемой педагогом (цель возобновить в детях доброту)

- баланс в развитии интеллекта и формирование трудовых навыков: посильный детский труд

- забота старших о младших

- восп-ие на природе «лесные школы»

- этические беседы (с каждым нужно беседовать о добре и зле, нравственности и т.д.)

- резерв своб времени у учащихся

-детский коллектив

- создание ситуаций успеха ученикам

85% проблем в учебе связано с физ-ми проблемами

- родительская школа

 

Сравнительный анализ:

а) Сух. Считал себя учеником Макаренко, он полагал, что в своем пед опыте он не постигает что-то принципиально новое, а лишь развивает идеи Макаренко

б) Бровающееся в глаза различие полный отказ от наказаний – Сух, Мак их применял. Мотивация была разная: Сух – наказание порождает озлобленность, Мак – нет физических наказаний, не физические страдания, а моральные (посадить с собой в комнату)

в) восп-ие в коллективе Сух было менее жестким, чем у Мак, оно в большей мере учитывало индивидуальность реб-ка

Но при этом нужно учитывать, что контингент учащихся у Сух бвл менее проблемным, чем у Мак, поэтому Сух мог давать большую свободу учащимся (у них была семья), быть более мягким.

Сух. 60-е гг – время было более демократично. Мак 30-е гг – военное время.

 

 

Сухомлинский Василий Александрович всегда был последовательным борцом против тоталитарной педагогики, стремящейся воспитывать послушных бессловесных «винтиков» тоталитарного государства.

Как подлинный гуманист постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как целостном и системном образовании.

человечность в человеке. идея нравственного долга: человека перед человеком, обществом, отдельной личности перед коллективом.

превращения образования в важнейшую жизненную ценность.

Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю.

Умственный труд детей отличается от умственного труда взрослого человека. Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его усилий, как у взрослого. Источник желания учиться - в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой.

Никакого умиления - такую задачу поставил я, приступая к работе с маленькими детьми.

Альфой и омегой моей педагогической веры является глубокая вера в то, что человек таков, каково его представление о счастье. (из книги "В.А.Сухомлинский о воспитании")

Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.

Высшей потребностью человека он считал «потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладанию духовными ценностями». Поэтому главная задача народного учителя, по мнению Сухомлинского, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого воспитанника была его потребность в другом человеке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.