Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В зависимости от компетенции органа, который вводит 4 страница




1) плата за специальное использование лесных ресур­сов;

2) плата за специальное использование пресных водных ресурсов;

3) плата за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых.

Взимание платы за специальное использование природ­ных ресурсов осуществляется в соответствии со статьями 89-91 Лесного кодекса Украины. Использование лесных ресурсов подразделяется на специальное и общее. Спе­циальное использование лесных ресурсов осуществляется только на территории земельных участков, предоставлен­ных в пользование. Такими пользователями могут быть один или несколько временных лесопользователей в том случае, если используются несколько лесных ресурсов. Разрешается осуществлять такие виды специального ис­пользования лесных ресурсов: заготовку древесины во время рубок главного пользователя; заготовку живицы; заготовку второстепенных лесных материалов (пень, дуб, кора и другое); побочное лесное использование.

Виды платы за специальное использование лесных ре­сурсов:

1) по установленным таксам;

2) в виде арендной платы;

3) в виде дохода, полученного от реализации лесных ресурсов на конкурсных условиях.

Размер платы за специальное использование лесных ресурсов устанавливается, исходя из лимитов их исполь­зования, такс на лесную продукцию и услуг с учетом каче­ства и доступности. Таксы и порядок взимания таких платежей устанавливаются Кабинетом Министров Укра­ины. В случае применения конкурсных условий реализации лесных ресурсов плата устанавливается не ниже действу­ющих такс. Размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон в договоре аренды, но не ниже установ­ленных такс на лесные ресурсы.

Платежи за специальное использование лесных ресурсов государственного значения зачисляются в размере 80% в


Государственный бюджет, 20% — в бюджет областей. Пла­та за специальное использование лесных ресурсов местного значения зачисляется в бюджеты местного самоуправления. Эти платежи направляются на выполнение работ по обнов­лению лесов, проведение лесохозяйственных мероприятий и содержание лесов в надлежащем санитарном состоянии.

В соответствии с Водным кодексом Украины плата за специальное водоиспользование взимается с целью обес­печения рационального использования и охраны вод, об­новления водных ресурсов и включает плату за забор воды из водных объектов и за сброс в них загрязняющих веществ. К специальному использованию пресных водных ресурсов относится использование водных ресурсов для удовлетво­рения водой производственных и сельскохозяйственных потребностей и нужд населения. Оно осуществляется с по­мощью специальных устройств и установок или без их применения, что влияет на качественные и количественные показатели состояния водных ресурсов.

Плата установлена за специальное использование прес­ных водных ресурсов общегосударственного и местного значения.

Плательщиками платежей за специальное использо­вание пресных водных ресурсов являются субъекты пред­принимательской деятельности — водопользователи не­зависимо от форм собственности, которые считаются юридическими лицами, включая предприятия гидроэнер­гетики и водного транспорта, предприятия с иностранными инвестициями, их филиалы, представительства, отделения и прочие обособленные подразделения, которые не счита­ются юридическими лицами, но имеют отдельный баланс, текущий и расчетный счета в банке. Плату за специальное использование пресных водных ресурсов вносят также хо­зяйственные производственные подразделения, не имеющие юридического статуса и подведомственные нехозрасчетным организациям. В некоторых случаях физические лица обя­заны платить за специальное использование воды.

Объектом исчисления платы за специальное исполь­зование пресных водных ресурсов является объем воды, которую водопотребители используют для собственных нужд, независимо оттого, поступает эта вода непосредствен­но из водохозяйственных систем (поверхностных или под-


земных источников), или от других водопользователей, или от предприятий коммунального хозяйства. Предприятия, использующие на нужды охлаждения оборудования обо­ротную систему водоснабжения, плату в бюджеты вносят только за воду, которую отбирают из водохозяйственных систем и используют для пополнения оборотной системы, размер платы за забор воды из водных объектов определя­ется на основе нормативов оплаты фактического забора воды и установленных лимитов на забор воды.

Размер платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты определяется на основе нормативов оплаты фак­тического сброса загрязняющих веществ и установленных лимитов сброса. Нормативы платы за специальное водо­пользование и порядок взимания таких платежей устанав­ливаются Кабинетом Министров Украины. Нормативы платежей и порядок их взимания регулируются Инструк­цией о порядке исчисления и уплаты платежей за специ­альное использование пресных водных ресурсов и Законом Украины от 25 июня 1991 года «Об охране окружающей природной среды». Нормативы платы за специальное ис­пользование пресных водных ресурсов утверждаются Ка­бинетом Министров по представлению Министерства охра­ны окружающей природной среды по согласованию с Министерством экономики и Министерством финансов.

Плата за специальное использование пресных водных ресурсов не взимается:

а) за воду, которая отпускается плательщиками сбора за
специальное использование пресных водных ресурсов дру­
гим водопользователям;

б) за использование подземных вод, являющихся сырьем
в технологическом процессе, для извлечения находящихся
в них компонентов;

в) за использование подземных вод, которые извлека­
ются из недр вместе с добычей полезных ископаемых, а
также забор которых помогает устранять опасное действие
вод в хозяйственной деятельности (загрязнение, подтопле­
ние, засоленность, заболоченность, сдвиги и т. п.).

Сумма платежа за специальное использование пресных водных ресурсов исчисляется плательщиками самосто­ятельно с учетом льготных коэффициентов. Платежи ис­числяются квартальным расчетом, исходя из фактическо-


го объема использованной воды, установленного лимита и нормативов платы с учетом льгот. Уплата платежа за спе­циальное использование пресных водных ресурсов произ­водится плательщиками ежеквартально.

Плата за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых введена на основании Закона Ук­раины «Об охране окружающей природной среды» и Ко­декса Украины о недрах.

Плательщиками сбора за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых являются субъекты предпринимательской деятельности (независимо от форм собственности), в том числе предприятия с иностранными инвестициями, которые осуществляют добычу полезных ископаемых.

Объектом взимания платы за специальное использо­вание недр при добыче полезных ископаемых является объем фактически погашенных в недрах балансовых и за­балансовых запасов полезных ископаемых. Объем пога­шенных балансовых запасов полезных ископаемых опре­деляется как сумма объемов добытых полезных ископаемых и фактических их потерь в недрах во время их добычи. Но существуют потери, которые не подлежат учету при опреде­лении размера платежей за использование недр при добыче полезных ископаемых.

Размер платы за использование недр для добычи полез­ных ископаемых определяется недропользователями само­стоятельно: для угля каменного, угля бурого, металличе­ских полезных ископаемых, нерудного сырья для метал­лургии, горно-химической, горнорудной отраслей и стро­ительного сырья — исходя из объемов погашенных в недрах балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых и нормативов платы за единицу погашения в недрах запасов полезных ископаемых; для нефти, конденсата, газа при­родного, подземных вод, минеральных грязей и ила — ис­ходя из объемов добытых полезных ископаемых и норма­тивов платы за единицу добытых полезных ископаемых; для урана, сырья ювелирного, ювелирно-производственно­го, производственного и для облицовочных материалов — исходя из стоимости минерального сырья или продукции его первичной обработки и нормативов платы. В случае установления лимитов плата за использование недр для добычи полезных ископаемых исчисляется с их учетом.


От уплаты сбора освобождаются землевладельцы, зем­лепользователи, которые добывают полезные ископаемые без дальнейшей их реализации (т. е. для собственных нужд). Льготы предусмотрены при использовании недр для хозяй­ственных и бытовых нужд, если земельные участки нахо­дятся в собственности или в пользовании субъектов, добы­вающих полезные ископаемые. Скидка за использование недр применяется к платежам за пользование недрами и может предоставляться пользователю недр, осуществляю­щему добычу:

— дефицитных полезных ископаемых при низкой эко­номической эффективности разработки залежей, объектив­но обусловленной и не связанной с нарушением условий рационального использования разведанных запасов;

— полезных ископаемых из оставшихся запасов снижен­ного качества, кроме случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождений.

Платежи за пользование недрами направляются в Госу­дарственный бюджет, бюджеты Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя в таком со­отношении:

1) за добычу полезных ископаемых общегосударствен­ного значения: в Государственный бюджет — 40%, бюдже­ты Автономной Республики Крым, областей, городов Кие­ва и Севастополя — 60%;

2) за добычу полезных ископаемых местного значения и за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: в бюджеты Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя — 100%;

3) за поиск и разведку месторождений полезных ископа­емых: в Государственный бюджет — 80%, в бюджеты Ав­тономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя — 20%;

4) за пользование недрами континентального шельфа и в пределах исключительной (морской) экономической зоны: в Государственный бюджет — 100%.

Сбор за загрязнение окружающей природной среды.

Отношения в области охраны окружающей среды регули­руются Законом Украины «Об охране окружающей сре­ды», а по отдельным видам использования природных


ресурсов — земельным, водным, лесным законодатель­ством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха и другим специальным законодательством.

Указанный сбор является общегосударственным сбором, который определен ст. 14 Закона Украины «О системе на логообложения». Предприятия, учреждения, организации, которые загрязняют окружающую среду, подлежат госу дарственному учету и обязаны бесплатно предоставлять информацию учреждениям, осуществляющим охрану окру жающей природной среды, об объемах выбросов, сбросов загрязняющих веществ, использовании природных ресур­сов, выполнении заданий по охране окружающей природ­ной среды и другую информацию в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Сбор за загрязнение окружающей природной среды рас­считывается на основании лимитов выбросов и сбросов за­грязняющих веществ и размещаемых отходов промыш­ленного, сельскохозяйственного, строительного и других производств. Порядок установления нормативов сбора утверждается Кабинетом Министров Украины. Был раз­работан Порядок установления нормативов сбора за загряз­нение окружающей природной среды от 1 марта 1999 года № 303. Документом устанавливается дифференцированный подход в части установления лимитов для различных видов загрязнения окружающей среды. За сверхлимитные объ­емы выбросов и сбросов, размещения отходов сбор исчис­ляется в пятикратном размере. Если у плательщиков сбора отсутствует утвержденный лимит выбросов, сбросов, раз­мещения отходов, то сбор взимается как за сверхлимитные выбросы и сбросы, размещение отходов в соответствии с их объемами. Предварительный расчет сбора, подлежащего уплате, представляется налоговой инспекции до 1 июня текущего года на последующий год.

Суммы сбора за загрязнение окружающей природной среды относятся на валовые расходы в пределах устанавли­ваемых лимитов выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ. За сверхлимитные выбросы и сбросы таких веществ устанавливается увеличенный размер сбора. Таким обра­зом, при превышении лимита сбор уплачивается за счет средств, оставшихся в распоряжении плательщика. Учи­тывая местные условия, местные органы власти могут уве-


личивать перечень видов загрязняющих веществ, на кото­рые устанавливается сбор за выбросы и сбросы.

Уплата сбора производится ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Окончатель­ный годовой расчет сбора представляется плательщиками в налоговую инспекцию в десятидневный срок после пред­ставления годовой отчетности о количестве выбросов, сбро­сов, размещении отходов использованного топлива. Окон­чательный расчет сбора за отчетный год и уплата сбора осуществляется плательщиками до 15 января.

Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование. Взимание сбора на обязательное пенсионное страхование характеризуется двойственностью. В соот­ветствии с Законом Украины «Об общеобязательном го­сударственном пенсионном страховании» (далее — Закон № 1058)1 страховые взносы не включаются в состав налогов, других обязательных платежей, которые составляют систе­му налогообложения. Однако из перечня общегосударствен­ных налогов и сборов, закрепленных в ст. 14 Закона Укра­ины «О системе налогообложения», этот платеж не исклю­чен и, значит, он входит в систему налогообложения. При этом Закон Украины «О сборе на обязательное государствен­ное пенсионное страхование» от 26 июня 1997 г. применя­ется в части, не противоречащей Закону №1058.

Плательщики взносов перечислены в ст. 15 Закона № 1058: работодатели (предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, физические лица — субъекты предпринимательской деятельности и прочие лица (в том числе те, которые избрали особый способ на­логообложения), использующие работу физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или по договорам гражданско-правового характера); граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые работают на предприятиях, в учреждениях, организациях, у физиче­ских лиц — субъектов предпринимательской деятельности на условиях трудового договора или выполняют работы по договорам гражданско-правового характера; физические

1 Официальный вестник Украины. — 2003. — № 33. — Ст. 1770.


лица — субъекты предпринимательской деятельности; лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно и занимаются адвокатской, нотариальной, творческой и другой деятельностью, связанной с получением дохода не­посредственно от этой деятельности, и пр.

Плательщиками данного сбора являются также субъек­ты, занимающиеся определенными видами операций в соответствии с Порядком уплаты сбора на обязательное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, утвержденным постановлением Кабинета Мини­стров Украины от 3 ноября 1998 г. № 17401. К ним относят ся, например, субъекты, осуществляющие операции по купле-продаже валют, торговле ювелирными изделиями из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоцен­ных камней, и т.п.

Начисление страховых взносов осуществляется:

1) для работодателя — на суммы фактических затрат на оплату труда (денежного обеспечения) работников, включа­ющих расходы на выплату основной и дополнительной за­работной платы и других поощрительных и компенсацион­ных выплат, в том числе в натуральной форме, выплату воз­награждений физическим лицам за выполнение работ (услуг) по соглашениям гражданско-правового характера, подлежа­щих обложению налогом на доходы физических лиц, а так­же на суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудо­способности, которая осуществляется за счет средств рабо­тодателя, и помощи по временной нетрудоспособности;

2) для лиц, указанных в пункте 5 статьи 14 Закона № 1058, — на суммы дохода (прибыли), полученного от соответствующей деятельности, которая подлежит обложе­нию налогом на доходы физических лиц;

3) на все суммы совокупного налогооблагаемого дохода (прибыли) застрахованных лиц; и пр.

Размер пенсионных взносов устанавливается Верховной Радой по предложению Кабинета Министров Украины вместе с принятием Закона о Государственном бюджете Украины на следующий год. Ставки сбора, взимаемого в Пенсионный фонд, дифференцированы в зависимости от плательщика и объекта налогообложения, например:

1 Официальный вестник Украины. — 1998. — № 44. — Ст. 1632.


1) для субъектов предпринимательской деятельности различных форм собственности, их объединений, бюджет­ных, общественных и других учреждений и организаций, хи филиалов, объединений граждан и других юридических лиц, а также физических лиц — субъектов предпринима­тельской деятельности, которые используют труд наемных работников, 32% от объекта налогообложения;

2) с физических лиц, работающих на условиях трудово­го договора (контракта), и с физических лиц, выполняю­щих работы (услуги) согласно гражданско-правовым до­говорам, сбор в Пенсионный фонд взимается в размере 1 % от налогооблагаемого дохода, исчисленного в соответствии с Законом Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22 мая 2003 г. № 889, если такой доход не превышает 150 грн., и 2% — если такой доход превышает 150 грн.;

3) с юридических и физических лиц, осуществляющих операции по купле-продаже валюты, сбор в Пенсионный фонд взимается с суммы операций по купле-продаже валю­ты в размере 1,3 %;

4) с субъектов предпринимательской деятельности, осу­ществляющих торговлю ювелирными изделиями из золота, платины и драгоценных камней, такой сбор взимается в размере 5% от стоимости реализованных ювелирных из­делий.

Субъекты обязаны уплатить страховые взносы, начис-енные за соответствующий базовый отчетный период, не озднее 20 календарных дней со дня окончания отчетного ериода. При этом уплата взносов осуществляется исклю-ительно в денежной форме, в том числе с выплат (дохода), осуществляемых в натуральной форме.

Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства введен Законом Украины от 9 апреля 1999 года «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства». За один день до вступления Закона в дей­ствие Кабинет Министров принял постановление «Об Утверждении Порядка взимания сбора и использования средств на развитие виноградарства, садоводства и хмеле­водства» от 29 июня 1999 года № 1170 и сам Порядок. При­казом ГНАУ «Об утверждении формы отчета о суммах на­численного сбора на развитие виноградарства, садоводства


и хмелеводства» от 3 августа 1999 года были утверждены формы отчета.

Плательщиками сбора являются субъекты предприни­мательской деятельности независимо от форм собственно­сти и подчинения, которые реализуют в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки и пиво.

Сбор уплачивается предприятиями торговли.

1. Субъекты розничной торговли платят сбор от реали-зации алкогольной продукции или пива, поступивших непосредственно от производителя.

2. В случае поступления алкогольной продукции и пива в розничную сеть из оптовой торговой сети сбор платит оптовик. Необходимо, чтобы в товарно-транспортных и платежных документах сумма сбора была указана отдель­ной строкой.

Объектом налогообложения является выручка от реали­зации алкогольных напитков и пива.

Ставка сбора составляет 1%.

Сбор уплачивается ежемесячно до 15 числа месяца, сле­дующего за отчетным (за июль — 13 августа). Сбор начис­ляется на всю сумму выручки, включая НДС.

Данный сбор зачисляется на специальные счета Госу­дарственного казначейства Украины. 30% этих средств используются на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. Распорядителями этих средств являются местные органы исполнительной власти. Центральный орган исполнительной власти, осуществляющий государ­ственную политику в сфере виноградарства, садоводства и хмелеводства, распоряжается 70% средств от сбора. Суммы сбора, поступающие на специальный счет Государственно­го казначейства Украины, распределяются в соотношении: 70% — на развитие виноградарства, 30% — на развитие садоводства и хмелеводства.

Плата за торговый патент. Начиная с 1998 года в Украине стали появляться альтернативные формы налого­обложения, к которым относятся: осуществление предпри­нимательской деятельности с приобретением специального патента и упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. И тот, и другой способ предполагают добровольность избрания-


tjTO касается фиксированного сельскохозяйственного на­лога, то он, хотя и предусматривает упрощенное налого­обложение, но применяется не по выбору плательщика. Иными словами, альтернативным не является.

Плата за торговые патенты предусмотрена в Законе Укра­ины «О системе налогообложения» (в редакции Закона Украины от 18 февраля 1997 года) как самостоятельный вид общегосударственных налогов и сборов (п. 19 ст. 14). Вместе с тем этот платеж занимает промежуточное положение между собственно налогами и государственным разрешени­ем. Действительно, согласно ст.2 Закона Украины от 23 марта 1996 года «О патентовании некоторых видов пред­принимательской деятельности», с изменениями (далее — Закон о патентовании) торговый патент — это государствен­ное свидетельство, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного (обособленного) подразделения заниматься определенными видами предпринимательской деятельности.

Определение плательщиков по плате за патенты при­ведено в п.1.2 СТ.1 Закона о патентовании: субъектами правоотношений, которые подлежат регулированию по этому Закону, являются юридические лица и субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица, — резиденты и нерезиденты, а также их обособленные подразделения (филиалы, отделения, представительства и др.), которые занимаются предпри­нимательской деятельностью, предусмотренной частью первой статьи 1 Закона.

Исходя из приведенного определения, существует три группы плательщиков:

— юридические лица, независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности;

— граждане-предприниматели;

— обособленные подразделения (филиалы, отделения и т.п.), причем ни место их расположения, ни наличие от­дельного банковского счета или обособленного баланса в этом случае значения не имеет.

Обязательным условием, при котором перечисленные Категории резидентов и нерезидентов классифицируются Как субъекты патентования, является осуществление ими любого из видов подлежащей патентованию деятельности.


Объект патентования включает в себя четыре укрупнен­ных вида предпринимательской деятельности.

1. Торговая деятельность за наличные средства и кре-дитные карточки на территории Украины. Необходимо обратить внимание, что объектом патентования является не только розничная торговля, а вся торговая деятельность под которой в соответствии с Порядком занятия торговой деятельностью и Правилами торгового обслуживания на­селения, утвержденными постановлением Кабинета Мини­стров Украины от 8 февраля 1995 года № 108, понимается розничная и оптовая торговля, а также деятельность в тор­гово-производственной сфере (общественное питание).

2. Деятельность по предоставлению бытовых услуг.

Объектом регулирования согласно ст.З Закона о патен­товании является деятельность по предоставлению бытовых услуг, под которыми понимается «деятельность, связанная с предоставлением платных услуг для удовлетворения лич­ных потребностей заказчика за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов, включая кредит­ные карточки».

3. Деятельность по обмену наличных валютных ценно­
стей (включая операции с наличными платежными сред­
ствами, выраженными в иностранной валюте, и с кредит­
ными карточками).

Под торговлей наличными валютными ценностями в этом Законе следует понимать продажу наличной иностран­ной валюты, других наличных платежных средств, выра­женных в иностранной валюте (в том числе дорожных, банковских и персональных чеков), а также операции по дебетованию кредитных (дебетовых) карточек в обмен на валюту Украины, другие наличные платежные средства, выраженные в валюте Украины, а также в обмен на другую иностранную валюту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.