Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Превышение должностных полномочий




Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства

Злоупотребление должностными полномочиями

1. Состав данного преступления предполагает наличие следующих признаков, характеризующих его объективную и субъективную стороны:

а) использование должностным лицом своих служебных полномо­чий вопреки интересам службы;

б) совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересо­ванности;

в) наступление конкретных последствий деяния, а именно: сущест­венного нарушения прав и законных интересов граждан или организа­ций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

г) наличие причинной связи между действием либо бездействием должностного лица и указанными выше последствиями.

Отсутствие хотя бы одного из этих признаков исключает ответствен­ность по ст. 285.

Ответственность за злоупотребление должностными полномо­чиями может наступить лишь при наличии у должностного лица корыст­ной или иной личной заинтересованности.

Злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной заинте­ресованности следует считать такие неправомерные действия должност­ного лица, которые совершены им с целью получить имущественную вы­году без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц (например, сокры­тие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности не­достачи с целью избежать материальной ответственности, так называе­мое «временное позаимствование денежных и иных средств», производ­ство работ лично для себя или своих близких за счет государственного или муниципального учреждения, использование для личных нужд рабо­чей силы или транспорта соответствующего учреждения).

Если злоупотребление должностными полномочиями явилось спо­собом хищения чужого имущества, содеянное должно рассматриваться как хищение и квалифицироваться по ст. 160 УК РФ. Иная личная заинтересованность как мотив злоупотребления должно­стными полномочиями может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться под­держкой в решении какого-либо вопроса и т. п.

Под существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государ­ства как обязательным элементом объективной стороны злоупотребле­ния должностными полномочиями понимается такое нарушение, кото­рое повлекло причинение существенного материального либо иного вре­да (нарушение конституционных прав и свобод граждан, подрыв авторитета органа государственной власти, органов местного самоуправ­ления, государственного или муниципального учреждения, создание серьезных помех и сбоев в их работе, сокрытие хищений в крупном раз­мере, других преступлений и т. п.).

Решение вопроса о том, явилось ли нарушение указанных в ст. 285 прав и законных интересов существенным, зависит от конкретных об­стоятельств злоупотребления должностными полномочиями, в частно­сти от степени отрицательного влияния противоправного деяния на нор­мальную работу органов и учреждений, указанных в п. 1 примечания к ст. 285, характера и размера понесенного ими ущерба, числа потерпев­ших граждан, тяжести причиненного им морального или имущественно­го вреда.

Во всяком случае, если лицо признается виновным в злоупотребле­нии должностными полномочиями, в соответствующих процессуальных документах должно содержаться обоснование существенности наруше­ния прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняе­мых законом интересов общества или государства.

Квалификация злоупотребления должностными полномочиями по ч. 3 ст. 285 по признаку наступления тяжких последствий возможна, когда по делу установлено, что в результате противоправных действий (бездействия) причинен такой вред, как крупные аварии, длительная дезорганизация работы государственного или муниципального учрежде­ния, нанесение материального ущерба в крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т. п. При этом необходимо, чтобы кроме этих вредных последствий имелись и другие предусмотренные законом признаки данного состава преступления.

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пре­делы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и закон­ных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интере­сов общества или государства, —

Объективная сторона данного преступления заключается в совер­шении должностным лицом действий по службе, которые, во-первых, явно выходят за пределы его полномочий; во-вторых, повлекли сущест­венное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и, в-третьих, эти действия находились в причинной связи с наступившими последствиями.

При отграничении злоупотребления должностными полномочиями от их превышения следует учитывать, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставлен­ные ему права и полномочия, а во втором — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции, т. е. такие действия, которые относятся к полномочиям другого должностного лица, либо ес­ли они могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном ак­те (совершение действий при обоснованном риске либо в целях преду­преждения более значительного вреда без превышения пределов край­ней необходимости), а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить (например, превышение мер, не­обходимых для задержания лица, совершившего преступление, либо со­вершение противоправных действий, выразившихся в применении наси­лия в отношении подчиненного).

Совершенные должностным лицом действия могут быть признаны явно выходящими за пределы его полномочий в случае, когда такое пре­вышение было очевидным, бесспорным для самого виновного.

Для установления факта превышения должностных полномочий следует в обязательном порядке выяснять, каким законом либо иным нормативным правовым актом регламентированы полномочия должно­стного лица и в чем конкретно выразилось их противоправное превыше­ние. Отсутствие в соответствующих процессуальных документах такого обоснования исключает ответственность по ст. 286.

Данное преступление совершается только путем дейст ви я, при­чем как с прямым, так и с косвенным умыслом.

Мотивы превышения должностных полномочий могут быть различ­ными (корысть, карьеризм, зависть, совершение незаконных действий в так называемых «интересах дела» либо в целях создания видимости благополучия и т. п.).

К другому квалифицированному виду превышения должностных полномочий (ч. 3 комментируемой статьи) закон относит деяния, преду­смотренные ч. 1 и 2 ст. 286, если они совершены: с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; с причинением тяжких последствий.

Под применением насилия при превышении должностных полномочий подразумевается как причинение гражданину физического вреда (побои, истязание, причинение иного вреда здоровью, ограничение свободы), так и психическое воздействие на него, которое может выражаться в уг­розах физической расправы с целью подавления воли потерпевшего.

Под причинением тяжких последствий как одним из квалифицирую­щих признаков превышения должностных полномочий понимаются действия, приведшие, например, к самоубийству потерпевшего, а также если их результатом явились крупные аварии, длительная дезорганиза­ция работы учреждения, организации, причинение им материального ущерба в крупных размерах и т. п.

Халатность

Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба.

Своеобразие данного состава преступления заключается в том, что содержащиеся в диспозиции ст. 293 признаки относятся как к объек­тивной стороне халатности, так и к ее субъективной стороне.

Неисполнение должностным лицом своих обязанностей означает его бездействие, характеризующееся непринятием мер по службе, несовер­шением конкретных действий, входящих в круг полномочий указанного лица.

Под ненадлежащим исполнением обязанностей понимается соверше­ние должностным лицом действий не в полном объеме либо вопреки ус­тановленному порядку или правилам.

Уголовно наказуемая халатность предполагает в обязательном по­рядке, что исполнение соответствующих обязанностей входило в круг правомочий должностного лица, закрепленных в конкретном законе ли­бо ином нормативном правовом акте, а также в соответствующих долж­ностных инструкциях, приказах, распоряжениях и т. д. Отсутствие над­лежаще оформленного правового акта о круге обязанностей должност­ного лица исключает ответственность за халатность.

При решении вопроса об ответственности должностного лица за со­вершение данного преступления необходимо устанавливать, какие кон­кретно обязанности не были исполнены либо исполнены им не надлежа­ще и имелась ли у него реальная возможность исполнить их должным образом.

Состав рассматриваемого преступления имеется лишь в случае, когда по делу установлена причинная связь между противоправными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими послед­ствиями.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления выража­ется в недобросовестном или небрежном отношении к службе.

Если отношение должностного лица к неисполнению или ненадле­жащему исполнению своих обязанностей характеризуется недобросове­стностью, в этом случае отношение указанного лица к последствиям дея­ния выражается в форме легкомыслия, т. е. когда это лицо без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение вред­ных последствий деяния.

Если же отношение должностного лица к неисполнению или ненад­лежащему исполнению своих обязанностей характеризуется небрежно­стью, отношение его к последствиям преступления может выражаться только в форме небрежности.

Последствия рассматриваемого состава преступления в виде су­щественного нарушения прав и законных интересов граждан или орга­низаций либо охраняемых законом интересов общества или государства аналогичны последствиям от иных должностных преступлений.

 

Вопрос 80.Взяточничество.

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО - собирательный термин, охватывающий два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - получение взятки и дачу взятки.

Получение взятки — одно из самых опасных видов должностных преступлений. Посягая на нормальное функционирование аппарата управления государством, распространение этого вида преступлений дезорганизует деятельность органов управления, дискредитирует госу­дарственные институты в глазах населения.

Субъектом указанного преступления в соответствии с примеча­ниями к ст. 285 УК РФ может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или ад­министративно-хозяйственные функции в государственных органах, ор­ганах местного самоуправления, государственных и муниципальных уч­реждениях, а также в Вооруженных Силах РФ и воинских формировани­ях Российской Федерации.

Понятие исполнения функций представителя власти, а также орга­низационно-распорядительных функций и административно-хозяйст­венных функций дано во вступительном комментарии к главе 30 настоя­щего издания.

Объективная сторона получения взятки выражается:

а) в действиях (бездействии) должностного лица в пользу взяткода­теля или представляемых им лиц; если такие действия (бездействие) вхо­дят в служебные полномочия должностного лица;

б) в способствовании указанным действиям (бездействию) в пользу тех же лиц со стороны должностного лица в силу его должностного поло­жения;

в) в общем покровительстве или попустительстве по службе по от­ношению к взяткодателю и представляемым им лицам;

г) в совершении должностным лицом незаконных действий либо в его противоправном бездействии в пользу указанных лиц.

Таким образом, особенность данного состава преступления состоит в том, что взятка может быть получена как за незаконные действия (без­действие) должностного лица, так и за действия (бездействие), которые входят непосредственно в его компетенцию, и должностное лицо было вправе в установленном порядке выполнить в пользу взяткодателя или представляемых им лиц то или иное действие либо, напротив, не прини­мать никаких мер.

Другой особенностью получения взятки является то обстоятельство, что ее субъектом может быть признано и такое должностное лицо, кото­рое хотя и не обладало полномочиями для выполнения в интересах взят­кодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного по­ложения могло за взятку принять меры к совершению этих действий дру­гими должностными лицами.

Использование должностным лицом в интересах дающего вознаграж­дение личных отношений, если они не связаны с занимаемой им должно­стью, не может рассматриваться как исполнение должностного положе­ния и не образует состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в част­ности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочеред­ным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий, не вызываемых необходимостью.

К попустительству по службе следует относить, например, неприня­тие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия (п. 4 постановления Пленума Верховно-го Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».

Предметом взятки, как на это указано в самой норме, могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера, под которыми понимаются оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги, например предоставление санаторных и ту­ристических путевок, производство ремонтных, строительных и других работ.

Если деньги и иные имущественные выгоды были предоставлены родным и близким должностного лица, он согласился с этим либо не возражал против такого предоставления выгоды и использовал свои должностные полномочия в интересах взяткодателя, действия должност­ного лица квалифицируются как получение взятки.

Получение взятки считается оконченным преступлением с мо­мента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. Если взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополу­чателя, содеянное им должно квалифицироваться как покушение на по­лучение взятки.

Данное преступление совершается только с прямым умыслом.

 

Объективная сторона данного преступного деяния заключается в даче (незаконном вручении, пересылке и т. д.) должностному лицу лич­но или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного иму­щества или выгод имущественного характера.

Дачей взятки лицо преследует цель извлечь соответствующую, пользу для себя либо для представляемых им лиц, осознавая при этом, что получившее взятку должностное лицо может или должно совершить соответствующие действия по службе либо, напротив, не должно прини­мать мер, которые следовало принять.

Если взяткодатель, передавая должностному лицу деньги или иное имущество, склоняет его к совершению противоправных действий, об­разующих иной состав преступления (например, превышение должност­ных полномочий, служебный подлог), содеянное взяткодателем должно квалифицироваться по совокупности как дача взятки и соучастие в со­вершении соответствующего преступления.

В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февра­ля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и ком­мерческом подкупе»1 разъяснено, что действия лица, давшего взятку за получение каких-либо преимуществ для государственных или общест­венных организаций, должны квалифицироваться как дача взятки, а при наличии оснований — по совокупности с другими преступлениями (хи­щение, злоупотребление должностными полномочиями и др.).

Должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе ра­ботнику добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки другому должностному лицу, несет ответственность как взяткода­тель, а работник, договорившийся о выполнении за взятку обусловлен­ных действий и вручивший взятку, должен нести ответственность как со­участник дачи взятки.

Дача взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда предлагаемая взятка не принята, действия взяткодателя следует квали-фицировать как покушение на дачу взятки, а действия его посредника — как соучастие в покушении на дачу взятки.

Субъектом данного преступления могут быть как частные, так и должностные лица, достигшие возраста 16 лет.

С субъективной стороны дача взятки характеризуется только пря­мым умыслом. Давая взятки, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что тем самым совершается подкуп должно­стного лица, и желает этого, рассчитывая на то, что должностное лицо совершит обусловленные взяткой действия (бездействие) по службе.

 

Вопрос 81.Привлечение заведомо не виновного к уголовной ответственности. Не законное освобождение от уголовной ответственности. Фальсификация доказательств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.