Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды




Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных тре­бований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому

Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. - М., 2002. - С. 88.

3 Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е-
Винокурова. - М., 2003. - С. 108.

цу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование - это л ' ПрИятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлени­ем документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением

возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и онтролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Порядок выдачи лицензий регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31 декабря 2005 г.) (далее - Закон о лицензиро­вании), а также иными нормативными правовыми актами. Новизна дан­ного закона состоит в установлении единого перечня лицензируемых видов деятельности и определении порядка лицензирования. Законом определяется закрытый перечень видов деятельности, лицензирование которых регламентируется нормами специальных законодательных актов (ст.2 Закона).

Лицензирование, как один из самых эффективных инструментов обеспечения надлежащего качества окружающей среды, является (как и нормирование) одной из функций государственного управления и кон­троля, формой императивного метода правового регулирования отно­шений в сфере взаимодействия природы и общества. Государственная система экологического лицензирования — это единый порядок предо­ставления лицензий на виды деятельности, связанные с воздействием на природу, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформле­ние. Любая экологическая лицензия выдается только после проведения государственной экологической экспертизы.

Экологические лицензии можно классифицировать на несколько групп по следующим критериям. По объекту лицензирования различа­ют, во-первых, лицензии на природопользование, то есть разрешения на эксплуатацию (использование) природного ресурса, связанную с изъятием его полезных свойств (либо без изъятия) с соблюдением определенных условий, ограничений и параметров такой деятельности. Порядок выдачи данной группы лицензий регулируется природоресур-совым законодательством (лесным, водным, горным и т.д.). Такой вывод следует из п. 2 ст. 1 Закона о лицензировании, согласно которому его Действие не распространяется на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира. Поэтому продолжают действовать нормы природоресурсовых законов: ст. 48 ВК РФ (лицензия на водопользование), ст. 11 Закона о недрах (лицензия на пользование недрами), ст. 38 Закона о животном мире (долгосрочная лицензия на пользование животным миром) и т.д.

Во-вторых, лицензии могут удостоверять право их владельца на ока­зание вредного воздействия на окружающую среду в установленном объеме (например, деятельность по обращению с опасными отходами).

В-третьих, лицензироваться могут виды деятельности, прямо не свя­занные с воздействием на окружающую среду, но предполагающие при­чинение вреда природе (например, эксплуатация химически опасных производственных объектов).

По целям деятельности, для достижения которых необходимо получение лицензии, различают удовлетворение личных нужд (например, получение гражданином именной разовой лицензии на однократное использование определенного объекта животного мира) либо извлечение прибыли в ходе осуществления предпринимательской деятельности (получение юриди­ческим лицом лицензии на добычу полезных ископаемых).

По субъектам пользования лицензией различают российских и инос­транных юридических лиц и граждан.

В зависимости, от срока действия различают разовые, срочные (как пра­вило, на срок пять лет и более) и бессрочные лицензии (например, согласно ст. 10 Закона о недрах, без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов). Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требова­ний и условий. При этом лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостанов­ление действия лицензии, который не может превышать шесть месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензи-4 онных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба пра­вам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства и в некоторых других случаях. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Следует отметить, что в сферу действия Закона о лицензировании вклю­чен ряд видов деятельности, способных непосредственно оказать нега­тивное воздействие на окружающую среду. Среди них — деятельность по обращению с опасными отходами, выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, эксплуатация опасных производственных объектов (взрывоопасных, пожароопасных, химически опасных производственных объектов) и т.д. Постановлени­ем Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» определен перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, в том числе и

сфере охраны окружающей среды. Например, лицензирование деятель­ности по обращению с опасными отходами осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Лицен­зионные требования и условия по осуществлению экологически значимых видов деятельности конкретизируются Правительством РФ.

В свете Закона о лицензировании целая группа традиционных объек­тов экологического лицензирования выпадает из-под его сферы дейс­твия, а, следовательно, получение лицензий на осуществление таких видов деятельности не обязательно, например, на комплексное природо­пользование, что означает прекращение действия данного направления экологического лицензирования.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение нормирования как функции государственного
управления. Сформулируйте критерии классификации экологических
нормативов.

2. Какое место институт нормирования в области охраны окружающей
среды занимает в механизме экологического права?

3. Разъясните, для реализации каких экологически значимых целей
введена система нормативов качества окружающей среды? Какие под­
группы в ней можно выделить?

4. Объясните значение нормативов допустимого воздействия на окру­
жающую среду. Какие подгруппы в ней можно выделить?

5. Что понимается под экологической стандартизацией? В чем отли­
чия стандартов от нормативов?

6. Что такое экологическое лицензирование? Как соотносятся поня­
тия «лицензирование», «нормирование», «стандартизация»?

Литература

1. Веселов А.К. Правовое регулирование экологической сертифика­
ции // Юрист. - 2003. - № 7.

2.Дубовик О.Л. Исследования коррупционного экологического
лицензирования. // Юридический мир. - 2003. — № 3.

3.Миндзаев М.А. К вопросу о нормативах качества окружающей при­
родной среды // Экологическое право. - 2002. — № 2.

 

1. Терещенко Л.К. Технические регламенты в области строительства
// Право и экономика. - 2004. - № 3.

2. Тимофеев Л.А. Правовая политика в сфере технического регулиро­
вания // Правовая политика и правовая жизнь. — 2003. — № 4.

"• Тимофеев Л.А. Проблемы экологического нормирования водоснаб­жения населения. - Саратов, 2003.

' ■ Ярандайкин Р.С. Сертификация экологически чистой сельскохозяйс-Твенной продукции // Журнал российского права. — 1999. — № 3/4.


 

Лекция 6

Контроль в области охраны окружающей среды




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.