Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение и значение международного механизма правовой защиты прав человека




Нормативные правовые акты

Конституция РФ. Ст. 45–48.

О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 766.

Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

Гражданский кодекс РФ. Ст. 14, 1066, 1067.

Уголовный кодекс РФ. Ст. 37, 39.

Кодекс об административных правонарушениях РФ. Ст. 2.7.

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

Литература

Ардашкин В. Д. Меры защиты как общеправовая научная категория / В. Д. Ардашкин // Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. М., 1973. С. 162–166.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М. В. Баглай. 3-е изд., изм. и доп. М., 2002. С. 160, 253–254.

Булатов К. Г. Административная и судебная защита граждан и юридических лиц в Российской Федерации: система, институты, правовой механизм / К. Г. Булатов. М., 1998.

Ведяхин В. М. Защита права как правовая категория / В. М. Ведяхин, Т. Б. Шубина // Правоведение. 1998. № 1. С. 67–79.

Головистикова А. Н. Права человека: учебник / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына. М., 2006.

Гражданский процесс: учебник / под ред. М. С. Шакарян. М., 1993. С. 118–129.

Грибанов В. П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав / В. П. Грибанов. М., 1972.

Дмитриев Ю. А. Судебная власть в механизме разделения властей и защита прав и свобод человека / Ю. А. Дмитриев, Г. Г. Черемных // Гос-во и право. 1997. № 8. С. 44–50.

Зорькин В. Д. Конституция и права человека в XXI веке. К 15-летию Конституции Российской Федерации и 60-летию Всеобщей декларации прав человека / В. Д. Зорькин. М., 2008.

Клейменова Е. В. Защита прав и свобод человека и гражданина в Конституционном Суде Российской Федерации: учеб. пособие / Е. В. Клейменова. СПб., 2002.

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В. В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2001. С. 28–29.

Никитин А. С. К вопросу о понятиях «охрана» и «защита» в российском праве / А. С. Никитин // Гос-во и право. 2008. № 4. С. 21–26.

Нудненко Л. А. Новый закон об обращениях граждан: достоинства и недостатки / Л. А. Нудненко, Н. Ю. Хаманева // Гос-во и право. 2007. № 3. С. 3-7.

Радищев А. Н. Проект гражданского уложения / А. Н. Радищев // Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина XVIII века / под общ. ред. С. А. Покровского. М., 1959. С. 484.

Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2003.

Стремоухов А. В. Правовая защита человека / А. В. Стремоухов. СПб., 2006.

Глава 22. Международный механизм правовой защиты прав человека

Эффективность осуществления международно-правовой защиты человека зависит от государств — субъектов этой системы, к которым относится и Россия. Деятельность государств, направленная на осуществление целей международных норм и включающая как определенные действия, так и воздержание от действий, составляет процесс, обозначаемый имплементацией международных норм[911]. Термин «имплементация» широко употребляется в мировой и отечественной литературе и практике. Исследователи имплементации обычно делят ее на две взаимосвязанные части[912]: международно-правовую и внутриправовую.

Это значит, что механизм правовой защиты прав человека устанавливается не только Конституцией РФ и отраслевым законодательством, но и международным правом, а это, в свою очередь, неизбежно вызывает вопрос о границах этих механизмов.

Часть 3 ст. 46 Конституции РФ предусматривает право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если есть международный договор РФ, учреждающий международно-правовой механизм защиты прав и свобод человека, и если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Таким образом, Российская Федерация дополняет внутригосударственные способы судебной защиты международными способами защиты основных прав каждого лица, находящегося под юрисдикцией РФ.

Международный механизм правовой защиты прав человека включает как условия реализации прав человека (содействие осуществлению международных соглашений в области прав человека, международный контроль за соблюдением прав человека и др.), так и средства их защиты (международно-правовые нормы, фиксирующие права человека, деятельность ООН, других международных организаций, а также государств, юридические процедуры, юридическую международную ответственность за массовые нарушения прав человека, работу международных правозащитных организаций). Учреждение и функционирование такого механизма является одним из наиболее значительных в международной защите прав человека[913].

Международно-правовая защита человека и внутригосударственная правовая защита — это две различные правовые системы. Однако объективно необходимым является их постоянное взаимодействие в виде влияния друг на друга. Функционирование международно-правовой защиты требует содействия со стороны внутригосударственной правовой защиты человека. Именно такая необходимость служит основной причиной воздействия международно-правовой защиты на внутригосударственную.

Внутригосударственная российская правовая защита человека не может противоречить международно-правовой. Это вытекает из принципа примата международного права над внутригосударственным правом. Принимаемые Россией в этой области законы в своей основе соответствуют международным обязательствам.

Нормы международно-правовой защиты прав человека стали фактором правовой защиты человека в России. Они имеют огромное значение для внутригосударственного права Российской Федерации в целом и межотраслевого института правовой защиты человека в частности. Значение международно-правовой защиты прав человека сводится к следующему:

— во-первых, она создает международную систему гарантий соблюдения прав человека, которая непосредственно действует и в России;

— во-вторых, через международные механизмы по правам человека позволяет отдельным лицам добиваться восстановления нарушенных прав и справедливого разрешения споров с государством на основе признанных на глобальном уровне стандартов: индивиды получили прямой доступ в международные органы по правам человека (Комитет по правам человека, Европейский суд по правам человека и др.);

— в-третьих, действие системы международно-правовой защиты прав человека в целом приводит к изменениям в национальном законодательстве России в соответствии с установленными международными актами о правах человека и стандартами;

— в-четвертых, само существование системы делает все более «правопослушными» российского законодателя, должностных лиц и правоприменительные органы. Система международно-правовой защиты прав оказывает предупреждающее, профилактическое воздействие, направленное на избежание возможных нарушений прав человека;

— в-пятых, механизм международно-правовой защиты прав содействует более тесному объединению и развитию правовой системы России с подобными системами государств, в ней участвующих;

— в-шестых, российские суды при вынесении решений, затрагивающих права человека, ссылаются на нормы международно-правовой защиты прав, а по некоторым делам и руководствуются ими. Внутригосударственная правовая защита прав перестала быть чисто национальным явлением.

Обязанность России состоит не просто в соблюдении ею прав человека, а в полной их реализации с помощью государственно-правовых средств. РФ как суверенное государство определяет способы защиты прав человека в соответствии с внутренним законодательством и действующими международными актами. При этом она должна обеспечить осуществление прав человека без всяких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и международно-правовыми стандартами.

Нормы российского права являются основными инструментами внутригосударственной правовой имплементации международно-правовой защиты прав человека. Применяя их, РФ должна, в конечном счете, осуществить цели и принципы, заложенные в международных договорах о правовой защите прав человека.

Обобщение существующих точек зрения на механизм международной правовой защиты человека дало возможность выделить в нем такие подмеханизмы[914], как: 1) механизм содействия осуществлению международных соглашений в области прав человека[915]; 2) механизм международного контроля за соблюдением государствами прав человека[916]; 3) механизм защиты прав человека в международных судах[917].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.