КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О легитимной основе права на информацию
Право на информацию — важнейший институт информационного права Виды правовых институтов информационного права Понятие институтов информационного права Понятие института права Важнейшим инструментальным феноменом является «институт права». Институт в праве — основная после нормы системообразующая единица. Это категория научная: классификационная и содержательная. Исходная позиция при определении значимости правовых институтов гласит: «Юридические правила — это не нормы, оторванные и не зависящие друг от друга». Правила образуются во взаимодействии норм, относящихся к одной общей цели. Итак, комплекс юридических правил, который охватывает ряд однородных отношений социального плана, служащих сходным целям, обеспечивает гармонизированный характер правового регулирования и органически входит в правовую систему, можно определить как правовой институт. Различают межотраслевые и отраслевые институты2. Это говорит о том, что в одном каком-либо акте реализовать определенный институт невозможно. Категория «институт права» выполняет роль связи норм отдельных отраслей права с реальными отношениями, реализуемыми в определенных областях через методы и формы воздействия на поведение участников этих отношений. Специалисты теории права указывают следующие признаки правового института. В. М. Сырых выделяет такие признаки, как: • юридическое единство правовых норм, определяемое предметной средой отношений: • возможность обеспечить полноту регулирования совокупности однородных отношений; • возможность обособить нормы, образующие институт в одном акте или в существенно связанных между собой нескольких нормативных правовых актах. ПА. Власенко определяет институт права как небольшую, устойчивую группу правовых норм, являющихся частью отрасли права и регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Французский теоретик права Жан-Луи Бержель поддерживает точку зрения относительно трактовки юридических институтов как комплекса «юридических правил, который охватывает ряд отношений социального плана, служащих одним и тем же целям»1. Этот признак — направленность института на управление отношениями в определенной сфере — весьма существен и заслуживает особого внимания в процессе законотворчества, а также в процессе формирования отрасли права как полноценной составляющей правовой системы. Институт отличается от юридического правила и от общих принципов. Институты в праве создают подсистемы, объединяющие нормы по признаку общности предмета регулирования и субъектов, реализующих определенный интерес или обязанность в данной правовой подсистеме.
Для правовою института свойственны устойчивость, систематичность, длительность и вместе с тем гибкость — отклик на изменяющиеся условия жизни. Важно и такое свойство правовых институтов, как цементирующая, укрепляющая роль связи отраслевых институтов для отделения норм одной отрасли от другой в системе права. Для всей системы права такое же значение выполняют общие правовые институты. Ж.-Л. Бержель утверждает, что за внешним разделением права на отрасли можно увидеть основные векторы позитивного права. Он отслеживает связь юридических институтов с системами социальных интересов и сфер деятельности. Теоретики российского права чаще обращаются к таким категориям, как правовой статус и правовой режим и реже — к другим правовым институтам. Но именно через правовой институт и осуществляется реализация интереса определенного субъекта или обеспечивается режим определенных предметов, областей социальных отношений.
К общим институтам права можно отнести такие, как институт прав и свобод человека и гражданина, институты правового равенства, правосубъектности, государственного устройства, суверенитета, законности, ответственности, правового статуса и др. По названию многие общие институты могут совпадать с названиями принципов. Но различие между этими категориями в том, что принципы определяют требования, установки, а институт состоит из совокупности правовых норм, которые обеспечивают реализацию принципов. Общие институты, включаясь в отрасли права, формируют отраслевые институты, отражающие специфику отрасли, в системе которой действуют и такие институты, которые идеологически и генетически связаны с общими принципами и институтами. Отраслевые институты чаще всего связаны с предметной сферой реальных отношений различных субъектов права.
Информационное право как молодая отрасль в системе российского права первоначально формировалась с ориентацией на институты-предметы, выделяя темы субъектов информационного права, информацию как предмет правового регулирования. Соблюдалась и ориентация на общие принципы и институты, но специального внимания теме институтов, их наполнению, функциональной роли в их разнообразии и единстве в отрасли не уделялось. В настоящее время можно сформулировать следующее определение. Институтами информационного права являются такие блоки правовых актов и норм, которые, будучи сгруппированы по единой цели, обеспечивают регулирование отношений, связанных с формированием и использованием информационных ресурсов, информационных и коммуникационных технологий, очерчивают цели инновационных процессов на основе ИКТ, мобилизуют законодателя и правоприменителей на удовлетворение потребностей субъектов права в информационной сфере. Общие правовые институты в информационном праве В каждой отрасли права общие правовые институты обязательно получают определенную реализацию. Но в наибольшей степени для информационной сферы отношений имеют значение такие институты, как: права и свободы человека и гражданина; охрана достоинства личности, информационная безопасность; государственный и родной язык; гарантии свободы мысли и слова; охрана интеллектуальной собственности; гарантии судебной защиты прав и свобод; и др.
Общие институты права закреплены в нормах Конституции. Нормы, которые по своему содержанию являются непосредственно информационными, могут либо сами формировать институт, либо войти в такой институт составной частью. К ним относятся: 1) неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ст. 23 Конституции); 2) защита своей чести и доброго имени (ст. 21, 23); 3) необходимость получения согласия гражданина на сбор, хранение и распространение информации о его частной жизни (ст. 24); 4) тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (ст. 23); 5) свобода выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26); 6) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом — институт свободы информации (ч. 4 ст. 29); 7) гласность и свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29); 8) государственная тайна; 9) достоверность информации об окружающей среде; 10) запрет ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19); 11) запрет на действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни — институт обеспечения информационной безопасности государства (ст. 13). Конституция устанавливает непосредственную действенность прав и свобод человека и гражданина, представленных в гл. 2. И названные выше нормы конституционного уровня непосредственно действуют в информационной сфере. Однако их перечень не исчерпывает проблемы образования институтов информационного права. Некоторые из конституционно закрепленных норм получают более глубокую проработку в законах РФ и в законах субъектов РФ. В информационной сфере действуют уже сложившиеся общие, а также институты других отраслей права. Например, институт законотворчества, правоприменения, правовой ответственности, государственного регулирования и др.
Значение категории института в информационном нраве весьма существенно. Это категория связи правопонимания в социальной среде и выявления наиболее типичных отношений в информационной сфере с уже сложившимися правовыми механизмами, а также формирования новых правоотношений, облекаемых в позитивную форму правового регулирования. Институт права, подобно мостику, соединяет практику и законодательство. С учетом этой его функции можно институт права назвать научно-практической категорией. В информационном праве институты формируются постепенно на двух основах. Первая основа — это уже упомянутые общеправовые институты, заложенные в Конституции. Вторая — это практика, которая, не укладываясь в систему уже существующих институтов, может формировать новые области правового регулирования. В начале формирования науки информационного права и создания первых учебников по этой дисциплине были выделены 10 практически значимых областей в информационной сфере, которые требовали правового внимания. Они включали: решение общих организационных проблем; информацию, информационные ресурсы; право на информацию; международный обмен информацией; информатизацию; СМИ, телерадиовещание; информационную безопасность; управление в области информации и информатизации; информационную деятельность, информационные отношения; ответственность за правонарушения в области информации и информатизации. Такая систематизация проблем была отражена в публикациях 1990-х гг. и в одном из первых учебников по информационному праву1. Нельзя сказать, что предложенная тогда систематизация проблем представляла собой перечень правовых институтов. Здесь явно просматривалось несовпадение. Да и сам перечень не покрывал всех практических проблем, которые бы «просились» или встраивались в институты информационного права. Уже тогда необходимо было выстроить перечень проблем, продиктованных жизнью, для их синхронизации с действующим законодательством в целях выявления групп правовых норм, направленных на регулирование соответствующих областей практики. Попробуем сделать это сейчас, сопоставляя общие информационно-правовые институты конституционного уровня, институты, которые формируются на основе этих общих институтов в информационной отрасли с учетом развития практики информационной сферы. Получится такая шапка таблицы, которую не заполняем, так как она повторит уже сказанное (табл. 3). Таблица 3 Предпосылки формирования правовых институтов информационного права
Из предыдущего перечня позиций, если их разместить по этим графам таблицы, видно, что они во многом сопоставимы, а часто и совпадают. Однако по содержанию они различаются существенно. Приведенная форма таблицы позволяет выделить 10 институтов, аккумулирующих нормативные правовые акты и нормы по основным направлениям правоотношений в информационной сфере. Каждый из институтов имеет достаточно сложную внутреннюю структуру и содержит несколько пединститутов, связанных между собой, но различающихся по предмету и методам регулирования. Например, институт правового режима отражает метод регулирования, но расслаивается на пединституты по признаку предметов регулирования: а) информационных объектов и ресурсов; б) информационных технологий; в) информационно-коммуникативных технологий. В свою очередь, правовой режим информационных ресурсов дробится на четыре обозначенные выше направления регулирования: документирование, определение права обладателя, установление категории по доступу и распространению, установление правил защиты этих ресурсов. Институт права на информацию, который можно назвать «институтом свободы информации», также имеет несколько внутренних разделов, определяемых в соответствии с формулировкой ч. 4 ст. 29 Конституции. Это рассмотрено в соответствующей главе учебника. Здесь же важно подчеркнуть, что, аккумулируя правовые акты и отдельные правовые нормы по предметному признаку или цели регулирования, институт в информационном праве как бы создает контур классификатора предметов и форм правового регулирования социальных отношений. Такой классификатор пока не создан. Известно, что проблема систематизации в праве не является легкой. Применительно к информационному праву важно определить основные институты и одновременно найти пути наиболее эффективного применения других инструментов нрава, позволяющих выразить суть правового регулирования в сфере практической информатики. Второй раздел учебника посвящен рассмотрению уже определившихся институтов этой отрасли права.
Контрольные вопросы
1. Какова роль категорий в праве? 2. Каковы понятие и назначение правовой дефиниции? 3. Как следует понимать категорию «институт права», «правовой институт»? 4. Как формируются общеправовые институты, реализуемые в правовом регулировании информационных отношений? 5. Каковы основные институты информационного права?
Литература
1. Бержель, Ж.-Л. Общая теория права / Ж.-Л. Бержель. — М., 2000. 2. Зражевская, Т. Д. Категориальный аппарат регионального информационного законодательства / Т. Д. Зражевская, А. А. Ефремов // Правовые понятия и категории в контексте инерормационного права. — М., 2006. — С. 53—62. 3. Информатика в терминах и определениях российского законодательства. — М., 2000. — 430 с. 4. Кузнецов, П. У. Правовой режим как категория и метод информационного права / П. У. Кузнецов // Правовые понятия и категории в контексте информационного права. - М., 2006. - С. 12-31. РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРАВЕ
Глава 8 Право на информацию Проблема права на информацию чрезвычайно важна прежде всего в плане практического его применения. Однако исследование процесса включения этого права человека и гражданина в систему национального и международного права ставит вопросы, касающиеся жизни и эволюции его как юридической категории; его места, связей и зависимостей в системе других прав человека; понимания содержания и правовых механизмов его реализации. Перевод постулатов естественного права на информацию в нормы системы позитивного права осуществляется прежде всего через законодательство. Понятно, что сфера отношений по поводу информационных ресурсов (упрощенно — по поводу информации) является сферой применения правовых регуляторов. И естественно, что наряду с установлением правового режима предмета отношений — информации — требуется и урегулирование правового статуса субъектов, нормативное определение их прав в области отношений по поводу информации. Возникла необходимость в законе для данной сферы отношений, а также развития всех сопутствующих ему нормативных правовых актов, позволяющих сформировать полноценный институт информационного права. Путь от естественного и обычного права на информацию к стадии его нормативного, позитивного оформления, обеспечение гарантий перехода от общей нормативной категории к субъективному праву конкретного индивида связан с уяснением места и роли этого права в системе других прав человека, с пониманием связи права на информацию как правового института с другими институтами права этой отрасли. Наиболее общая характеристика института права на информацию может быть сформулирована как совокупность правовых актов и отдельных норм, определяющих порядок реализации прав субъектов информационного права в области производства (создания) информации, поиска и получения (доступа) информации, сбора, хранения, передачи, использования, распространения информации в целях, не противоречащих свободам, правам и интересам человека, государства, общества и обеспечивающих создание информационных ресурсов, необходимых для реализации других прав и обязанностей субъектов права, предусмотренных и гарантированных законодательством РФ и нормами международного права. Международные акты и зарубежный опыт Первый шаг но пути перевода права человека на информацию в национальную и международную системы права связан с признанием его за человеком и гражданином через международные и национальные акты. Такая легитимация этого права была осуществлена путем принятия Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, а также Международного пакта о гражданских и политических правах, который был принят, открыт для подписания, ратификации и присоединения 16 декабря 1966 г. Этот Пакт был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. Кроме того, 4 ноября 1950 г. в Риме была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу в сентябре 1953 г. (для России она действует с 5 мая 1998 г.). Постепенно проблема права на информацию стала приобретать самостоятельное значение. Так, первые шаги связаны с осознанием значения СМИ и реализацией права на информацию. В 1970 г. Консультативной ассамблеей Совета Европы принимается европейская Декларация о средствах массовой информации и правах человека. В 1967 г. на Стокгольмской конференции принята Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), которая вступила в силу в 1979 г. Советом Европы и его Комитетом министров был принят ряд актов по обеспечению прозрачности деятельности публичной администрации, по обеспечению свободы мнений в СМИ. 1970—1980-е гг. — период формирования национального законодательства в области регулирования массовой и официальной информации, обеспечения доступа к информационным системам открытого режима, а также оформления режима ограничений в доступе к государственной тайне и другим видам информации ограниченного доступа. Широко известны законы США «О свободе информации» (1966) и «Об открытости правительства» (1976). В них речь шла об упорядочении документированной ин формации в системе публичной администрации и обязанностях правительства реализовать право граждан на доступ к ней. Законы Франции по этой проблеме написаны примерно в том же ключе. Это законы об опубликовании и распространении некоторых видов опроса общественного мнения, о мерах, направленных на улучшение отношений между органами управления и общественностью, и об административных, социальных и финансовых положениях; закон о финансовой гласности политической жизни. Аналогичные законы приняты многими европейскими государствами. Огромный массив законодательства по вопросам СМИ свидетельствует об остроте отношений потребителей информации, о правах и правилах деятельности этого важного канала предоставления информации и формирования общественного мнения. В различных странах развитие законодательства, затрагивающего проблему права на информацию, имеет свои этапы. Если в 60—70-е гг. XX в. регулирование связано с разработкой и принятием актов, декларирующих и легитимирующих это право в целом, то переход к компьютеризации общества, к стадии организации крупных и глобальных систем и сетей, знаменующий создание материально-технической основы формирования информационного общества, создает новый этап правовых проблем. Вопросы гарантий, механизмов защиты интересов субъектов разного уровня, тема безопасности — все это начинает превалировать над общей фиксацией права доступа к информации. Наряду с развитием законодательства о СМИ, о применении законодательства по авторскому и патентному праву к таким объектам творчества, как программы для ЭВМ, базы данных, микросхемы, используемые в процессе информатизации, совершенствуется национальное нормотворчество о механизмах предоставления информации гражданам по каналам библиотек и архивов. Речь преимущественно идет об информации, отнесенной к общественно значимой — правительственной официальной информации. Параллельно с этим развивается и совершенствуется нормотворчество по линии защиты разных категорий информации: персональных данных, государственных секретов, других видов конфиденциальной информации. Наполняются полюса «открытости», «прозрачности» государственных структур и защиты тех категорий, которые не подлежат открытому доступу. Примером является акт под названием «Принципы информирования общества», принятый Национальной комиссией США по библиотекам и информатике в середине 1990 г. Его особенность в том, что из всей информации правительственных структур он выделил категорию общественно значимой информации, относимой к национальному достоянию, и ориентировал ведомства иметь правительственный указатель такой информации, а библиотеки — предоставлять такую информацию пользователям в обязательном порядке. В этом ряду актов следует отметить Декларацию о праве доступа к информации, принятую в комплексе Маастрихтских документов по Европейскому союзу в феврале 1992 г. Важнейшие европейские нормативы в области регулирования права на информацию включают такие акты, как: Конвенция (108) Совета Европы от 28 января 1981 г. «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных»; Директива 95/46/ЕС от 24 октября 1995 г. «О защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных». Последние предусматривают, что к 1998 г. на основе существующей договоренности стран Европейского союза должны быть приняты «необходимые для выполнения данной директивы юридические регламентные и административные меры». Наиболее остро обозначается на этом фоне конфликт между правительственными структурами и СМИ, которые требуют все больших гарантий по части открытости государственной политики и практики перед обществом. На решение этой проблемы направлены такие документы, не имеющие нормативного значения, но отражающие суть дела, как документы, принимаемые группами экспертов. В упомянутой работе по российской журналистике приводятся два таких документа. Это Тулуарская декларация, принятая руководителями независимых информационных структур ряда стран в мае 1981 г. в рамках Международной конференции «Голос свободы», и Иоганнесбургские принципы «Национальная безопасность, свобода самовыражения и доступ к информации», принятые 1 октября 1995 г. Следует упомянуть еще о некоторых документах, имеющих значение для понимания тенденций в развитии института права на информацию на современном этапе. Не меньшее значение, чем первые законы США и других стран о свободе информации, сегодня имеют такие документы, как Доклад Клинтона—Гора о Национальной информационной инфраструктуре, распространяемый с 1993 г., и Белая книга Европейской комиссии «Рост конкуренции, занятость, цели и пути в XXI век», на основе которой создан Доклад «Европа и мировое информационное сообщество. Рекомендация Совету Европы», представленный в Брюсселе 26 мая 1994 г. Именно этим документом в оборот введен термин «информационное сообщество». Наконец, заметим, что в конце 1980-х — начале 1990-х гг. пошла вторая волна законодательства в области информатики. Вносятся изменения в уже принятые акты и принимаются новые, например закон Великобритании «О свободе информации» 2002 г. Весьма существенный поворот в отношении к информационной инфраструктуре оказала Окинавская Хартия глобального информационного общества, принятая 22 июля 2000 г. лидерами стран «Большой Восьмерки» и ориентированная на развитие информационного общества и мировое движение под знаком «информация для всех». Проблема равенства доступа к информации стала основным лозунгом в развитии Интернета. Это специальная тема, и к ней мы вернемся в другой главе. Кардинальное значение для углубления правового регулирования права на информацию имеет Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 7 февраля 2008 г. Этот документ подготовлен с учетом международных обязательств РФ, Доктрины информационной безопасности РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ, определяющих направления социально-экономического развития, повышения эффективности государственного управления и взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества в России. Данный документ является основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в стране. Можно сказать, что Стратегия определяет рубеж в переходе к новому этапу развития информационного законодательства.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |