Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исходные позиции




Информация, информационные ресурсы как предмет институтов собственности и исключительных прав.

В Федеральном законе 1995 г. «Об информации, инфор­матизации и защите информации» содержались нормы, согласно которым информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и входить в со­став имущества соответствующего субъекта. Как элемент состава имущества они находятся в собственности граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Напомним, что указанным Законом были закреплены нормы о госу­дарственной и других формах собственности на информа­ционные ресурсы, информационные системы, технологии и средства их обеспечения. В соответствии с этим Законом информационные ресурсы, сформированные на основе до­кументированной информации, включаются в состав иму­щества собственника (владельца) и могут быть товаром, за исключением информации, определяемой законами о государственной тайне и других категорий информации с ограниченным доступом.

Статья 6 данного Закона, опираясь на ст. 128 ГК РФ, устанавливала, что отношения но поводу права собствен­ности на информационные ресурсы регулируются граж­данским законодательством РФ, и предусматривала, что информационные ресурсы могут быть товаром, т.е. закла­дывалась основа для формирования рынка в этой области.

Более чем десятилетняя история применения этого Закона подтвердила, что отношения по поводу информации, инфор­мационных ресурсов, информационных технологий касаются как института авторского нрава, института интеллектуаль­ной собственности в целом, так и института права вещного. Но в отмененном Законе это положение так явно не звуча­ло. Более того, в нем было зафиксировано, что данный закон не распространяется на отношения, связанные с регулирова­нием и защитой авторского права. В процессе переработки Закона 1995 г. предстояло усовершенствовать эту часть ре­гулирования отношений субъектов информационного права и более определенно представить правовую основу отноше­ний в этой области в новом Законе об информации.

Получить ясные ответы на вопросы связи и различий применения института права собственности и исключитель­ных прав субъектов в сфере информационных отношений чрезвычайно важно. От этого зависит не только обеспече­ние прав и интересов всех категорий субъектов, работаю­щих в области ИКТ, но и реализация задач по обеспечению безопасности в информационной сфере, а следовательно, и во всех направлениях обеспечения безопасности страны, неизбежно базирующихся на соответствующей информа­ции. В рамках информационного права важно уяснить, где можно провести границу регулирования отношений нор­мами института вещного права, нормами права интеллек­туальной собственности, и прежде всего исключительных прав создателя результата интеллектуальной деятельности, относительно информационных ресурсов, технологий, ра­бот и услуг. О применении института собственности к ука­занным объектам информационных отношений мы уже го­ворили в связи с общей характеристикой правового режима информации. А проблема включения информационных технологий в систему интеллектуальной собственности ча­стично затронута нами при рассмотрении информационных систем и информационных технологий.

Тем не менее вопросы связи информации с названными институтами гражданского права нельзя считать исчерпан­ными в области нормативного правового регулирования на данный момент.

Как регулируются права субъектов на информационные ресурсы и их отдельные объекты действующим законодательством Российской Федерации

Вопрос о праве собственности на информационные ресур­сы и об исключительных правах субъектов, создающих и ис­пользующих информационные объекты, как уже отмечалось, представлен в Федеральном законе 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» недостаточно ясно. Законодатель ушел от ряда вопросов, непосредственно касающихся правового режима примене­ния прав субъектов в качестве «обладателя информации».

В статье 1 и этого Закона сделана оговорка, что положения его не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельно­сти и приравненных к ним средств индивидуализации. Пред­полагается, что эти вопросы перенесены на площадку части четвертой ГК РФ, что обязывает обеспечить согласование и преемственность этих самостоятельных законов.

В статье 4 Закона об информации присутствует нор­ма, согласно которой «порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архив­ном деле в Российской Федерации». Следовательно, и во­прос о том, какая информация в электронной форме, в какие сроки и в каком режиме хранения должна находиться, также выведен за рамки этого Закона. Таким образом, можно за­ключить, что в данном случае регулируются отношения от­носительно «живой» информации, не относящейся к объек­там интеллектуальной собственности и выводимой в архив.

Субъектами института правового режима в части граж­данско-правовых регуляторов являются, согласно ст. 6 это­го Закона, «обладатели информации»: гражданин (физи­ческое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. От имени Рос­сийской Федерации, субъекта РФ, муниципального образо­вания правомочия обладателя информации осуществляют государственные органы и органы местного самоуправле­ния в пределах своих полномочий, установленных соответ­ствующими нормативными правовыми актами. В данной статье перечислены такие полномочия указанных субъек­тов, как право:

• разрешать или ограничивать доступ к информации;

• использовать информацию и распространять ее по своему усмотрению;

• передавать другим лицам по договору или иным за­конным способом, если иное не предусмотрено феде­ральными законами.

Определено, что обладатель имеет право защищать свои нрава в случае незаконного получения информации или незаконного ее использования иными лицами. Этот пере­чень является открытым, так как далее идет норма о пра­ве на осуществление «иных» действий с информацией или разрешение осуществлять «такие действия».

Еще одна позиция Закона об информации важна для установления связи с общей частью ГК РФ. Согласно ст. 11 этого Закона, при заключении гражданско-правовых догово­ров или оформлении иных правоотношений обмен элек­тронными сообщениями с применением электронной цифро­вой подписи или других аналогов собственноручной подписи рассматривается как «обмен документами». В ч. 5 этой же статьи указано, что право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документи­рованную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

Государственные информационные системы создают­ся в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг для государственных и му­ниципальных нужд» (ч. 2 ст. 14 Закона об информации). Функции оператора в этом случае, если иное не установле­но решением о создании государственной информационной системы, выполняет заказчик (ч. 5 ст. 14 Закона об инфор­мации). «Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в рас­поряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами (ч. 9 ст. 14 Закона об информации). Эта позиция является принципиальной, так как законодатель регулирует отноше­ния обладателей «информацией» через такой объект, как «информационная система».

Как указано в ст. 13 данного Закона, существуют: го­сударственные' информационные системы — федеральные и региональные, созданные на основе федеральных законов или законов субъектов РФ, на основании правовых актов государственных органов. Однако не указано, но каким критериям закон устанавливает такое распределение ресур­сов. Это положение необходимо подчеркнуть в связи с уже ранее освещавшимся вопросом о правомерности законода­тельства об информации в субъектах РФ. Эта правильная позиция — о праве субъектов РФ принимать законы в обла­сти информатизации региона — к сожалению, подвергает­ся сомнению Генеральной прокуратурой РФ. Такие факты имели место в процессе приведения законодательства субъ­ектов РФ в соответствие с федеральным, они наблюдаются и в настоящее время.

Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органа­ми, а также в иных установленных федеральными закона­ми целях (ч. 1 ст. 14 Закона об информации). Требования, установленные для государственных информационных систем, распространяются и на информационные системы муниципального уровня, если иное не установлено законо­дательством РФ о местном самоуправлении.

Порядок создания и эксплуатации информационных си­стем, не являющихся государственными или муниципальны­ми, определяется операторами таких систем в соответствии с требованиями, установленными Законом об информации или другими федеральными законами (ч. 6 ст. 13).

Из текста Закона следует, что каждый раз решение о соз­дании государственной информационной системы должно определять режим информации, которая включается в эту систему. Это предусмотрено ч. 1 ст. 13. Таким образом, определяется сочетание разных правовых методов в регули­ровании прав собственника — «обладателя» информацион­ных ресурсов. Всякий раз при создании информационной системы и определении режима собственности информации этой системы необходим либо федеральный закон, либо за­кон субъекта РФ, либо решение органа местного самоуправ­ления, определяющие полномочия обладателя этой инфор­мацией.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона об информации уста­новленные данным законом требования распространяются и на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о местном само­управлении.

В случаях отсутствия необходимых нормативных актов органов государственной власти и органов местного само­управления действует ч. 2 ст. 13, в которой говорится, что «если иное не установлено федеральными законами, опера­тором информационной системы является собственник ис­пользуемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации инфор­мационной системы». И здесь создается некоторый зазор между терминами «оператор», «обладатель», «заказчик», «лицо, оказывающее услуги», «собственник технических средств». Вспомним, что оператором по этому Закону явля­ется «гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ба­зах данных». В данном случае ничего не сказано об органах государственной власти и местного самоуправления, за ис­ключением того, что ч. 5 ст. 14 предусматривает ситуацию, при которой, если «иное не установлено решением о созда­нии государственной информационной системы, функции ее оператора исполняются заказчиком, заключившим го­сударственный контракт на создание такой информацион­ной системы». Ввод в эксплуатацию этой информационной системы осуществляется заказчиком. Это полезные нормы. Однако представляется, что позиции о правах обладате­ля — заказчика и обладателя на основе ч. 2 ст. 13 этого За­кона могут войти в противоречие.

И еще одна позиция Закона об информации требует уточнения. Изготовитель информационной системы по го­сударственному заказу по своим функциям отличается от субъекта, который осуществляет эксплуатацию этой си­стемы и наполняет ее своим информационным ресурсом, устанавливает правила его предоставления и использова­ния другими субъектами.

Таким образом, анализ норм, касающихся проблемы ре­жима применения института права собственности на ин­формационные ресурсы, по Закону об информации, позво­ляет заметить следующее.

1. Закон объективно ориентирован па сочетание публич­ных и гражданско-правовых методов в регулировании этой проблемы.

2. Закон считает основным методом регулирования отно­шений по данному вопросу гражданско-правовые средства, хотя они и выражены косвенно: через носитель информа­ции, через комплексный объект — информационную систе­му. Это, безусловно, создает дополнительные трудности в процессе исполнения закона или соответствующего право­вого акта органа местного самоуправления, особенно при изъятии баз данных, при определении стоимости информа­ции, содержащейся в архивах, библиотеках, при временном хранении оперативной информации в системах субъектов независимо от формы организации и форм собственности, при включении баз данных в рыночные отношения и т.д.

3. Закон не делает различия в правомочиях субъекта — обладателя информационных объектов по признаку владе­ния, распоряжения, пользования.

4. Закон не рассматривает проблемы, связанные с реа­лизацией исключительных имущественных прав создателей шк/юрмационных объектов, что потребует более точного его согласования с частью четвертой ГК РФ, где уделено внимание составляющим информационных систем — базам данных, которые и аккумулируют основной информацион­ный ресурс обладателя информационной системы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.