Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Покажите соотношение социальной педагогики и социальной работы. Перечислите основные специализации социального педагога




А) Покажите соотношение социальной педагогики и социальной работы.

Данные вопросы раскрыты по книге М.А. Галагузовой «Социальная педагогика»

В России институт социальной работы также был введен в начале 90-х годов почти одновременно с социальной педагогикой. Их введение явилось реальным ответом на реальную действительность, когда потребовались специалисты, которые могли бы оказать помощь социально незащищенным слоям населения. И ч тех пор обе эти сферы практической деятельности активно развиваются, развиваются и соответствующие области научного знания, ведется профессиональная подготовка специалистов для обеих профессиональных сфер.

История развития социальной педагогики и социальной работы очень близки.

 

Социальная работа – это совокупность видов деятельности (профессиональной и непроф-ой, служебной и доьровольной) по удовлетворению социальных потребностей чел-ка. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к соц работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (индивидуум, семья, группа, сообщество) соц-ой и соц-пед работы.

Прежде всего их объединяют культурно-исторические традиции отношения к людям, требующим особой заботы и внимания. Не случайно, «милосердие», «благотворительность», «помощь» и другие понятия широко используются и в социальной педагогике, и в социальной работе.

Однако они имеют и ярко выраженную специфику, которая выявилась с самого начала их развития в нашей стране как официально признанных институтов. Так, социальная работа начала развиваться в сфере социальной защиты населения, а социальная педагогика, как отмечалось ранее, - в системе образования и учреждениях комитетов по делам молодежи.

Постепенно сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников стали расширяться, пересекаясь и взаимно дополняя друг друга. В различных государственных и негосударственных учреждениях, например, в некоторых детских домах и школах, сегодня своевременно работают и социальные работники, и социальные педагоги, однако, каждый из них имеет свой круг обязанностей и решает свои функциональные задачи.

Их отличия обусловлены тем, что они выделились как прикладные области знания из разных наук: социальная педагогика – из педагогики, а социальная работа – из социологии. Как науки, и та, и другая в России фактически делают свои первые шаги. Развитие теории социальной работы происходит также трудно и противоречиво, как и развитие социальной педагогики. Существуют различные точки зрения на предметы и объекты этих наук, в том числе и на их соотношение: делаются попытки подчинить социальную педагогику социальной работе и наоборот, что нужно рассматривать как закономерное явление в развитии наук.

Однако, пока ведутся эти научные дискуссии, в практической деятельности различное происхождение социальной педагогики и социальной работы проявляется достаточно четко в том, что социальные педагоги в своей работе опираются, прежде всего, на теоретические и методические основы педагогической деятельности, тогда как социальные работники используют социологические теории и технологии и социологические методы исследования.

В то же время, области практической деятельности социальной педагогики и социальной работы настолько близки и по функциям, и по содержанию, и по методам работы, что они не могут не пересекаться.

Попробуем выделить то общее и специфическое, что их связывает как области практической деятельности. В первую очередь это касается их объекта или адресата. В поле зрения социальной работы попадает человек, но не любой, а тот, у которого есть проблемы, мешающие человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью.

Те или иные проблемы возникают фактически у каждого человека в течение всей его жизни. Они могут носить психологический, медицинский, правовой, материальный и иной характер, могут быть связаны с внешними, не зависящими от человека факторами (экологические, социальные, техногенные, межнациональные и другие катаклизмы), или внутренними личностными проблемами (нездоровье, отклонения в физическом или психическом развитии и пр.). Для социальной работы важно то, что человек не может разрешить эти проблемы самостоятельно и поэтому нуждается в профессиональной помощи.

Таким образом, можно сказать, что объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, то есть человек, как социальный субъект независимо от его возраста.

В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации – превращения индивида в социального субъекта, т.е. ребенок, как развивающаяся, формирующаяся личность.

Сопоставление этих объектов наглядно показывает и то, что сближает эти две науки и области практической деятельности, и то, что их концептуально отличает. Показательно с этой точки зрения и то, что человека, которому оказывается помощь в социальной работе, как правило, называют клиентом, а в социальной педагогике обычно употребляется слова ребенок.

 

Б) Перечислите основные специализации социального педагога (вопрос на рассуждение)

Социальный педагог – это специалист, организующий СР с клиентами и воспитательную работу в различных социокультурных ситуациях. Он изучает ос-ти личности и окружающие ее микросреды, выявляет потребности и интересы клиентов, отклонения в поведении и оказывает клиентам своевременную соц помощь и поддержку, а также выступает посредником м\у личностью и органами власти, администрацией учреждения, семьей, способствуя реализации прав и свобод клиента.

  1. работа СП главным образом как организационная, управленческая работа в сфере соц помощи и поддержки населения
  2. работа ориентирована на псих-пед работу преимущественно с детьми и молодежью в сфере образования

Сфера соц-пед работы в России постоянно расширяется и дифференцируется. Утвердившиеся направления работы СП:

  1. Сфера работы с детьми и молодежью

- школьный педагог

- специалист по организации досуга детей и молодежи (работники домов ТВ-ва, клуба)

- специалист в сфере соц-пед и псих-ой помощи (в центрах соц-псих помощи): телефон доверия; организация групповой псих работы, инд консультирование

- СП, работающий с реальными и потенциальными правонарушителями

- преподаватель

2. Сфера административной работы СП:

- административный СР (реализация соц программ администрацией различных уровней)

- специалист по проблемам занятости.

 

Специализации социального педагога зависят от того, где работает социальный педагог.

Если он работает в школе: поддержка детей (трудных детей, девиантных детей), работа с семьей, методическая поддержка учителей, самого педагогического коллектива, вплоть до предметников, может исполнять функции психолога, вести профориентационную работу.

Если в государственном учреждении социальной защиты, то он может курировать детские дома, курирование неблагополучных семей, которые стоят на учете в учреждении соц. защиты, патронаж, многодетные семьи. Специфика работы состоит в том, что он сам выявляет нуждающиеся слои населения, в процессе оформления соответствующих документов.

Социальные районные центры (негосударственные), те же функции, что и в гос. учреждении, но только люди сами приходят в такие центры.

Возникает вопрос, чем же отличается работ социального педагога в двух последних учреждениях? Социальны центры помощи населению (коммерческие) и государственные учреждения социальной защиты различаются направленностью. В государственных работа больше связана с оформлением различных бумаг, связанных с помощью нуждающимся слоям населения. Таким образом и происходит выявление граждан, имеющих различные социальные проблемы. Негосударственные центры направлены непосредственно на работу с нуждающимися слоями населения, имеющими различные проблемы. То есть сюда люди идут непосредственно за тем, чтоб им была оказана соответствующая помощь.

Стоит отметить, что работа социального педагога в таких центрах непосредственно затрагивает и область работы социального работника, так как он имеет дело не только с детьми, но и со взрослыми. Вообще, граница функций социального педагога и соц. Работника здесь довольно смыта.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.