Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Годы формирования. Раннее творчество. Литературные произведения




Литературные произведения

Романсы и песни для голоса и фортепиано

Произведения для клавишных инструментов

«Посвящение Равелю» для фортепиано (1915)

Токката и вариации для фортепиано (1916)

«Посвящение Русселю» для фортепиано (1918)

Прелюдия, ариозо и фугетта на тему BACH для фортепиано (1932)

«Воспоминание о Шопене» для фортепиано (1947)

Сюита для двух фортепиано (1928)

Партита для двух фортепиано (1940)

Фуга и хорал для органа (1917)

на слова Г. Аполлинера, П. Верлена, Ф.Жамма, Ж. Кокто, П.Клоде­ля, Ж. Лафорга, II. Ронсара, А.Фонтена, А. Чобанина, П. Фора и других поэтов

Музыка к драматическим спектаклям (всего около 30 постановок)

«Притча об играх мира» П.Мераля (1918)

«Пляска мертвых» Ш.Ларронда (1918)

«Антигона» Софокла в переводе Ж.Кокто (1922)

«Лилюли» Р. Роллана (1923)

«Буря» В.Шекспира (1923)

«Императрица на скалах» Сен-Жоржа де Буэлье (1925)

«Федра» Г. д'Аннунцио (1926)

«14 июля» Р. Роллана (совместно с Д.Мийо и др., 1936)

«Свобода» М. Ростана (совместно с Д.Мийо и др.. 1937)

«Прометей» Эсхила в переводе А. Боннара (1946)

«Гамлет» В. Шекспира в переводе А. Жида (1946)

«Эдип» Софокла в переводе А.Обэ (1947)

«Осадное положение» А.Камю (1948)

«С любовью не шутят» А.Мюссе (1951)

Музыка к радиопостановкам и для исполнения на радио

Музыка более чем к 40 кинофильмам, в том числе:

«Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому (1934), «Отверженные» по В. Гюго (1934) «Жанна д'Арк на костре» (1954)

«Заклинание окаменелостей», сборник статей (1948) «Я — композитор» (совместно с Б.Гавоти, 1951)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шес­ти». Л„ 1964.

Онеггер А, О музыкальном искусстве. Л., 1979.

Павчинский С. Симфоническое творчество Онеггера. М., 1972.

Сысоева Е. Симфонии А. Онеггера. М., 1975.

Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века: Очерки. Л., 1983.

ДАРИЮС МИЙО (1892—1974)

Значительное место во французской музыкальной культуре XX века занял Дариюс Мийо. В 20-е годы он был одним из самых деятельных членов «Шестерки», а в дальнейшем влия­ние его распространилось далеко за пределами этой творческой группировки.

Мийо родился 4 сентября 1892 года в Эксе (Прованс) в семье негоцианта. Его отец хорошо играл на рояле, мать в молодые годы училась пению в Париже у выдающегося тенора Ж. Дюп­ре. С семи лет Дариюс занимался игрой на скрипке у Брюгье, возглавлявшего квартет, в котором позднее участвовал и юный Мийо. Дариюс регулярно посещал концерты выступавших в Эксе и Марселе приезжих знаменитостей: П. Сарасате, Э. Изаи, Я.Кубелика, трио А. Корто — Ж. Тибо — П. Казальс.

Общительный, энергичный, инициативный, разносторонне одаренный, живо откликающийся на проявления новаторства во всех областях искусства, Мийо легко сближался с самыми различными людьми, проявляя активную заинтересованность во всем, что его окружало. К тому же он был на редкость тру­доспособен, дисциплинирован, восприимчив и независим в суж­дениях.

Поступив семнадцати лет в Парижскую консерваторию1, Мийо отнюдь не выглядел робким провинциалом. В Париже он посещал концерты, театральные премьеры, выставки, ли­тературные чтения. Восторгался «Пеллеасом и Мелизандой» Дебюсси, «Борисом Годуновым» Мусоргского и его песнями в исполнении М. Олениной-д'Альгейм, «Русским балетом» и

1 В консерватории Мийо занимался в классе скрипки у профессора Бертелье, посещал также класс оркестра, руководимый П.Дюка, но его влекла композиция. Последовательно он обучался: гармонии у К. Леру, полифо­нии у А. Жедальжа, композиции у Ш.Видора, дирижированию у В. д'Энди. В классе Жедальжа Мийо подружился с А. Онеггером, Ж. Ибером, А. Клике-Плейелем, Ж. Вьенером.

его творческое воображение и композиторские ресурсы. В Бра­зилии рождается и частично осуществляется множество за­мыслов, а полученные впечатления будут еще долго питать его фантазию. Так, вскоре после возвращения в Париж Мийо пишет партитуру пантомимы-фарса «Бык на крыше» (1919), пронизанную ритмами танго, блюза, матчиша, самбо, чарль­стона и португальского фадо. В 1920 и 1921 годах он создает две тетради «Воспоминаний о Бразилии» («Saudades do Brasil»)1 для фортепиано (они существуют также в вариантах для орке­стра и для скрипки или виолончели с фортепиано). В 1923 году появляется музыка к балету «Сотворение мира» (сценарий Б. Сандрара), в которой использована мелодия негритянской колыбельной, записанная композитором в Рио-де-Жанейро.

Возвращению на родину предшествовала деловая поездка совместно с Клоделем в США. В Нью-Йорке композитор познакомился с джазом и с искусством негритянских эстрадных певцов. Впечатления эти отразились в балете «Бык на крыше» и других сочинениях.

По возвращении во Францию весной 1919 года Мийо по­падает в водоворот разноречивых художественных тенденций, которыми была охвачена артистическая жизнь Парижа, и при­соединяется к молодым музыкантам, знакомым по занятиям в консерватории. Последующие десять лет его творчества несут отпечаток беспокойных исканий. Это время самых разнообраз­ных экспериментов, которыми Мийо откликается на новые веяния в искусстве. И все же в его опытах, при всей их разно­речивости, есть логика и последовательность. Окончательно складывается его стиль. С каждым новым сочинением возрас­тает мастерство политонального письма, которое применяется как в гармоническом, так и в полифоническом складе. Образ­цом первого могут служить «Воспоминания о Бpазилии», где с большой изобретательностью применяются битональные сочетания мелодии и простейшего гармониче­ского сопровождения. Так, в пьесе «Корковадо» господствует

сочетание D/g, в «Паинере» – C/As, в «Копакабане» — H/G(пример 25), в «Ипанеме» — C/ges, Ges/c, c/ges и т. п. (все на остинатном чередовании тоники и доминанты в басу).

1 Saudade — труднопереводимое португальское слово, которое означает «тоска», «воспоминание».

Политональные напластования в полифоническом складе можно найти в «Эвменидах», квартетах, «маленьких симфо­ниях», этюдах для фортепиано с оркестром, представляющих собой разновидность сольного концерта. В Пятом квартете (1920) одновременно звучат диатонические мелодии в A-dur, C-dur, B-dur, Dès-dur. В Третьей из «маленьких симфоний» гла­венствует четырехслойная политональность. В № 3 из цикла Пять этюдов для фортепиано с оркестром мы находим одно­временное сочетание четырех фуг на разные темы и в разных тональностях; в № 4 из того же цикла применяется ракоходное движение: вторая половина пьесы представляет собой изложе­ние первой в обратном порядке. В операх и балетах наблюда­ются менее сложные напластования, чаще всего сводящиеся к битональности, реже – к соединению трех тональностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.