Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №12: Административно-правовой статус государственных служащих




 

В Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» дано следующее определение государственной службы – это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляющие в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и обеспечение выполнения функций государственных органов.

 

Важным элементом системы государственной службы является понятие государственная должность – это должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республики Беларусь» и иными законодательными актами, либо должность учреждённая в установленном законодательством порядке, как штатная единица государственного органа, с определением для занимающего её лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

 

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь занимающий, в установленном законодательством порядке, государственную должность, наделённый соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов, либо других, предусмотренных законодательством, источников финансирования.

 

К служащим государственного аппарата относятся лица, которые в установленном законом порядке занимают государственные должности в Палате Представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах, Правительстве и его аппарате, Конституционном суде и его секретариате, Верховном суде и иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах, Администраций Президента, государственном секретариате Совета безопасности, Управлении делами Президента, иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях.

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в приделах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.

 

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в приделах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия. К ним относятся такие служащие, которые также не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчинённых им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования.

Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. Это должностные лица имеющие право предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении. Законодательством установлена специальная ответственность представителей власти, за правонарушение, равно как и ответственность лиц покушающихся на их деятельность.

Также среди государственных служащих можно выделить оперативный состав и вспомогательный. Оперативный состав – это государственные служащие, выполняющие работу непосредственно определяемому задачами данного органа в качестве специалистов (экономисты, юристы). Вспомогательный состав – это работники государственного аппарата, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Они создают условия для выполнения должностными лицами и оперативным составом своих служебных функций. На них Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» не распространяется.

 

 

Тема №13: Предприятия, учреждения и организация как субъекты Административного права

 

Организация – это коллектив работников различной численности, возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Администрация – это орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Возглавлять администрацию может единоличный руководитель, в лице генерального директора, директора, председателя, ректора и т.д. Возможно, также совместно единоличное и коллективное руководство, в лице Совета директоров, дирекции, правления либо другого назначенного органа или орган, которому коллектив делегировал право по управлению организацией.

 

По основной цели деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие (ст. 46 ГК РБ).

 

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских и фермерских хозяйств, государственных объединений т др.

Некоммерческие организации могут существовать в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для реализации уставных целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность таких организаций должна соответствовать этим целям и отвечать предмету деятельности некоммерческой организации.

 

По видам собственности организации подразделяются на государственные (республиканские и коммунальные) и негосударственные.

 

По роду деятельности (по предназначению) существуют предприятия, учреждения и иные организации.

 

Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по назначению.

Предприятия – это самостоятельный субъект хозяйствования, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

Административно-правовой статус предприятия – это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие приобретает и реализует в процессе своей деятельности. Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на три основные группы:

1. Относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности;

2. Адресуемые государственным предприятием и учреждением;

3. Адресуемые негосударственным предприятием и учреждением.

 

Особенности административно-правового статуса государственных предприятий вытекает и того, что государство является собственником таких предприятий. Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям (производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывных веществ, изготовление и реализация наркотических веществ).

 

Учреждения – это организации, которые выполняют социально-культурные или административно-политические функции. Они предназначены для создания социальных ценностей, в основном непроизводственного характера. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся: аппараты законодательства, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и т.д.

В отличии от предприятий, правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления. К таким актам относятся Закон Республики Беларусь «Об образовании» (Кодекс об образовании), Закон Республики Беларусь «О здравоохранении», Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», Закон Рэспублікі Беларусь «Аб культуры у Рэспубліцы Беларусь».

Государственные учреждения достаточно самостоятельны, при этом, их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.