Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, основные черты и законодательные основы административной ответственности




Общественный контроль в Российской Федерации

Общественный контроль представляет собой негосударственный контроль общественных объединений и отдельных граждан (т.е. субъектов, не наделенных государственно-властными полномочиями) за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Правовую основу его осуществления закладывают нормы Конституции РФ: ст. 32 наделяет граждан правом участия в управлении делами государства, что предполагает и наличие контрольных полномочий общественности за деятельностью органов управления.

Федеральный закон «Об общественных объединениях»[26] наделяет общественные объединения различных организационно-правовых форм широкими контрольными полномочиями: они участвуют в выборах и референдумах, в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; выступают с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносят предложения в органы государственной власти; представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Значительным шагом в развитии правовых основ общественного контроля явился Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации»2, который создал новый орган в институциональной структуре общественного контроля.

Согласно нормам этого Федерального закона, основное предназначение Общественной палаты РФ – обеспечение взаимодействия граждан РФ с органами государственной власти и органами местного самоуправления в следующих целях: 1) учет потребностей и интересов граждан РФ, защиты их прав и свобод и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; 2) в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Достижение данных целей осуществляется путем решения следующих задач:

1) привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

2) выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

3) проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, органов исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

5) выработка рекомендаций органам государственной власти РФ при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан РФ;

6) оказание информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах России и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества;

7) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;

8) осуществление международного сотрудничества в соответствии с данными целями и задачами, участие в работе международных организаций, международных конференций, совещаний и других мероприятиях.

Основным принципом формирования Общественной палаты выступает принцип добровольного участия в ее деятельности граждан РФ, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций. В ее состав входят 42 гражданина РФ, утверждаемых Президентом РФ, 42 представителя общероссийских общественных объединений и 42 представителя межрегиональных и региональных общественных объединений (всего 126 членов). При этом к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты не допускаются общественные объединения, зарегистрированные менее чем за один год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава, либо общественные объединения, нарушившие законодательство о противодействии экстремистской деятельности, а также политические партии.

Основными формами ее работы являются пленарные заседания Общественной палаты (проводятся не реже двух раз в год), заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.

Для реализации возложенных на нее полномочий Общественная палата вправе:

1) проводить гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам;

2) давать заключения о нарушениях законодательства РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации и направлять их в компетентные органы или должностным лицам;

3) проводить экспертизу проектов нормативно-правовых актов законодательных и исполнительных органов государственной власти и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) приглашать руководителей органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на пленарные заседания Общественной палаты;

5) направлять своих членов для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти;

6) направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, а также в иные организации, в соответствии с целями и задачами своей деятельности.

Общественная палата может привлекать к своей работе общественные объединения и иные объединения граждан РФ, представители которых не вошли в ее состав.

Одним из направлений контрольной деятельности Общественной палаты выступает контроль за деятельностью органов исполнительной власти, который реализуется путем создания общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

Решения Общественной палаты носят рекомендательный характер и могут приниматься в форме заключений, предложений и обращений. Заключения по результатам экспертизы проектов правовых актов подлежат рассмотрению органами власти, их издавшими.

Общественная палата ежегодно подготавливает и публикует в периодическом издании Общественной палаты доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.

Модуль 4: «Ответственность в административном праве»

Тема 10: «Административная ответственность»

 

 

Юридическая ответственность – это обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение.

Она характеризуется следующими признаками:

- неразрывно связана с государственным принуждением;

- ее фактическим основанием является правонарушение;

- сочетается с государственным осуждением правонарушителя;

- правонарушитель несет определенные отрицательные последствия.

Характерные особенности присущи всем видам юридической ответственности: уголовной, административной, материальной, гражданско-правовой и дисциплинарной.

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая предполагает обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера – административные наказания за совершенное административное правонарушение.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

· фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

· субъектами административной ответственности могут быть физические лица и юридические лица;

· мерой административной ответственности являются административные наказания, применяемые за совершение административных правонарушений;

· административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц в судебном и внесудебном (административном) порядке;

· административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям;

· применение административного наказания не влечет судимости;

· меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Наиболее характерными особенностями административной ответственности являются:

- основание – административное правонарушение;

- мера – административное наказание.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях[27] и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кодекс РФ об административных правонарушениях принят 30 декабря 2001г. и введен в действие Федеральным законом №196-ФЗ2 с 1 июля 2002 г.

В Общей части Кодекса установлены задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, определены субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т.д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями Особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, установлен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Региональное законодательство об административной ответственности представлено законодательными актами субъектов РФ – кодексами и законами об административной ответственности и административных правонарушениях. При этом к исключительному ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных законодательством РФ;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Кроме того, КоАП РФ определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам, подведомственность дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав и федеральным органам исполнительной власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.