Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоотношение: права и обязанности субъектов в информационном праве




Виды и особенности информационных правоотношений

Способов классификации правоотношений много. Они могут выстраиваться в зависимости от: статуса субъектов, их целей; видов и режима информационных объектов, в ка­честве предмета правоотношений; их значения для обеспе­чения информационном безопасности; степени обеспечения массовой потребности в информации; учета форм реализа­ции прав и свобод человека и гражданина; потребностей оценки ответственности за правонарушения в информаци­онной сфере и т.д. Такие подходы могут быть реализованы в процессе правового мониторинга, которому в учебнике посвящена специальная глава. В данном случае обратим внимание только на несколько аспектов этой темы.

Что отличает информационные правоотношения от пра­воотношений в других отраслях нрава?

1. Участниками информационных правоотношений яв­ляются все виды субъектов права: государства, междуна­родные ассоциации, физические лица, любые виды орга­низаций, включая органы публичной власти, юридические лица, общественные организации.

2. Информационные правоотношения возникают по воле участников отношений или на основе реализации между­народных и национальных правовых предписаний (конвен­ций, договоров, законов).

3. Правоотношения могут возникать помимо воли одной из сторон, в результате безадресной и принудительной рас­сылки информации и только при установлении источника (адреса) такой рассылки, распространения информации.

со структурой правовой нормы. Это дает следующую кар­тину (табл. 2).

4. Информационные правоотношения могут быть сроч­ными и бессрочными - длящимися независимо от воли одного из субъектов на основе закона. Это касается соблю­дения правового режима информационных объектов.

5. В зависимости от правового режима информацион­ного объекта — предмета отношений и ролей субъектов, содержание правоотношения может быть публичным, гражданско-правовым либо смешанным, включать условия разного характера и влечь различные виды ответственно­сти при неисполнении прав и, следовательно, обязанностей сторон правоотношений.

6. На большую часть информационных правоотношений распространяется режим открытости и гласности.

По юридической характеристике правоотношения могут быть: 1) правоустанавливающими; 2) правоприменитель­ными; 3) правообязывающими; 4) разрешительными; 5) за­претительными; 6) правоохранительными; 7) карательны­ми п т.п.

 

Правоотношение, т.е. взаимодействие двух и более участников, объединяемых интересом по поводу конкрет­ной цели, является способом ввести эти отношения в рамки закона и получить конкретный результат. А. А. Стрельцов выделяет пять групп информационных отношений, свой­ственных взаимодействию субъектов в информационной сфере. Это правоотношения:

1) товарно-денежные, в которых информация в форме сообщений выступает в качестве товара, услуги или объек­та прав интеллектуальной собственности;

2) духовные, в которых информация в форме сведений воздействует на психическое состояние субъектов, форми­рование их мировоззрения;

3) в области социального и государственного управле­ния, где сведения и сообщения выступают в качестве ле­гитимного воздействия на управляемых субъектов для обе­спечения их требуемого поведения;

4) В области управления техническими и технологически­ми системами, в которых информация в форме сообщений, обеспечивающих согласованное функционирование этих си­стем, выступает в качестве объекта отношений между владель­цами систем и персоналом, обслуживающим эти системы;

5) связанные с повседневным общением между людьми, в которых информация в форме сведений выступает в каче­стве средства обеспечения адаптации индивидов к услови­ям окружающей действительности, а в форме сообщений — в качестве обмена сведениями.

Для возникновения любого правоотношения необходи­мо такое условие, как юридический факт. По определению С. С. Алексеева, юридическим фактом является конкрет­ное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекраще­ние правовых последствий (правоотношений). В. Б. Исаков к таким фактам относит те фрагменты окружающей нас действительности, которые выступают в виде материально-юридических явлений. Сегодня весьма актуальным стал и вопрос о нематериально-юридических явлениях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.