Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принудительные средства защиты прав человека




В случае ущемления права человека субъекты права используют принудительные средства защиты. Средства защиты прав человека — это материально-правовые и процессуально-процедурные нормы, которые в соответствии с законом используются юрисдикционными органами по требованию человека для принудительного восстановления его нарушенного (оспоренного) права. Средства защиты прав человека в праве делят на: 1) меры (способы) защиты и 2) меры ответственности[895].

Средства правового воздействия, которые применяются компетентными органами в отношении обязанных лиц или правонарушителей с целью восстановления нарушенного (оспоренного) права человека, принято считать мерами (способами) защиты.

Правовая категория «меры защиты» объединяет достаточно широкий круг правовых средств (способов) воздействия на обязанных лиц. Только ст. 12 ГК РФ называет 11 способов защиты гражданских прав. К ним относятся: признание права; восстановление положения; существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Кроме того, допускается использование и других мер защиты кроме поименованных в ст. 12, если на этот счет есть прямое указание в законе.

Уголовно-процессуальное право выделяет такую важную меру защиты, как реабилитация[896], то есть оправдание или прекращение уголовного дела в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного за отсутствием события преступления либо за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления[897]. Кроме того, УПК РФ от 18 декабря 2001 г. к числу мер (способов) защиты имущественных интересов пострадавших от преступных посягательств относит: гражданский иск в уголовном деле (п. 10 ч. 1 ст. 299, ст. 309); возмещение имущественного и морального вреда или уголовно-правовая реституция (ст. 135, 136).

Отличительными признаками, характеризующими меры защиты как элемент механизма защиты права человека, являются следующие:

— они преследуют цель предоставить человеку с помощью принудительной силы возможность осуществить его основное право, несмотря на определенные препятствия со стороны других органов и лиц;

— они применяются к обязанным лицам и правонарушителям не за виновные деяния и поэтому не преследуют цель их наказания. Неблагоприятные последствия, претерпеваемые лицами, к которым применены меры защиты, ограничиваются необходимостью восстановления нарушенного права. На первый план при применении мер защиты выдвигается не правонарушитель, а лицо, интересы и права которого нарушены;

— меры защиты направлены на устранение последствий правонарушения и исчерпывающим образом разрешают вопрос, вызвавший их применение. В результате их осуществления полностью восстанавливается нарушенное право человека;

— потребность в использовании мер защиты возникает в тех случаях, когда без вмешательства компетентных органов человеку не представляется возможным восстановить существовавшее ранее положение.

Таким образом, меры защиты могут быть охарактеризованы в качестве первичных правозащитных санкций, имеющих ограниченную программу — восстановление нарушенного права без наложения на лицо какого-либо наказания.

Меры ответственности — вторичные принудительные средства защиты, которые возникаютв том случае, когда первичные (принудительные) средства защиты в виде мер защиты не дали возможности восстановить основное право человека из-за негативной позиции обязанного лица. Эти меры являются способами материализации юридической ответственности как конституционно-правового института и важнейшей гарантии надлежащей защиты прав человека. Они, кроме того, являются элементом структуры юридической ответственности. А посему мерам ответственности присущи те же признаки, что и системе правовой ответственности в целом. Следовательно, дать определение мерам ответственности невозможно без определения понятия и содержания самой юридической ответственности.

Будучи сложным социальным явлением, юридическая ответственность явилась предметом многочисленных исследований и научных споров. Следствием споров стало появление двух основных подходов к ее определению.

Первый подход (получил развитие в начале 1960-х гг.[898]) сводится к тому, что юридическая ответственность есть не что иное, как предусмотренная санкцией правовой нормы мера государственного принуждения, в которой выражается государственное осуждение виновного в нарушении прав человека и которая состоит в претерпевании им лишений и ограничений личного, имущественного или организационного характера[899].

Второй подход выражен С. Н. Кожевниковым, считающим, что «юридическая ответственность — это обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение»[900]. Многие правоведы придерживаются мнения, что юридическая ответственность как обязанность более адекватно отражает юридическую ответственность[901].

Тем не менее и второе определение страдает незавершенностью. В нем употреблен не вполне адекватный термин — «лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение», который имеет очень широкое значение. Этот термин, к примеру, можно употреблять и применительно к мерам защиты прав (в частности, к изъятию вещи у добросовестного приобретателя). Кроме того, второе определение никаким образом не характеризует субъект ответственности. А главное в его характеристике — это виновность.

Конструктивный анализ двух подходов к определению юридической ответственности дал возможность определить юридическую ответственность как обязанность виновного лица претерпевать лишения штрафного (наказательного) государственно-властного характера за нарушение прав человека, которые выражаются в ограничениях конституционного, личного или имущественного характера.

Юридическая ответственность характеризуется несколькими признаками. Среди них следующие: 1) субъектом правовой ответственности может стать лишь лицо, виновное в нарушении прав человека. Это обстоятельство является главным критерием для выбора того или иного вида государственного принуждения — мер защиты или мер ответственности; 2) юридическая ответственность — это одна из форм государственно-принудительного воздействия на нарушителей прав человека. Она связана с применением принудительных мер преимущественно штрафного характера, выступающих в виде лишений личного, имущественного и организационного порядка; 3) юридическая ответственность применяется к нарушителям прав только уполномоченными на то государственными или иными органами; 4) ответственность реализуется через применение к нарушителю соответствующих мер юридической ответственности, предусмотренных санкциями правовых норм; 5) специфической чертой ответственности является обязанность претерпевания нарушителем прав мер государственно-принудительного воздействия.

Из сказанного следует, что ответственности присущи наказательная, ограничительная и стимулирующая функции, а защите права — восстановительная[902] и компенсационная. Достижению целей юридической ответственности способствует ее отраслевая структура, в которой выделяют такие виды, как конституционная, уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная ответственность. Кроме того, в последнее время исследователи выделяют и следующие виды: международная, семейно-правовая и процессуальная ответственность.

Вид юридической ответственности определяется с помощью трех критериев: 1) объектом нарушения основных прав; 2) характером неблагоприятных последствий, вызванных нарушением этих прав и 3) порядком применения санкций к виновным лицам.

Конституционная ответственность [903].Для защиты закрепленных в Конституции РФ прав человека необходима система процедур, основанная на единой теории конституционной ответственности. Считается, что она состоит из нескольких направлений, каждое из которых требует формирования относительно самостоятельного механизма[904].

Первое направление — это ответственность властных структур перед обществом за реализацию тех полномочий, которые народ как единственный носитель власти передал конкретным государственным институтам и отдельным лицам. Отзыв депутата, роспуск Государственной Думы РФ — меры конституционной ответственности, наступающие в результате ненадлежащего исполнения ими своих властных полномочий, в том числе и по защите основных прав человека.

Второе относительно самостоятельное направление конституционной ответственности — это ответственность государства за обеспечение прав и свобод человека и гражданина, что закреплено в ст. 2 Конституции РФ. Если в рамках первого направления конституционной ответственности действует принцип персональной ответственности, когда каждый отвечает за себя, то здесь государство в лице своих представителей отвечает за действия (бездействия) любого органа государственной власти, должностного лица, виновного в нарушении основных конституционных прав и свобод человека и гражданина. В большинстве своем речь должна идти о гражданской ответственности, но в некоторых случаях налицо именно конституционная ответственность. Наиболее очевидна международная ответственность государства перед отдельной личностью или группой лиц в случае обращения последних в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (п. З ст. 46 Конституции РФ).

Третье направление — это конституционная ответственность отдельной личности, а равно группы лиц за невыполнение своих обязанностей или за злоупотребление своими правами, закрепленными в Конституции РФ. Мерой конституционной ответственности в этом случае будет любое ограничение или лишение основных конституционных прав и свобод гражданина.

Субъектами конституционной ответственности являются лишь те субъекты права, кто обладает конституционными правами, или те, кто несет конституционные обязанности: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения, граждане РФ, государство в целом, субъекты Федерации.

Основанием наступления конституционной ответственности является прямое или косвенное (в случае конкретизации конституционных норм в текущем конституционном законодательстве) нарушение норм Основного закона. Необходимо учесть, что конституционная ответственность призвана охранять не только нормы самой Конституции, но и наиболее важные общественные отношения в конституционной сфере, которые могут быть и не закреплены в Основном законе страны.

В юридической литературе, как правило, конституционная ответственность не распространяется на граждан и их объединения, а российское законодательство не предусматривает конституционных санкций за невыполнение гражданами и их объединениями своих конституционных обязанностей, а Конституционному Суду РФ такие дела не подведомственны.

Не исключено положение, когда государство вынуждено для защиты определенных общественных отношений прибегать к мерам не только конституционно-правовой, но и иных видов юридической ответственности. Использование иных видов юридической ответственности в этих случаях связано с тем, что все общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, являются базовыми, основополагающими. Они образуют фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Поэтому государство использует все средства их защиты, все виды юридической ответственности. Необходимость использования всех видов юридической ответственности для защиты конституционно-правовых отношений определяется также спецификой санкций конституционно-правовой ответственности, которые, как правило, сами по себе не носят ни карательного в прямом смысле этого слова, ни компенсирующего характера[905].

Учитывая изложенное, следует признать, что конституционная ответственность — это необходимость наступления неблагоприятных последствий за невыполнение или неисполнение субъектами права своих конституционных обязанностей по обеспечению основных прав человека[906]. Такие характерные черты конституционной ответственности, как ее многоаспектность и латентный (скрытый) характер, создают трудности в вопросе ее выделения в качестве самостоятельного вида юридической ответственности.

Уголовная ответственность за нарушение прав человека отличается наиболее жесткими мерами государственного принуждения, применяется только судом общей юрисдикции и только к лицу, виновному в совершении преступления. За каждое преступление, предусмотренное нормой Особенной части УК РФ, санкцией этой нормы установлена конкретная мера уголовной ответственности. Все меры уголовной ответственности классифицируются на: а) только основные (исправительные работы, ограничение свободы и др.); б) только дополнительные (конфискация имущества и лишение почетного, воинского или специального звания), а также в) применяемые в качестве основных или дополнительных (лишение права занимать определенные должности, штраф и другие; ст. 45 УК РФ).

Гражданско-правовая ответственность за нарушение имущественных и личных неимущественных прав человека есть такая форма государственного принуждения, которая связана с применением мер имущественного характера, установленных санкциями правовых норм или договором, и направлена на восстановление нарушенных прав человека. В зависимости от конкретных обстоятельств ответственность по гражданскому праву может быть: договорной и внедоговорной, долевой и солидарной, субсидиарной и в порядке регресса.

Меры ответственности по гражданскому праву являются в основном компенсационными, то есть имеют целью восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны (возмещение убытков (ст. 393 ГК РФ), взыскание неустойки (ст. 394), уплата процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395), отобрание вещи у должника и передача ее кредитору (ст. 399) и многие другие).

Административная ответственность за нарушение прав наступает тогда, когда есть нарушения постановлений государственных органов управления, за которые применяется взыскание органами или лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчиненности по совместной трудовой деятельности (например органами внутренних дел). Она выражается в применении органами исполнительной власти мер административной ответственности к виновным в нарушении прав человека лицам (например, штрафа, административного ареста и других мер, предусмотренных ст. 24 КоАП).

В современных условиях особое значение приобретает ответственность за нарушения прав человека государственными служащими и должностными лицами. В связи с этим кроме отраслевой юридической ответственности для государственных служащих и должностных лиц предусмотрена еще и дисциплинарная ответственность. Она осуществляется путем наложения дисциплинарных взысканий администрацией той организации, где трудится работник (служит сотрудник), или вышестоящим органом в порядке подчиненности[907].

Порядок реализации дисциплинарной ответственности за нарушение прав человека установлен: военнослужащих — Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил России от 10 ноября 2007 г.[908]; сотрудников органов внутренних дел — Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 34–42) от 23 декабря 1992 г.[909]; государственных служащих — Федеральным законом РФ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 57)[910]. Так, в ч. 5 ст. 14 последнего из них записано: «Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действие или бездействие, ведущее к нарушению прав и законных интересов граждан».

Целью мер ответственности за нарушение прав является удовлетворение морально-правовых и материальных притязаний человека обязанному лицу в форме применения к нему принудительных штрафных санкций. Меры ответственности, таким образом, в отличие от мер защиты, обращены не к управомоченному лицу, а к правонарушителю.

Исходя из вышеизложенного, под мерами ответственности за нарушение прав человека необходимо понимать материально-правовые способы принуждения виновного лица претерпевать отрицательные для него последствия штрафного характера, предусмотренные санкциями правовых норм.

Механизм защиты прав человека действует в определенных политических и социально-психологических условиях, которые могут как снижать эффективность этого механизма, так и усиливать его действие. Устранение негативных факторов поможет создать условия, обеспечивающие эффективное действие этого механизма.

Контрольные вопросы

Конституционное право человека на защиту права законом.

Основания возникновения права на защиту.

Материально-правовое содержание права на защиту.

Процессуальное содержание права на защиту.

Определение и содержание правовой защиты прав человека.

Формы правовой защиты прав человека.

Юрисдикционная форма защиты основных прав человека.

Процессуально-процедурная форма защиты права.

Судебные и несудебные формы защиты.

Защита прав человека Конституционным Судом.

Общественная защита.

Неюрисдикционная форма защиты основного права.

Правовые принудительные средства защиты.

Меры (способы) защиты прав человека.

Меры и виды юридической ответственности за нарушение прав человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.