Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная правосубъектность




Виды субъектов АП

 

Для АП характерно многообразие его субъектов.
Субъекты АП подразделяются на:

- индивидуальные: ФЛ - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства; индивидуальные предприниматели, государственные и муниципальные и иные служащие;
- коллективные – организации в целом. Подробнее - органы исполнительной власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения и организации; негосударственные предприятия, учреждения и организации; органы местного самоуправления*; муниципальные предприятия, учреждения и организации; фонды; общественные объединения; религиозные объединения; совместные и иностранные предприятия, учреждения и организации.

Классификация организаций:
- в зависимости от природы:

· государственные – органы гос. управления, гос. предприятия и учреждения, корпорации.

· негосударственные: общественные объединения, профсоюзы, их объединения и организации, потреб.кооперативы, торгово-пром.палаты, религ.объединения и др.

- в зависимости от характера основной деятельности:

· производственно-хозяйственные

· социально-культурные

· административно-политические

- имеющие или не имеющие права ЮЛ

- коммерческие и некоммерческие

Государство в качестве субъекта АП является носителем административной правоспособности, а административная дееспособность приходится на долю представляющих его органов исполнительной власти или управления.

Администрация государственных предприятий, учреждений и организаций выделяется учеными (Б.М. Лазарев) как самостоятельный субъект административного права с властными полномочиями, в отличие от предприятия в целом, поскольку предприятие в целом выступает субъектом административного права лишь когда выполняет указания властных органов и подчиненных субъектов оно не имеет.

*Органы местного самоуправления: в соответствии с Конституцией 1993 г. “не входят в систему органов государственной власти”, следовательно, субъектами АП они могут быть лишь как подчиненные субъекты АП-отношения. Однако Дёмин не согласен: гос-во создано для организации жизни в обществе. Большая часть потребностей гражданина и общества решается на локальном уровне организации. Государство функционирует через свои органы, в т.ч. и на локал.уровне, и оценка этого уровня как негосударственного искусственно разрывает всю структуру гос.управления. На практике для преодоления - юридическая делегация полномочий.


Административная правосубъектность – характеристика статуса субъекта АП, состоящая из адм. правоспособности, адм. дееспособности.

 

Многообразие субъектов АП и особенности их правового положения  проблема унификации адм. правосубъектности и её элементов. Подобное встречается и в ГП: в ГК РФ содержатся понятия правоспособности граждан и ЮЛ, но отсутствует понятие дееспособности ЮЛ. Для организации дееспособность – способность реализации правоспособности, целей создания  понятие адм. правосубъектности к организациям применяется условно.

 

В административном законодательстве отсутствует понятие административной правоспособности и дееспособности. В АП это доктринальные категории, а их характеристика во многом соотносится с гражданским законодательством.

 

1.Административная правоспособность – возможность быть субъектом АП, иметь права и обязанности административно-правового характера.

Черты адм. правоспособности:

- возникает с рождением, прекращается смертью – в отношении граждан. В отношении органов государства и иных коллективных субъектов административного права устанавливается в связи с закреплением их законом как субъектов права - с принятием положения, регистрацией, изданием иного акта управления, и заканчивается в сроки, определяемые законодательством или этими же документами (Дёмин).

- установление и изменение содержания и объема происходит с помощью норм АП;

- не тождественна субъективным административно-правовым правам и обязанностям, реально принадлежащим гражданину;
- равенство – характеристика правоспособности, заключающаяся в потенциальной возможности иметь указанные права и обязанности и служащие предпосылкой приобретения гражданином конкретных прав и обязанностей;

- на осуществление влияют различные фактические обстоятельства, наличие которых порождает у граждан соответствующие субъективные права и обязанности, они же влияют и на содержание;

- не может быть отчуждена или передана

- неразрывная связь прав и обязанностей, выражающая сочетаниеинтересов каждого гражданина с интересами других граждан и общества в целом;

- основная особенность – предполагает различные условия и характер взаимодействия с:

4. с системой исполнительной власти (важнейшая сфера реализации, связана с определёнными правами на участие в государственном управлении);

5. с системой МСУ;

6. с государственными предприятиями, учреждениями, организациями;

7. с негосударственными предприятиями (в ограниченных случаях);

- служит основой административной дееспособности – необходимого условия реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных отношениях.

 

2.Административная дееспособность – способность ФЛ или организаций своими действиями осуществлять правоспособность, приобретать и осуществлять, принимать и исполнять права и

обязанности в соотв. с нормами АП, а также нести ответственность за свои действия/бездействия (Алехин). Демин: фактическая возможность практической реализации предоставленных субъекту прав и выполнения возложенных на него обязанностей.

Характеристики дееспособности:

1) момент возникновения чётко не определён законами:

12. в полном объёме – по достижении 18 лет;

13. в отдельных случаях - до 18 лет (лица, достигшие 16 лет, учащиеся могут быть исключены из школы);

14. в отношении коллективных субъектов – совпадает с моментом приобретения правоспособности. У структур.подразделений органов исп. власти - с момента образования и утверждения положения о структурном подразделении.

2) приобретение и осуществление прав и обязанностей своими действиями предполагает наличие определённого состояния здоровья, развития, жизненного опыта и другие  неравенство адм.дееспособности;

3) действуют общие нормы: гражданина в соответствии с правилами об общей дееспособности можно признать частично или полностью недееспособным, допускается временная недееспособность (по Закону РФ «О психиатр.помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»);

4) на основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные АП-отношения:

5) возможна помощь представителей, но есть права и обязанности, которые можно приобрести только лично (воин.обяз-ть, право на участие в гос.управлении).


 

22: Административнаяправосубъектность физических лиц (и организаций из следующего билета)

Характеристика субъекта, в том числе административного права, состоит из ряда элементов:

1) Структуры статуса: правоспособности, дееспособности, ПиО, гражданства

2) Содержания статуса: административных отношений

3) Механизма регулирования статуса: его принципов, гарантий и способов защиты/реализации прав, ответственности

Административная правоспособность - закрепленная нормами права способность ФЛ или организации быть субъектом права: вступать в а-п отношения, иметь права и нести обязанности

Возникновение правоспособности - различные точки зрения:

·Стучка: не в силу рождения или создания, а исключительно в силу существования закона (? видимо она понимается как право, но не естественное)

·Современные ученые:

1.У граждан - с момента рождения и до смерти

2. У коллективных субъектов АП - начинается с установленной законом формой их появления как субъекта права (напр., регистрации) и заканчивается в сроки, определяемые законодательством/учредительными документами

Административная дееспособность - фактическая возможность практической реализации предоставленных субъекту прав и выполнения возложенных на него обязанностей в сфере государственного управления

v Для ФЛ - возникает, как правило, с определенного возраста (и заканчивается)

v Для организаций - совпадает с возникновением и прекращением их правоспособности

У ФЛ правоспосубъектность зависит от гражданства

Естественное проявление правосубъектности - ответственность, однако некоторые субъекты АП ответственности не несут (по Демину — государство)


 

23: Компетенция органов государственного управления: понятие и место в структуре административной правосубъектности (идиотская формулировка, про правосубъектность в предыдущем вопросе)

Органы исполнительной власти как государственные органы - организации, наделенные государственно-властными полномочиями и обладающие следующими признаками:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.